Конспект урока по литературе Человек и природа в повести В. П. Астафьева Васюткино озеро».


Конспект урока литературы в 5 классе.
Тема урока: «Человек и природа в повести В. П. Астафьева Васюткино озеро».
Цели урока:
Обучающие:
Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и
аналитическому комментарию художественного текста, работу над
характеристикой литературного героя.
Развивающие:
Совершенствовать речевые умения: пересказ художественногопроизведения, выразительное чтение отрывков.
Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:
Помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной
ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом,
робостью.
Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

Тип урока: урок обобщения материала.
Оборудование:
- Литература. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2.
- Тетради по литературе.
-Мультимедийный проектор, презентация.
Слово учителя.
Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
Но об этом мы говорили и раньше. Сегодня мы поговорим о том, как должен вести себя человек в трудных ситуациях, где проявлять смелость, смекалку, мужество, как нужно относиться к природе, чтобы она была для нас добрым другом, советчиком, помощником. А для того, чтобы об этом поговорить, давайте проведём викторину «Знаешь ли ты текст?»
Викторина:
-Почему стала плохо ловиться рыба?
-На какой реке происходили события?
-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?
-Чем снабжал Васютка рыбаков?
-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?
-Что такое затесь?
-Какую птицу первой увидел мальчик?
-Стрелял ли в нее Васютка?
-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?
-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?
-Когда Васютка понял, что заблудился?
-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?
-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?
-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?
- За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?
-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?
-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?
-Как Васютка выбрался к реке?
-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?
Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро».
-А теперь побеседуем с вами по прочитанному рассказу.
Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
Тема нашего урока – «Человек и природа в рассказе».
Проследим, как она раскрывается в тексте.
-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».
-Почему мать так говорит?
-Каков старинный порядок? (Идёшь в лес – бери еду, бери спички.) А что, по-вашему, нужно ещё взять в тайгу?
-Почему Васютка не стал спорить?
-Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.
-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)
-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?
- С какой птицей встретился?
-Что узнали о повадках этой птицы?
( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)-Какую пользу приносит эта птица?
(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)
-Почему Васютка не стал в неё стрелять?
-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?
-В какой момент Васютка понял, что заблудился?
(«Где же затеси?» )- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.
«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».
-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?
(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)
-Страшно ли было Васютке? Почему?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.) - Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.
(Тайга наша кормилица, хлипких не любит).
А как бы вы повели себя в данной ситуации?
- Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге.
- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.) - Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?
-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных). - Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
-Как человек должен относиться к природе?
Показ презентации и краткие выводы по сказанному.
Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро” и просмотра презентации?
Нужно изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя больше узнать о своем крае.
Домашнее задание.
Подготовить пересказ эпизодов: «Открытие Васюткой нового озера».
Подведение итогов урока. Комментирование деятельности учащихся