Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.


Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе
Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.
Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ СОШ
рабочего посёлка Шемышейка
Форма урока : Классный конкурс « Лучшее письмо-2014».
Цели урока: 1. Формировать умение писать письма, использовать речевые средства в письменном общении. Учить детей различать деловые и частные письма.
2.Привлечь внимание школьников к ценностям родного языка. Провести конкурс «Лучшее письмо-2014».
3.Воспитывать любовь и уважение к своей стране, родителям, друзьям. Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма. Прививать культуру письменного обращения.
4. Развивать память, мышление, связную литературно грамотную речь.
Оборудование:
Проектор ,интерактивная доска
чистые листы бумаги;
таблица «Возможные части текста письма»;
схема «Такие разные адресаты», памятки « Правила оформления письма», «Части текста письма…» (на партах у каждого ученика);
слова для справок.
План урока.
Сообщение темы и целей урока. Постановка учебной задачи.
II. Актуализация знаний.
1.Вводная беседа. Знакомство с понятиями « деловые письма» и «частные
письма».
2.Адрес, отправитель, получатель.
3. Работа со схемой №1 «Такие разные адресаты».
III.. Подготовка к написанию письма.
1.Письмо - это текст (комментарий ученицы у доски, работа с Памяткой на столах).
2. Обсуждение особенностей построения и правил оформления письма
IV. Работа в группах по номинациям :
1группа – «Письмо ветерану».
2 группа – «Письмо другу».
3 группа - «.Письмо Президенту».
V. Самостоятельная работа по написанию письма .
VI. Защита творческих работ: чтение детьми писем, написанных на уроке.
VII. Конкурс «Лучшее письмо -2010». Награждение.
VIII. Итог урока.
IХ.Домашнее задание.
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока .
-Сегодня, накануне замечательного праздника 70 – летия Победы мы проведем урок - конкурс «Лучшее письмо -2014». Самые интересные письма, написанные на уроке, мы отправим на областной конкурс «Лучший урок письма-2014» . Областной конкурс проходит по следующим номинациям:
-« Письмо ветерану»
-« Письмо Президенту»;
-«Письмо другу. Однажды со мной случилось»;
-« Моему учителю»;
-«Хочу тебе рассказать о своём родном крае».
Наш классный конкурс пройдёт по первым трём номинациям.
Слайд 1.
Сегодня весь класс делится на три большие группы (по рядам).
III. Введение в тему урока. Актуализация знаний.
1.Вводная беседа . Знакомство с понятиями « деловые письма» и «частные
письма».
- Вы любите получать письма?
-Вы отвечаете на письма?
- Как к вам попадают письма, и кто вам их пишет?
- Расскажите, о чём вам пишут в письмах?
- Зачем пишут письма? ( Письма играют большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, хотя порой живут далеко друг от друга. В современном мире популярны электронные письма ).
-Сегодня на уроке вам предстоит написать письмо или ветерану ,или Президенту ,или другу.( Согласно номинациям).
-Кому вы будете писать письма?
Письма, которые мы пишем знакомым, родственникам ,друзьям, т.е. частным лицам - это частные письма ( личная переписка).
-Как будут называться письма, которые пишут деловым, официальным лицам, государственным лицам?(Деловые )
Слайд 2.
-Кому бы вы адресовали деловое письмо?( Руководству школы, руководству домоуправления. )
2. Адрес, отправитель, получатель.
- Иногда писатели создают художественные произведения в форме писем, переписки. Вспомните такие произведения из книг, прочитанных вами во 2 классе. (Рассказ А.П.Чехова « Ванька»).
Слайд 3.
Кому Ванька написал своё письмо? Как мальчик подписал конверт? (Ванька написал своё письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел « На деревню дедушке».)
Мог ли дедушка получить письмо? Почему? ( Дедушка письмо не получит, потому что мальчик неправильно написал на конверте дедушкин адрес и не указал свой адрес.)
Определите, кто - Ванька или дед - является отправителем
( автором письма) ,а кто получателем( адресатом ).
4. Работа со схемой №1«Такие разные адресаты».
(У каждого на парте листы с напечатанной схемой №1)
Слайд 4.
