Урок внеклассного чтения в 5 классе «Всё начинается с затесей…» по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»


Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение Гимназия №2
имени Баки Урманче Нижнекамского района города Нижнекамска
Урок внеклассного чтения в 5 классе
«Всё начинается с затесей…»
по рассказу В.П.Астафьева
«Васюткино озеро»
Подготовила:
Набиева Светлана Ирековнаучитель русского языка и
литературы высшей
квалификационной категории
Нижнекамск, 2016г.
Методическое сопровождение:
Данный урок и презентация к нему предназначены для учителей, работающих в 5 классах. Цель - познакомить учащихся с биографией, творчеством В.П.Астафьева, в частности с рассказом «Васюткино озеро».
Цели: (слайд 2)
Познакомить с творчеством В.П.Астафьева
Учить работать с текстом и дополнительной литературой
Работать над развитием речи учащихся
Воспитывать твёрдость духа, бережное отношение к природе.
Оформление урока:
Портрет В.П.Астафьева
Текст рассказа «Васюткино озеро»
Презентация
Ход урока
Велика наша Родина,
И сколько по ней ни броди,всё
будешь находить что-нибудь
новое, интересное
В.П.Астафьев
1.Оргмомент. (слайд 3-4)
«Васюткино озеро» - первое произведение В.П.Астафьева, с творчеством которого нам предстоит познакомиться в последующие годы. А самым первым «произведением» самого писателя было школьное сочинение под названием «Жив!» о том, как он однажды заблудился в тайге, пробыл там несколько дней, но всё-таки вышел к людям, сумел выжить. Спустя много лет, будучи известным писателем, Виктор Петрович вспомнил детскую историю и написал рассказ для детей «Васюткино озеро».
2. Чтобы лучше узнать биографию писателя, давайте посмотрим на экран (слайд 5-7)

Виктор Петрович Астафьев
(1924-2001)
Родился 1 мая 1924 года в крестьянской семье в селе Овсянка Красноярского края. Детство – труднее не придумаешь. Мальчику было всего лишь 7 лет, когда он потерял мать, она утонула в Енисее. Он воспитывался в семье бабушки и дедушки. В память о матери, Лидии Ильиничне, он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновней любовью: «И лишь одно просил бы я у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь».
…Осенью 1942 года Астафьев ушёл на фронт добровольцем. В армии он был шофёром, артразведчиком, связистом. Пройдя всю войну, после Победы, он поселился в Красноярском крае, где жил и работал до последнего своего часа.
3. Мы кратко познакомились с биографией писателя, а теперь поговорим о рассказе. Понравился ли он вам? Что больше понравилось, что заинтересовало? А с кем из вас произошло подобное – заблудился в лесу, в городе? Как вы поступили в своём случае?
Коллективное составление плана рассказа
План (слайд 8)
1.Бригада Григория Афанасьевича Шадрина в низовьях Енисея.
2.Васютка отправился в лес за шишками и заблудился.
3.Один в тайге четыре дня.
4.Спасение.
5.Васютка дома.
4. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: где происходит основное действие рассказа?
(В тайге, на реке Енисей) Правильно, тайга – родина Васютки, его отца и матери, дедушки, рыбаков из бригады. Тайга – она живая, всегда меняется, всё в ней живёт по своим законам. Об этом знают умные, мудрые люди. Об этом знает и дедушка Васютки. Не зря так уважительно относится он к своей родине. «Батюшко Енисей», - ласково называет он реку. Дедушка понимает, что все богатства Енисея не бесконечны, что это добро нужно беречь, бережно и разумно относиться к тому, с чем рядом живёшь.
Тема совестливого отношения к природе, понимание человеком её законов, признание этих законов справедливыми ещё не раз будет звучать в произведениях В.П.Астафьева.
Четыре дня пробыл в тайге тринадцатилетний мальчик один. Давайте подробно исследуем эти четыре дня, проведённые Васюткой в тайге, составим план. (слайд9-13)
1-й день. Разговор с матерью перед уходом в тайгу. Затеси. Кедровка. Погоня за глухарём.
1-я ночь. Развёл костёр, испёк глухаря. Приготовил место для ночлега. Чего ночью боялся, чего нет.
2-й день. Разговор с белкой. Выстрел в воздух. Осматривает тайгу с дерева. Завтракает,
Решает, куда идти. Идти «за травой». Плачет от обиды. Готовится к ночёвке.
Обнаруживает в озере много рыбы.
2-я ночь. Лёжа у костра, вспоминает мать, школу, учительницу. Долго не может заснуть.
3-й день. Завтракает. Обследует озеро. Обнаруживает. Что озеро проточное (история с
уткой). Замечает жёлтую полосу леса, примету о реке.
3-я ночь. Заснул тяжёлым сном под пихтой.
4-й день. Ищет сухие дрова для костра. Слышит гудок, бежит на гудок. Добирается до реки. Пароход «Серго Орджоникидзе» на Енисее не подобрал мальчика.
4-я ночь. Особенно длинная и тревожная.
5-й день. Утром улавливает на Енисее звуки бота. Бот показался. Привлекает внимание к себе костром и криками. С бота спускают шлюпку. Спасает мальчика старшина рыбосборочного бота Коляда.
5-я ночь. Спит уже дома.
(Составление подробных планов каждого дня и ночи, проведённых мальчиком в тайге, помогает детям внимательно, целенаправленно перечитывать текст, выбирать из прочитанного главное, относящееся к действиям школьника в тайге. Учит видеть в тексте детали. Значительные для характеристики Васютки).
А теперь ответьте на следующие вопросы:
Почему Васютка заблудился?
Какие таёжные законы знал мальчик и как они помогли ему?
(Васютка знает приметы: например, кровянистое небо-к дождю или снегу, вызвездило – к холоду; знает, как определить по деревьям север и юг, какие растения растут у водоёма, что такое озеро-тягун, какие виды рыб водятся в реке и в озере, названия уток, что маленькие реки ведут к большой реке, как тепло устроиться; умеет стрелять, разводить костёр, ощипать птицу, варить в золе костра, определять источник звука в тайге, экономить продукты, держать себя в руках...)
Кто научил Васютку всему этому, откуда он всё знает?
(мать, отец, дедушка)
Ребята приходят к выводу, что не только практические умения разводить костёр, стрелять, готовить спасли Васютку, но и глубокое знание природы и любовь к ней, которые заложили в нём отец и дедушка.
Какие черты характера помогли мальчику не пропасть в тайге?
Работа с синонимами, антонимами. (слайд 14)

