Урок Рассказ В. П. Астафьева Васюткино озеро. Робинзонада

Урок литературы в 5 классе на тему
«Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Робинзонада».
Цель урока: Проанализировать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Учить умению работать с текстом. Воспитывать твердость духа, бережное отношение к природе, умение выживать в экстремальной ситуации.

I. Организационный момент.
II. Беседа.
- Ребята, какой сегодня день?... Верно, День защиты детей. Сегодня во всех школах будут говорить о детях, подводить итоги, проводить уроки, посвященные этому дню. На этом уроке литературы мы тоже поведем речь о защите человека, ребенка в экстремальной ситуации. (Как вы понимаете значение слова «экстремальный»?) Мы сегодня поговорим о том, как нужно вести себя, если ты заблудился в лесу. А поможет нам повести беседу интересный человек, замечательный писатель Виктор Петрович Астафьев. Тема нашего урока: «Виктор Петрович Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Робинзонада».
- Давайте представим, что мы остались наедине с природой, попали в лес.
Два ученика наизусть выразительно читают отрывки из рассказов В. П. Астафьева «Васюткино озеро» и «Зорькина песня»:
1. «Поднимался ветер. Качнулись, заскрипели отжившие свой век сухие деревья. Над озером заполошной стаей закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья. Застонали гагары, вещая непогоду. Озеро подернулось морщинами, тени на воде заколыхались, облака прикрыли солнце, вокруг стало хмуро, неуютноПошел дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качалась пихта На лес опускалась темнота, смешанная с дождем. Было все так же тоскливо, сделалось еще холоднее».
2. «Вдруг навстречу из-за дальних увалов плеснулось яркое солнце и празднично заискрилось, заиграло в лапах пихтача, на камнях, на валежниках, на упругих шляпках молодых маслят и в каждой травинке Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает. И правда, на голос зорьки ответило сразу несколько голосов – и пошло, пошло! С неба, с сосен, с берез – отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и были они один звонче другого, и все-таки зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась громче, яснее других» Низко поклонились « обомлевшие от росы и притихшие от песен сосенки и ели, рябины и березы. В росистой траве загорались от солнца огоньки земляники. А птицы все так же громко и многогласно славили утро и солнце, и зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в сердце и звучала, звучала, звучала».
- Ребята, вы сейчас послушали два отрывка из произведений Виктора Петровича Астафьева. Что у них общего и чем различаются эти отрывки? (Оба они – о природе, но различаются настроением, которые они вызывают после их прочтения. Первый отрывок вызывает тревожное, неуютное чувство, а второй наполняет сердце радостью.) Да, природа может быть разной. Она может умилять нас, заставлять трепетать от восторга, давать тепло и пищу, а может испугать, угрожать, тем, кто пренебрегает законами природы, поступает опрометчиво, необдуманно. Так вот, рассказ Астафьева «Васюткино озеро» учит нас ладить с природой, жить по ее законам
- Давайте прочитаем начало рассказа. («Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Еще бы! Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем! Пускай оно и невелико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название. Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное».) Какая мысль утверждается автором? (Автор внушает нам гордость за свою страну, которая очень велика и богата, открытия можно делать каждый день, хватит на всех.) Верно, нужно только быть терпеливым, внимательным, прислушиваться к природе, стараться изучить ее законы.
- Давайте определим место событий, описанных в рассказе.
- На какой реке происходит действие рассказа? Как Енисей связан с жизнью, с судьбой героя? Что говорит о Енисее и его богатстве дедушка Афанасий? (Перестали люди жить в единении с природой, и рыба пропала.)
- Как Васютка относился к отцу? Почему он «немного робел перед ним»? Это был страх или уважение перед большим, сильным, умелым человеком?
- Чем помогал Васютка бригаде рыбаков?
- В какое время года происходит действие рассказа? Можете месяц назвать? Как вы определили? А вот в начале рассказа говорится о частых осенних дождях. Как вы это объясните?
- С какой целью уходил Васютка в лес и что он взял с собой? Давайте прочтем отрывок.
- Что такое затеси? Давайте прочтем, что об этих затесях думал Васютка
- Тропка превращается в дорогу. Дорога жизни Может быть не только на деревьях нужно делать затеси? Давайте посмотрим, смогут ли пригодиться именно такие затеси Васютке.
- С какого события начались приключения главного героя? Какую он допустил оплошность?
- Обратите внимание, как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки. Какие глаголы помогают передать этот азарт?
- Когда мальчик понял, что заблудился? Кто в этом виноват?
- Какова роль образа паука? Васютка, так же, как мушка в паутину, попал в плен тайги в трудных обстоятельствах.
- А что такое тайга? (Сообщение о тайге.) Давайте прочтем описание тайги. Найдем место, когда Васютка влез на дерево.
- Каким был лес и каково настроение мальчика? Чтобы передать отчаяние героя рассказа автор использует прием антитезы. (Антитеза – противоположность, противопоставление образов, явлений).
- Представьте себе, что вы, как Васютка, заблудились в тайге. Попытаемся понять Васютку. (Чтение текста от слов «И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!» до слов «Будь что будет», - отрешенно подумал он.