125730069215Такие разные адресаты
00Такие разные адресаты
1143000918845Президент
00Президент
4572000918845учитель
00учитель
274320046164500354330046164500228600461645001600200461645002857500918845друзья
00друзья
-457200918845ветераны
00ветераны

Впишите в прямоугольники ответ на вопрос «Кому пишут письма? »(ветерану, друзьям, учителю, Президенту.)
- А теперь сверьте свою работу со схемой на доске. (Учитель открывает схему).
- Да, ребята, письма пишут не только родственникам, друзьям, но и учителю, и государственным деятелям. Пишут письма только в хорошем настроении. Учитывая , кто адресат, выбирают тон письма. Он может быть почтительным (к учителю, бабушке), шуточным ( к приятелю, самому близ-
кому человеку – маме). Не допустима фамильярность.
III. Подготовка к написанию письма.
1.Письмо- это текст.
-Знаете ли вы, ребята, что письмо надо сочинять по определённым правилам? Письмо- это текст, и нужно знать его возможные части.
Слайд 5.
Памятка «Части текста письма»
Части текста письма Примеры
Обращение Уважаемый…
Начальная фраза о состоянии переписки Пишет Вам...
Основное содержание письма,
сообщение о новостях Я хочу Вам рассказать…
Вопросы адресату Как Ваши дела?
Благодарности Спасибо за внимание…
Просьба писать письма. Я прошу Вас…
Прощание До свидания…
Концовка и подпись С уважением…
Дата и место написания. 28 апреля 2010 года
IV.Работа в группах по номинациям :
1группа – «Письмо ветерану».
2 группа - «Письмо Президенту».
3 группа – «Письмо другу».
1)Подготовительная работа к написанию «Письма ветерану».
Слово учителя:
- Скоро наша страна и всё прогрессивное человечество отметят 65-летие великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Это самый
светлый праздник. Мы с вами готовимся достойно отметить это событие:
участвовали в районном конкурсе военной песни «Катюша»,в районной научно-практической конференции « Салют ,Победа!», побывали на встрече с ветеранами войны и труда в районном краеведческом музее. Мыс вами собрали много краеведческого материала о родственниках-участниках войны. Всё это нам поможет написать письмо ветерану. В письме можно обратиться к погибшему прадеду.
Слайд 6.
2). Подготовительная работа к написанию письма Президенту.
-Как зовут Президента Российской Федерации?
Слайд 7.
-Что вы о нём знаете? Какую роль играет Президент в жизни нашей страны, школы?
-Как вы думаете, что нужно сделать Президенту, чтобы всем жителям государства жилось спокойно и хорошо?
-О чём бы вам хотелось написать Президенту России?
- Как вы думаете, с использованием каких слов нужно к нему обращаться? Можете вы написать ему: «любимый, дорогой»?
-Верно. С такими словами можно обращаться только к очень близким и родным людям. Для обращения к Президенту лучше использовать слова: « господин Президент», « уважаемый Президент » или по имени отчеству.
2.Обсуждение особенностей построения письма.
Слайд 8.
3) Памятка «Правила оформления письма другу »
1)Ответное письмо.
Если ты получил письмо, то желательно не медлить с ответом. Ответ должен быть отправлен через 2-3 дня после получения вами письма.
2)Бумага для письма.
Лист должен быть чистый, целый ,с ровными краями.3). Почерк
Письмо пишется разборчивым почерком , ровно, аккуратно .
4)Тон письма, обращения.
Если письмо предназначено близкому человеку, оно будет тёплым, сердечным ,дорогим.
V. Самостоятельная работа по написанию письма ( в черновиках на уроке русского языка). Редактирование писем с помощью учителя .
VI. Защита творческих работ: чтение детьми писем, написанных на уроке русского языка.
VII. Конкурс «Лучшее письмо-2014». Награждение победителя. Жюри подводит итоги в номинациях:
V II .Награждение победителей .
VIII. Итог урока (подводит учитель):
-Какие письма мы сегодня учились писать?
-Кому и куда вы писали письма?
-Что нового узнали на уроке о написании писем?
- Какое задание больше всего понравилось?
-Что не понравилось на уроке?
Что вам пригодится в жизни?
С каким настроением уходим с урока?
IХ.Домашнее задание на лето: написать письмо на тему «Моему учителю».
\