Открытый урок по русскому языку по теме Синтаксис и пунктуация (5 класс)


Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями.
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Извлекать нужную информацию.
Этапы урока:
Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Орг. момент
Добрый день, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация
1.Ребята, я хочу вас поздравить с тем, что мы вместе подошли к завершению изучения одного из самых сложных разделов русского языка. В 5 классе вы получили необходимые знания по этому разделу, эти знания пригодятся нам в дальнейшем на уроках русского языка, помогут вам грамотно оформлять свои мысли устно и письменно. Ну, а насколько крепкими окажутся ваши знания, мы сегодня узнаем.
А чтобы вспомнить все сказанное, над чем мы работали, поможет отгадка к загадке. (слайд 1)
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье.
Я вам всегда помочь готов
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания,
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
- Как называется этот раздел? (синтаксис)
А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Значит, тема урока… . Запишем тему урока «Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». (слайд № 2) 
-Ребята, запишите в индивидуальных картах число, тему урока
2.Целеполагание и планирование.
-Посмотрите на тему урока. Что же мы должны повторить сегодня? (Повторить основные сведения в разделе «Синтаксис и пунктуация») – А с какой целью мы это будем повторять? (Чтобы уметь применять на практике). - Итак, сегодняшний урок поможет систематизировать изученный  материал, подготовиться к контрольной работе, научит работать с большей долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные знания при выполнении различных упражнений.
III. Актуализация знаний
1. Кластер.
Вспомните, какие единицы раздела относятся к синтаксису, какие – к пунктуации. Составьте кластер.
1315720554990пунктуация
00пунктуация
69850554355синтаксис
00синтаксис

(работа в парах:1 уч- составляет кластер по разделу «Синтаксис», 2уч-« Пунктуация»
словосочетание, предложение, текст, простое, сложное, грамматическая основа, второстепенные члены, определение, дополнение, обстоятельство, знаки препинания, завершения, выделения, разделения…(Взаимопроверка, правильный вариант на слайде. Если допустили ошибки, почему?) Справились с заданием -1 балл (Слайд 3)
IV. Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
1 «Да-нет» (Письменно)
1.По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. НЕТ
2.Подлежащее и сказуемое-это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу. ДА
3. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения называются распространёнными. Да
4. Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? НЕТ
5. Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? ДА
6. Словосочетание - слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью. НЕТ
7. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа – сложное предложение. НЕТ
8. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения . ДА
9. Диалог-разговор двух и более лиц .ДА
10. Обращение - это высказывание какого-либо лица, передаваемое дословно. НЕТ
(Самопроверка по презентации. С объяснением. Все правильно-1балл, есть ошибки- 0 б) Слайд 4-5
Вы хорошо справились с данной задачей.
V. Применение знаний и умений в новой ситуации.
-Вспомните, из каких двух частей состоит словосочетание?
-Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
1.На карточках записан отрывок из стих. Прочитайте.
-Кто является автором этих строк? Как называется стихотворение?
-Вам надо выписать и выполнить разбор словосочетаний: 1группа - укажите главное и зависимое слово; 2 группе - укажите главное и зависимое слово, какой частью речи выражены слова в словосочетании; 3 группе - укажите главное и зависимое слово, какой частью речи выражены слова в словосочетании; определите глагольное или именное словосочетание.
Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит…
-Во всех ли словосочетаниях вы смогли определить, какой частью речи является главное слово? (Блестя – на какую часть речи похоже? Глагол -дееприч.)
-С какими произведениями Пушкина вы познакомились в 5 классе? Какую сказку изучили?
- Какова роль сказок в жизни каждого человека?
2.Обратите внимание на предложения, записанные на доске. Прочитайте их выразительно, соблюдая интонацию. (Слайд № 6) Чтение вот лучшее учение. А.С.ПушкинСказки любят читать все и взрослые и дети и старики.
-Спишите предложения, графически объясните постановку знаков препинания.
-Охарактеризуйте предложения по наличию грамматических основ.Взаимопроверка. Справились с заданием – 1балл (Слайд 7для проверки)
Физминутка для глаз.
Молодцы ребята, справились с заданием! Давайте немного отдохнём. Закройте глазки, помечтайте. Крепко-крепко зажмурьтесь, откройте глазки, часто-часто поморгайте. Посмотрите направо, налево, вверх, вниз, не поворачивая головы. Посмотрите прямо.
3.Молодцы, продолжим! А теперь усложним задание: зная, кому принадлежит высказывание, составьте предложение с прямой речью. В первом случае - прямая речь находится в начале предложения, во втором случае – после слов автора. Составьте схемы предложений.
- Устно: определите, грамматические основы: простое или сложное предложение?
-Чем простое предложение отличается от сложного?
-Ребята, а чем может быть осложнено простое предложение (однородными членами предложения, обращением)
-Найдите в предложениях обращение?
-Из какого произведения эти строки?
А)« Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч…»
Б) «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок! Не видал ли
где на свете ты царевны молодой?
-Являются ли обращения членом предложения?
4. Составление диалога. (Работа в группах)
-Составьте диалог, используя обращения и слова (Благодарю, спасибо, пожалуйста) Спросите друг у друга о произведениях Пушкина. Запишите небольшой диалог, какие правила нужно соблюдать, чтобы правильно оформить диалог на письме? (каждая реплика с новой строчки, тире, с большой буквы; всё, как при прямой речи, только без кавычек)
Физкультминутка.
VI.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Работа с текстом (разноуровневые задания). Для сильных учащихся предлагается задание из раздела «Ученик получит возможность научиться»
- По данному тексту самостоятельно сформулируйте задания. Запишите их.
1)Пушкин входит в нашу ж..знь в самом начале её и уже не покидает никогда.2) Со слуха я знал его "Сказку о царе Салтане" "Полтавский бой" из "Полтавы" "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина". 3)"Капитанская дочка" явилась для м..ня первой в ж..зни сам..стоятельно прочитанной книгой.4) С того вечера я стал ч..тателем книг его и мне беск..нечно дорого что этим я обязан Пушкину.5)Пушкин певец св..боды великий п..триот и провозвестник* светлого будущего своего народа.
(по А.Твардовскому)
*Провозвестник - Тот, кто (или то, что) провозглашает, предсказывает что-либо.
1.Озаглавьте текст.
2.Вставьте пропущенные орфограммы. Расставить знаки препинания.
3.Выпишите грамматическую основу 1 предложения.
4.Найдите простые предложения с однородными членами. Укажите номер(а) предложения(й).
5. Какие предложения по цели высказывания содержит данный текст?
6.Укажите номер сложного предложения.
7.Выполните синтаксический разбор предложения.
Пушкин певец св..боды великий п..триот и провозвестник светлого будущего своего народа.
VII.Рефлексия деятельности
- Оценим свои знания, подсчитаем общий балл. Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке. (слайд8)
1. сегодня было интересно…
2. было трудно…
3. я теперь могу…
4. я научился…
5. у меня получилось…
6. мне захотелось…
7. я попробую…
8. я смог…
9. урок дал мне для жизни…
А тех, кто не успел высказаться, я попрошу изобразить смайлики с тем настроением, с которым вы провели урок.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (слайд9) 1. Упражнение 258.
2.Составить кроссворд по теме «Синтаксис и пунктуация»
3.Написать мини-сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания».
4.Составить сказку "В гостях у Синтаксиса и Пунктуации"