С какими трудностями вы столкнетесь в тайге? Давайте по порядку. Что ожидало Васютку?
Холод. Голод. Страх. Проблема – куда идти? Звери. Болезнь.
- Какие произведения в этом году вы читали о людях, которые также остались один на один с природой? (М. М. Пришвин «Кладовая солнца», роман Д. Дефо о Робинзоне Крузо.)
Кстати, В. П. Астафьев вспоминал: «Первая книга, без обложки, без начала и конца, которую я читал по слогам всю зиму на таежном лесоучастке Сосновка, был "Робинзон Крузо" Даниэля Дефо, и от нее я получил такой заряд и такое потрясение, что уже не мог не стать "активным читателем", да вот книги было негде брать. "Робинзон Крузо" я перечитывал недавно - не разочаровался».
- С этого произведения в литературе появился термин «робинзонада». Можете ли вы объяснить, что он означает, и подумайте, почему рассказ Астафьева «Васюткино озеро» называют робинзонадой?
Сейчас мы посмотрим маленький отрывок из фильма о Робинзоне Крузо. Там тоже есть образ паучка. Но какую роль он играет в этом фильме? Что понимает Робинзон?
- Как повел себя герой в нашем рассказе? Отчаялся? Опустил руки? – Нет, он стал действовать. Какую мудрость, услышанную от отца и дедушки, он вспомнил («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)
- Как Васютка стал преодолевать трудности? Какие умения и знания ему пригодились?
Итак, холод. Как бы вы справились в лесу с этой трудностью, если бы стали робинзоном? Знаете ли вы, как развести костер?
- А как справился Васютка с холодом? («Васютка обломал нижние сухие ветки у дерева, ощупью сорвал пучок сухого мха-бородоча, искрошил мелко сучки, сложил все в кучу и поджег. Огонек, покачиваясь, неуверенно пополз по сучкам. Мох вспыхнул – вокруг посветлело. Васютка подбросил еще веток. Между деревьями зашарахались тени, темнота отступила подальше».)
- Помните, почему Васютка взял с собой спички? («Таков старинный порядок: идешь в лес – бери еду, бери спички».) Хороший порядок?
- Теперь - страх. Кого испугался Васютка и как преодолел свой страх? ( С ружьем и угрозами, набравшись храбрости, направляется в сторону темного предмета. Начинает разговаривать сам с собой, стыдит себя:
« -Ох, окаянный! - облегченно вздыхает он, увидев перед собой огромный корень-выворотень. – Ну и трус же я! Чуть ума не лишился из-за такой чепухи.
Чтобы окончательно успокоиться, он отламывает отростки от корневища и несет их к костру».)
- Голод. Как преодолел эту трудность наш герой? (Он подстрелил глухаря, испек его в ямке с углями, подстрелил уток, собирал и ел ягоды, орехи, экономил хлеб.) А вы как бы справились с голодом? Знаете ли вы, как утолить жажду и голод в лесу? (Зимой растопить снег; весной пить березовый или кленовый (сложно, но можно определить клен без листьев) сок; летом воду можно добыть из-под земли, вырыв ямку и подождать, когда она заполнится водой; в пакет положить сорванные растения, листья, плотно завязать концы и собрать потом влагу со стенок. Найти муравейник, опустить в него сорванную веточку. Можно слизывать кислоту и есть муравьев и других насекомых. В саратовских лесах растет боярышник (барыня-ягода), пожарить желуди, )
- Научились вы у Васютки, как организовать ночлег в лесу? Что он сделал? («Поужинав, Васютка сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь еще не добрался до харчей, и принялся готовить место для ночлега.
Он перенес в сторону костер, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лег, накрывшись телогрейкой.
Снизу подогревало».)
- Следующая проблема: как выбраться из леса, какое направление выхода из лес выбрать?
Что предпринял Васютка? (Залез на дерево, чтобы осмотреться.) Но это не помогло. Какие знания помогли Васютке? (Как определить стороны света по веткам, найти по типу леса реку, понять проточный характер озера, выбрать направление выхода из тайги в тундру, предсказать погоду на завтра и т. д.) А вы знаете, как определить стороны света? Если вы заблудитесь, в каком направлении и почему вы будете двигаться?
- Звери. Как от них пытался уберечься Васютка? («Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Вол
·ков нет. Змей – тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли позариться на Васюткины запасы. И все-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвел курок и положил ружье рядом».) А если нет ружья? (Можно зажечь факел: многих животных это отпугнет. Можно залезть на дерево. Если медведь подойдет, можно притвориться мертвым, они мертвых боятся.) А какие звери водятся в саратовских лесах и кого из них следует опасаться? (Всех следует опасаться. Лоси(отойти), кабаны (залезть на дерево), змеи (не паниковать, убежать).
- Как же Васютке удалось выбраться из плена тайги? (Он внимательно следил за природой, искал траву и лиственный лес, которые свидетельствуют о близости воды, правильно определил проточный характер озера и благодаря способности воспользоваться своими знаниями и умениями, культурными и нравственными «затесям» вышел к Енисею, где его подобрал рыбосборочный катер-бот.)
- Обратите внимание на то, какими словами Васютка называет Енисей. («Енисеюшко! Славный, хороший») Это удивительно, ведь устами Васютки говорит сам Астафьев, у которого мама утонула в этой реке! Что можно сказать о таком человеке? (Он не озлобился, у него большое, доброе сердце)
       Почему уставший Васютка не сел в лодку? Как вы оцениваете его характер? Чем он заслужил то, что озеро назвали его именем?

