Открытый урок по русскому языку в 5 классе Синтаксис.Пунктуация.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноясыльская средняя общеобразовательная школа»





КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
Повторение изученного по теме
«Синтаксис. Пунктуация».















Разработала:
Бабушкина Светлана Борисовна,
учитель русского языка и литературы






Красный Ясыл-2015 г.
Конспект открытого урока в соответствии с требованием ФГОС .
Разработала: учитель русского языка и литературы МБОУ «Красноясыльская СОШ» Бабушкина Светлана Борисовна.
Предмет: русский язык
Дата: 19.11.2015 г.
Класс: 5
УМК:  под редакцией Т.А.Ладыженской
Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.
Форма: традиционная
Оборудование:
мультимедийный проектор;
опорный конспект урока;
презентация;
раздаточный материал.

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка.
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку. Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Ход урока
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Слайд № 2
Здравствуйте, ребята. Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вы сегодня очень красивые. Нарядные. Сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их взглядом. Спасибо. Садитесь.
2.Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Целеполагание.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости. А к кому, кто является хозяевами, вам предстоит догадаться.
- Ребята, посмотрите на экран. Слайд № 3
Зимнее, портфель, легкий, утро, радостное, журнал платье, настроение, новое, ученик, модный, шарф, прилежный, кусок, котлеты шерстяной, из курицы.

Что перед вами? (Слова)
- А что с ними можно сделать? (Составить словосочетания)
- Составьте словосочетания. (Дети составляют словосочетания)
- А что еще можно сделать со словами? (Составить предложения)
- Составьте с этими словами предложения. (Ребята составляют предложения)
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетания и предложения? (Синтаксис)
- Ребята, что вы видите на экране? Слайд № 4
(Предложение)
- А что в нем не хватает? (Запятой и точки)
- Поставьте знаки препинания.
Иногда вы забываете ставить знаки препинания, поэтому получаете не совсем хорошие оценки, но иногда пропущенный знак препинания может лишить человека и жизни.
(Казнить нельзя помиловать)
- Какой раздел науки о языке изучает знаки препинания?
(Пунктуация)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Слайд 5.
- Да, верно, тема сегодняшнего урока - «Синтаксис и пунктуация». Ребята, а это новая тема? (Нет). А зачем мы к ней возвращаемся? Подумайте, чем мы будем заниматься на уроке? О чём мы сегодня будем говорить? (Повторять и закреплять знания по теме «Синтаксис и пунктуация»).
-Любые правила, изученные ранее, знания, которые вы получаете изо дня в день, становятся крепкими и полезными только тогда, когда время от времени их вспоминают, повторяют, закрепляют. Цель урока:  повторить основные единицы синтаксиса, систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умение постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, между частями сложного предложения, умение находить и графически выделять главные и второстепенные члены.
-А если вы что-то забыли, каким источником информации вы будете пользоваться? Кто вам поможет? (Учебник, компьютер, учитель)
-Запишите в тетради число, тему урока. Я надеюсь, что на уроке вы будете активны, собраны, и наша работа будет интересной и полезной.
-Ребята, давайте выберем 5 критериев, по которым вы оцените себя в конце урока. (Учащиеся выбирают)-аккуратность, знания, самостоятельность- карточки на доске.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
-Итак, мы отправляемся в гости к Синтаксису и Пунктуации. Но прежде я предлагаю вам ответить на вопросы. Что вы знаете о хозяевах этих домов и их жильцах.
Терминологический диктант
Что такое синтаксис? (Наука о языке, которая изучает строение предложений и словосочетаний)
Назовите единицы синтаксиса (Словосочетание, предложение, текст)
Что такое пунктуация? ( Наука о языке, которая изучает систему знаков препинания и правила их постановки)
Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)
Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородны
·е члены и слово с предлогом или частицей).
Назовите виды словосочетаний? (Именное, глагольное, наречное).
Что такое предложение? (Это несколько слов, связанных по смыслу и грамматически)
Что такое грамматическая основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)
Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)
Какие основные признаки однородных членов предложения? (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)
Какое предложение называется сложным? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)
Что такое текст?
Сколько знаков препинания в русском языке? (10)
Что такое прямая речь, и как она пишется?
Молодцы! Вы готовы идти в гости.
4. Обобщение и систематизация знаний.
-Отправимся сначала к словосочетанию. Ребята, посмотрите на слайд № 6 и на карточки, которые лежат перед вами. Прочитайте и скажите, все ли слова являются словосочетаниями? (Нет). А что это? Вам нужно выписать только 4 любых словосочетания и выполнить их синтаксический разбор.
Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, альбом или тетрадь, книга интересна. (Устные ответы, 2 чел. у доски разбирают словосочетания).
-Ну а теперь пришла пора отправиться в гости к предложению.
Слайд №7.
Работать будете в парах. Посмотрите на слайд и скажите, какая учебная задача стоит перед вами?
(Из данных предложений выписать грамматические основы, обозначить, чем выражены главные члены. Составить схемы. (Слайд № 7 и карточки)
Радостна, шумна и пахуча весна!
Земля – наш общий дом!
Кончается золотая осень, и начинается холодная зима.
Лес – спасение от засух и суховеев.
Космонавты сообщают: «Наш полет проходит успешно».
- С какими предложениями вы столкнулись? (Простые, двусоставные, с однородными членами, сложные, с прямой речью)
-Чем же может быть выражено сказуемое? (Глаголом, существительным в именительном падеже, кратким прилагательным).
- Что нам нужно помнить, если сказуемое выражено существительным в именительном падеже? (Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.)
-Предложение очень любит, когда о нем говорят, дают его характеристику. Выполните синтаксический разбор предложения: Лес – спасение от засух и суховеев.(Суховей- сухой ветер)-1 чел. у доски..
Физкультминутка по музыку. Слайд №8
Для разминки из-за парт
Поднимаемся. На старт!
Бег на месте. Веселей
И быстрей, быстрей, быстрей!
Делаем вперёд наклоны –
Раз – два – три – четыре – пять.
Мельницу руками крутим,
Чтобы плечики размять.
Начинаем приседать -
Раз – два – три – четыре – пять.
А потом прыжки на месте,
Выше прыгаем все вместе.
Руки к солнышку потянем.
Руки в стороны растянем.
А теперь пора учиться.
Да прилежно, не лениться.
-Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания.
Ребята, у вас на партах есть текст. Знаки препинания не расставлены. Сейчас вы будете работать по рядам. Слайд № 9 .Какая учебная задача стоит перед вами? 1 ряд? 2 ряд? 3 ряд?
1 ряд выписывает предложение с однородными дополнениями.
2 ряд выписывает предложение с однородными определениями.
3 ряд выписывает предложение с однородными обстоятельствами.
Текст.
В городах и деревнях зима наступает по-разному.
Вот пришла зима и в наше родное любимое село. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Они лепят снеговиков и играют в снежки.
Зима у многих людей вызывает счастье радость.
 
