Открытый урок «Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.»(7 класс)


Русский язык 7 класс. ТЕМА УРОКА: «Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.»Цель урока:
1. Формировать у учащихся понятие о синтаксисе и о словосочетании как единице синтаксиса;
2.развивать навыки выполнения синтаксического разбора словосочетания;
3.воспитывать интерес к истории открытия Арктики.
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока, литература: интерактивная доска, учебное пособие, таблица по теме урока
Ход урока:
1.Организационный момент.
Дежурный сдача рапорта.
2.Опрос домашнего задания
-Что такое наречие?
-С помощью каких суффиксов образуется наречие?
-Чем является наречие в предложении?
-Изменяется ли наречие?
А теперь ,ребята посмотрите на рисунки и прочитайте тему нашего урока по первой букве


Синтаксис
(от греч. Syntaxis – «порядок», «построение», «составление») – раздел науки о языке, в котором изучаются основные синтаксические единицы (словосочетание, предложение) и их функции.
Основные единицы синтаксиса:

Словосочетание Предложение Текст
Главная единица синтаксиса
Предложение – синтаксическая единица, служащая средством общения,
единица коммуникативная.
Например:
Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей.
(К. Паустовский)
Синтаксис всегда изучается вместе с пунктуацией.
Пунктуация--(от лат. punktum – точка) – система правил постановки знаков препинания (препинание – остановка, перерыв) – это знаки, которые ставятся между словами и группами слов в письменной речи.
Казнить нельзя помиловать ?
«Знаки препинания –ноты при чтении» А.П. Чехов
Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит ее членение.
Текст -группа предложений, определенным образом связанных,
тематически и логически объединенных.
Синтаксическая единица, рассматриваемая как
один из компонентов предложения

словосочетание:
весело смеяться песчаный берег наедине с другом

Словосочетание:

сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью и представляющих собой смысловое единство.
▪ Признаки словосочетания:
☀ состав словосочетания –
два (и более) самостоятельных слова;
☀ смысловое единство слов;
☀ подчинительная грамматическая связь
между компонентами словосочетания.
▪ Структура словосочетания:
главное слово подчиненное (зависимое)
горная река
главный компонент – река,
подчиненный – горная
Не является словосочетанием
▪ сочетание подлежащего и сказуемого
☀светит солнце,
▪ сочетание однородных членов
☀ цветы и травы,
▪ сочетание предлога и слова
☀у колодца
Словосочетание является элементарной единицей синтаксиса, служащей «строительным материалом» для предложения.
Закрепление изученного материала *Чтение текста «Арктика», стр.124*Ответьте на вопросы, стр. 124-Где находится Арктика?-Какие животные и растения встречаются в Арктике?-Кто исследовал Арктику?-Что такое полярная пустыня?-От чего зависит климат всей планеты?-Какие народы живут в Арктике?-Разделите текст на составляющие части.Работа в группах.*№ 3, стр.124*№ 6, стр.1255.Физминутка.
Задание: составьте словосочетания из данных слов.
1) глубокий, озеро;
2) остров,неизвестный;
3) громко,особенно;
4) письмо,написать;
5) дружно,жить;
6) смеяться, весело;
7) меня,разбудил;
8) книгу,прочитал;
9) медведь,белый;
10) поднимается,редко;
11) цыпленок,пушистый;
12) степь,пылающаяПовторение изученного материала.-Что такое синтаксис?-что является основной единицей синтаксиса?-что такое словосочетание?-на какие типы делятся словосочетание?
Домашние задания:
Упражнение 4,стр 125. Выучить правило.