III. Закрепление в форме игрового момента.
А теперь немного поиграем. Представьте, что вы собираетесь идти в лес. Какие 5 предметов из предложенных вы возьмете с собой и почему? Через минуту вы дадите ответ. (Вызываются по одному ученику от каждого ряда. Учащиеся могут подсказывать. Предметы (правильные ответы выделены): спички, соль, хлеб, нож, веревка, фонарик, мобильный телефон, бутылка с «Пепси-колой», пакетики с чипсами, компас, зонтик.)

       Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбное» озеро? А еще почему? Итак, каков же будет итог нашего урока? (Если идешь в лес, нужно подготовиться, взять с собой Если случилась беда, не отчаиваться. Не опускать руки. Находить выход из любой ситуации.)
Верно. Бороться с собственным страхом, пытаться преодолеть трудности, не дать обстоятельствам сломить себя – вот какой вывод должны мы сделать, прочитав рассказ Астафьева «Васюткино озеро».

IV. Итоги урока (оценки).

На дом: 1)Тест по рассказу.
2) Внимательно изучить памятку «Если заблудились в лесу».

Если останется время, то тест можно дать на уроке, а на дом дать задание написать сочинение на тему «Если я заблудился в лесу».



ПРИЛОЖЕНИЕ:
Если заблудились в лесу
Надо немедленно остановиться и присесть на пенёк. И больше не делать ни одного шага, не подумав. Думать можно только об одном: как выбраться к тому месту, откуда начинается знакомый путь.
А для этого:
Вспомнить последнюю примету на знакомой части пути и постараться проследить к ней дорогу. Можно установить потерянное направление движения, вспомнив, с какой стороны было солнце или луна. Откуда дул ветер (если он был постоянным), куда плыли облака. Можно высчитать (умножив примерную свою скорость на время) расстояние до того места, где потерялась дорога.
Если это не удастся, надо вспомнить знакомые ориентиры. Лучше всего протяженные и шумные: железную дорогу, судоходную реку, шоссе. Мимо деревни или лесничества легче „промахнуться“.
Выйти к людям помогают звуки  работает трактор (слышно за 34 километра), лает собака (23 километра), идёт поезд (до 10 километров). Помогает запах дыма: тут надо двигаться против ветра.
При отсутствии знакомых ориентиров, троп и дорог выходи „на воду“  вниз по течению. Ручей выведет к реке, река  рано или поздно  к людям.
Если ориентиров нет, нужно постараться влезть на самое высокое дерево  с высоты больше вероятность увидеть трубы, антенны, вышки электропередач, знакомый холм, столб дыма. Трубы на крышах можно увидеть за 3 километра, заводские трубы  за 6, колокольни, башни на фоне неба  за 15 километров.
Лесная или проселочная дорога выведет к жилью, но важно определить, в какую сторону поселок или деревня ближе. К поселку, например, обычно направлены следы машин, съезжающих с поля. Наткнувшись на тропу, лучше двигаться по ней, следя за тем, чтобы тропа не терялась, не мельчала. Если ветки то и дело бьют вас в лицо и грудь, скорее всего тропа звериная, надо искать другую. Если встретилась развилка дороги или тропы  идти, естественно, по той, которая более протоптана.
Но самое надёжное  взять за правило, прежде чем войти в лес, посмотреть карту или хотя бы нарисованный от руки план местности. Запомнить ориентиры. Это займет не больше пяти минут, а чувствовать себя в лесу вы будете гораздо увереннее (разумеется, ещё лучше перерисовать план и взять с собой).
Входя в лес, запомните, с какой стороны от вас стоит солнце. Если, например, справа  выходить обратно надо так, чтобы оно было слева. При этом надо делать поправку на время: из-за вращения Земли солнце будет казаться сместившимся вправо. За каждый час надо добавить к своему направлению уклон в 15 градусов влево.
Есть множество способов определить части света. Например, север  ночью по Полярной звезде. Чтобы её найти, надо через две крайние звезды ковша большой Медведицы мысленно провести прямую и отложить на ней пятикратное расстояние между этими звездами. В конце линии и будет звезда, которая почти неподвижно „висит“ круглый год над Северным полюсом и, следовательно, покажет север.