-Молодцы! Не подвели.
Все секреты вы нашли.

5. Применение знаний и умений.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
-Ну, что ,ребята, пришла пора поблагодарить хозяев за гостеприимство. А благодарностью будут ваши знания, которые вы покажете, выполнив самостоятельно тест. Время выполнения 4 мин.
Тест по теме: «Синтаксис. Пунктуация.». Слайд №10.
1. Укажите предложение с однородными членами:
А) Опадает листва на деревьях.
Б) Лучи солнца греют лицо и руки.
Г) У дороги расстилается густая рожь.
2.Укажите простое предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.
Б) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
В) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
3.. Укажите сложное предложение.
А) Зацвел багульник, и склоны заполыхали фиолетово-малиновым огнем.
Б)Веселые шутки и смех разносились по долине.
В) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Укажите предложение с прямой речью, в котором знаки препинания расставлены неверно:
А) Учитель спросила: « Таню почему ты вчера не была в школе?»
Б) Я попросила подругу: « Дай мне, пожалуйста, синий фломастер.»
В) «Тащите воды попить, ребятки,»- попросил всадник.

Ключ написан на слайде №11.
1.Б
2.В
3.А
4.В
5.А
Оценка: «5» - 5 правильных ответа. Слайд №12.
«4»–4 правильных ответа

«3»– 3 правильных ответа
«2» - 2 правильных ответа.
-Взаимопроверка по эталону.
Оценка: Выставление в журнал и дневник.
6. Этап рефлексии учебной деятельности.
-Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями и незаметно оказались дома.
-Запишите домашнее задание: Слайд №13.
1. Ответить на контрольные вопросы на стр.
2. Подготовиться к диктанту.
3.Выполнить упр. 258 или упр. 259 по заданию.

-Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку. (По критериям, выбранным в начале урока).
-Подведем итоги урока, закончив фразу: Слайд №14
-Сегодня на уроке я научился
-Ещё раз повторил
-Больше всего мне понравилось...
-Труднее всего было...
Или на доске в файле фразы.

-Всем спасибо за работу. Урок окончен. Удачного дня. Слайд №15.
15