Сообразительный – смышлёный;
Подвижный – расторопный;
Смелый – мужественный;
Бессовестный – совестливый;
Скромный – хвастливый;
Выносливый – хлипкий.
И вот последний эпизод: Васютка дома. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(слайд15-16)
«…И вот Васютка дома! В избушке натоплено так, что дышать нечем. Накрыли его двумя стёгаными одеялами, оленьей дохой да ещё пуховой шалью повязали.
Лежит Васютка на топчане разомлевший, а мать и дедушка хлопочут возле, простуду из него выгоняют. Мать натёрла его спиртом, дедушка напарил каких-то горьких, как полынь, корней и заставил пить это зелье…»
Наконец-то Васютка дома! Как тепло, хорошо стало и у нас на душе от домашних слов: дом, избушка, мать, дедушка, хлопочут, простуду выгоняют. А уж о Васютке и сказать-то нечего. Но твёрдо помнит он всё то, чему его учили мать, отец, дедушка Афанасий:
(Какие законы тайги он вспомнил?)
- Идёшь в лес – бери еду, бери спички.
- Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.
- Береги драгоценные «припасы» пороха и дроби.
- Всякая таёжная дорога начинается с затесей.
Так что же такое затеси? (обратимся к словарю) (слайд 17)
Затеси – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто получалась тропа, потом дорога.
Только ли таёжная дорога начинается с затесей?
Всякий путь человека по большой жизни начинается с затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память)
Человек, рано или поздно, задает себе вопрос: «По какой тропе пойду я? Какой путь изберу?» Это зависит от каждого лично. Важно на перепутье – не перепутать, среди дорог – не заблудиться.
Список использованной литературы:
1.Христенко М.А. Слышать боль каждого// Литература в школе. -1991. -№1.
2. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – Москва: Просвещение, 1985г.
3. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. – Москва: Просвещение, 1992г.
Интернет ресурсы
Иллюстрации Н. Устинова- http://images.yandex.ru/?uinfo=sw-1349-sh-667-fw-1307-fh-461-pd-1