В полночь (если у вас с собой часы с местным временем) можно узнать сторону света по Луне. В своей первой четверти („растет“) Луна находится в этот час на западе, в полнолуние в этот час  на юге, в последней четверти (серп месяца похож на букву С)  на востоке.
Также по часам легко определить направление север  юг днём по Солнцу. Для этого расстояние между цифрой 1 на циферблате и часовой стрелкой, направленной на Солнце, надо разделить пополам. Если через эту точку и центр часов провести условную прямую, то ее конец, направленный в сторону Солнца, будет показывать юг.
Есть и менее точные приметы, которые всё же позволяют выбрать верное направление. Например, муравейники всегда располагаются с южной стороны деревьев и южный склон муравейника  более пологий. Мох (на камнях, стволах деревьев) предпочитает северную сторону. Годовые кольца на спиле пня, отдельно стоявшего дерева расположены неравномерно: с южной стороны они обычно толще.
Во время движения надо чаще себя проверять: запоминать ориентиры, оставлять зарубки. Без зрительных ориентиров человек в лесу начинает кружить, так как правая нога делает шаг всегда чуть шире левой. Чтобы избежать этого, прямую линию надо мысленно проводить между двумя ориентирами впереди. Дойдя до одного (например, дерева), тут же выбрать следующий. Прямая линия таким образом будет непрерывной.
Выживание в тайге  отдельная наука и, полагая, что случайно оказаться там неподготовленный человек может в самом редчайшем случае, мы имеем в виду, что вы можете заблудиться в „среднем“ лесу России. Так вот, в таком лесу тоже есть хищники, и их можно встретить. Разумеется, они встречаются довольно редко и, чуя человека задолго до того, как тот может их увидеть, обычно уходят.
Поэтому не ищите сами встречи с животными (опасен и лось, и олень, и лисица, которая может оказаться больной бешенством и укусить), и если вы случайно на них наткнетесь, дайте возможность уйти.
Иногда животные нападают на человека  если они ранены, испуганы неожиданностью, защищают детенышей. При явно агрессивном поведении можно использовать в качестве защиты огонь, стучать палкой о дерево. При встрече с кабаном лучше вскарабкаться на дерево.
В заключение хочу напомнить, что заблудиться в лесу в конце XX века  редкое удовольствие. Пройдет время, и вы, конечно, выйдете к людям. Не портите себе это небольшое приключение страхом или паникой. А впредь  внимательнее следуйте полезным рекомендациям нашей энциклопедии: ведь заблудиться можно не только в лесу.
Например. Если вы заблудились в любви  надо глубоко вздохнуть, присесть и задуматься. И больше не делать ни одного шага, не подумав. Думать можно только об одном: как выбраться к тому месту, откуда начинается знакомый путь




Тест по рассказу В.П.Астафьева. “Васюткино озеро”
1. Жанр произведения:
а) рассказ; б) повесть; в) сказка-быль.
2. В основе произведения лежит :
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников; б) изображение природы Сибири; в) повествование о приключениях героя.
3. Васютка бродил по лесу:
а) в поисках кедровых орехов для рыбаков; б) выполняя поручение отца; в) ради удовольствия.
4. В предложении: “Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия” автор использует:
а) сравнение; б) антитезу; в) метафору.
5. Птица, которая “увела” Васютку в тайгу:
а) тетерев; б) глухарь; в) кедровка.
6. Когда Васютка понял, что заблудился, он:
а) горько плакал; б) запаниковал; в) решил не сдаваться.
7. Открытие, которое сделал Васютка, увидел у перешейка подбитую птицу:
а) в озере есть водоворот; б) озеро проточное; в) ветер принесёт непогоду.
8. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там:
а) речка; б) болото; в) озеро.
9. Родные Васютки:
а) были уверены в том, что он сам найдётся; б) потеряли надежду найти его; в) продолжали искать и надеяться.
10. Главному герою удалось спастись в лесу благодаря:
а) богатейшей флоре и фауне; б) тёплой осенней погоде; в) умениям и навыкам таёжного жителя.
11. Найдя озеро, Васютка:
а) стал известным на всю страну; б) зазнался; в) принёс пользу стране.
15. Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге.
а) “С тайгой надо дружить!”; б) “Тайга хлипких не любит!”; в) “В тайге одному делать нечего!”.




























13PAGE 15


13PAGE 14115