Открытый урок на тему Синтаксис 4 класс


Цель: систематизировать знания учащихся по теме;
Задачи:
1) развивать умение увидеть большую тему в целостном виде;
2) активизировать мыслительную деятельность учащихся, а, следовательно, мотивацию к предмету;
3) учить школьников культуре речи;
4) формировать умение работать в группе, контролировать и оценивать собственную деятельность.
В результате изучения вводного курса синтаксиса в 5 классе ученик должен уметь:
Выделять словосочетания из предложения;
Составлять словосочетания изученных видов;
Находить грамматическую основу предложения, где подлежащее выражено именем существительным или личным местоимением, а сказуемое – глаголом в одной из личных форм, именем существительным, полным или кратким прилагательным;
Знать, на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения;
Находить в предложении определение, выраженное прилагательным; дополнение, выраженное именем существительным и личным местоимением; обстоятельство, выраженное существительным;
Распространять предложение второстепенными членами;
Определять количество грамматических основ в предложении с одиночным союзом и;
Определять количество предложений в составе сложного;
Составлять схемы предложений: сложносочинённых с союзами и, а, но, сложноподчинённых со словами что, который, потому что где когда при наличии двух составов в каждой части сложного;
Определять вид предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, количеству грамматических основ.
В результате изучения пунктуации в 5 классе ученик должен безошибочно ставить:
Знаки препинания в конце предложения (точку, вопросительный и восклицательный знаки);
Запятую при однородных членах предложения (без союзов и с союзами и, а, но), при одиночном обращении, между частями сложного предложения с разными видами связи (при наличии двух составов главных членов в каждой части сложного предложения);
Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже; перед репликой диалога;
Двоеточие после обобщающего слова при однородных членах;
Знаки препинания при прямой речи (после слов автора и перед ними)
Формы работы: групповая, работа в тетради, фронтальная беседа, самостоятельная.
Оборудование: доска, тетради, карточки с заданиями, сигнальные карточки, карта страны «Языкознание».Содержание урока.
Организационный момент (мобилизация внимания школьников).
Приветствие. Учащиеся рассаживаются по группам. Класс при помощи учителя разделён на четыре группы.
Учитель. Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране «Языкознание». Как вы думаете, в какой город мы с вами отправимся сегодня на уроке?
(Синтаксис и пунктуация)
Учитель. Правильно, а почему именно в этом городе мы сделаем нашу остановку? Какова цель нашего путешествия?
(Мы изучили раздел «Синтаксис и пунктуация» и всё знаем по этой теме, а наша цель – повторить изученное по теме и продемонстрировать свои знания).
Учитель. Сегодня вы покажете свои умения и навыки, приобретённые на предыдущих уроках русского языка. Команды, работайте дружно и помогайте друг другу, ведь оценивать свою работу вы будете сами.
Методика проведения работы по группам.
Предварительная подготовка учащихся: постановка целей и краткий инструктаж по её достижению.
Распределение обязанностей. Выполнение задания: наблюдение учителем за ходом выполнения задания; своевременная корректировка.
Взаимопроверка, взаимоконтроль.
Подготовка к обобщению понятий, правил.
Учитель. Мы все с собой в дорогу берём чемодан, а у нас чемоданчик не простой, а «грамотный»: составьте словосочетания из данных слов, установите смысловые и грамматические связи в словосочетаниях, определите их вид (именные, глагольные)
1) Ветер, твой, станьте, плавает, поезд, в воду, сильный, в пруду.2) Листья, рыб, улетели, горку, больших, в лесу, с берёз, сделал.3) Подходим, розовый, стало, моя, тихо, к деревне, свет, старушка.4) Не боялся, вечерняя, милая, его, отпустил, пчёл, мама, звёздочка.
Предметные результаты: уметь составлять словосочетания изученных видов. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу , познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, проводить анализ, коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе).
После выполнения задания команды слушают ответ друг друга и выставляют друг другу оценки за это задание.
Памятка отзыва об устном ответе.
Последовательность, логичность изложения материала; можно ли считать ответ развёрнутым?
Удовлетворены ли вы количеством и качеством приводимых примеров?
Сделано ли обобщение в конце ответа?
Учитель. Мы с вами добрались до города «Синтаксис и пунктуация». С собой у нас словосочетания. А ведь словосочетание – это части большей единицы синтаксиса, какой? Правильно, предложения.
Составьте предложения, побуждающие ваших друзей к каким - либо действиям. Определите вид этих предложений по цели высказывания.
Предметные результаты: определять вид предложения по цели высказывания, ставить запятые при одиночном обращении, ставить знаки препинания в конце предложения.
Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, соотносить её с имеющимися знаниями; коммуникативные УУД: понимать зависимость характера речи от ситуации общения.
Выступления групп, оценка друг друга.
Учитель. О предложении мы с вами можем рассказать многое. Давайте продемонстрируем жителям города «Синтаксиса и пунктуации», что предложение – наш лучший друг, и мы знаем о нём всё!
Расставьте знаки препинания в предложении. Сделайте синтаксический разбор предложений, составьте их схемы.
Ласточки воробьи дрозды общими силами прогоняют ворон.
Лес густой, зелёный полон шорохов писков песен.
Кавказ! Я никогда не видел твоих ущелий рек и скал.
Весной ребята сажали деревья кустарники цветы. .Предметные результаты: находить грамматическую основу предложения, знать на какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения; составлять схемы предложений; ставить запятую при однородных членах.