Технологическая карта урока литературы по темеПрирода и человек по рассказу В.Астафьева Васюткино озеро


Учитель Финк Нина Алексеевна
МАОУ « Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Предмет Литература
Класс 5
УМК Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова   и др.  М.: Дрофа, 2014 
Тип урока Урок изучения нового материала.
Тема урока Человек и природа по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»
Цель урока Создать условия для формирования представлений о природе, которая может быть другом или угрожать жизни человека, развить представление о ценности и красоте природы.
Задачи урока
(планируемые результаты) Совершенствовать умения работать над содержанием текста. Организовать работу учащихся над проблемой. Способствовать формированию УУД.
Личностные результаты – помочь учащимся задуматься, как вести себя в трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Воспитывать любовь к природе, родному краю. Помочь осознать необходимость знания законов природы.
Предметные результаты – пробудить у учащихся интерес к личности и творчеству В.Астафьева. Продолжить работу по критическому мышлению учащихся.
Метапредметные результаты – умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный анализ и отбор информации. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником. Совершенствовать речевые умения путем пересказа, ответов на проблемные вопросы.
Методы обучения Поисковый, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихсяИндивидуальная, групповая, в парах
Средства обучения Учебник, мультимедиа
Использование технологий Технология критического мышления учащихся
Структура и ход урока
№ Этап урока Деятельность учителя ИКТ Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Организационный момент Подготовка класса к работе.
-Я очень рада, что рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро», с которым мы познакомились на прошлом уроке, есть в программе по литературе. Он очень добрый и мудрый.
Сегодня продолжим работу над этим рассказом. Подготовка класса к работе
Тетради, учебники, ручки на парте.
Личностные: самоопределение, действия смыслообразованияРегулятивные:
саморегуляция,
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других.
2 Актуализация изученногоУчитель задает вопросы-загадки и вопросы-ассоциации:
1.Она разговаривает разными голосами, тянется без конца и края, щедрая, суровая, таит много загадок и примет.
2. Он наблюдательный, по-взрослому мудрый, любопытный, делает открытия, не все знает, действия как у взрослого, тревожится, навзрыд плачет, затерялся, как песчинка, радуется, преодолевает трудности.Слайд 1
Слайд 2 Отвечают на вопросы
Личностные:
осуществляют выбор на основе предыдущих знаний
Регулятивные:
самоконтроль, самопроверка
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Познавательные:
анализ
3 Мотивация к учебной деятельности Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока:
-И вот эта песчинка, 13-летний человечек оказывается в океане, т.е. человек оказался в тайге, в природе.
-Как назовем наш урок?
Учитель подводит учащихся к формулировке цели урока:
- В.Астафьев однажды сказал, что «жизнь представляла ему возможность быть на природе и с природой».
Вопрос:
-Находясь в лесу, на природе, можно оказаться и без природы? Как вы считаете?
-Значит, существует такая проблема?
Формулировка цели урока.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 Обучающиеся формулируют тему урока: « Человек и природа по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро», записывают в тетрадь.
Ответы учащихся о том, что если не слушать законов природы, то можно оказаться вне природы.
Ответы учащихся о том, что взаимодействие с природой может быть разным. Можно жить в гармонии с природой, а можно стать безразличными друг к другу, и даже врагами.
Наша цель: понять, как нужно относиться к природе.
Личностные:
самоопределение (мотивация учения)
Регулятивные:
целеполаганиеКоммуникативные:
умение слушать собеседника, строить понятные высказывания
Познавательные:
формулирование познавательной цели
4 Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Организует обсуждение в парах.
Обратимся к рассказу.
1.Вопрос:
-Какой синоним можно поставить к слову природа? Почему?
-Какой показана тайга в рассказе?
Показ слайдов с изображением тайги в разных видах на фоне тревожной музыки.
-Почему музыка тревожная?
-Зачитать по тексту отрывок со слов:»Тайга, тайга…» стр.158
2.Работа в парах по карточкам
3.Вопрос:
-Как же удалось Васютке выжить в тайге? Ответ даем образный.
Вопрос:
-Что значит прочитать «книгу тайги»?
4.Составление кластера на доске.
Слайд 6
Слайд 7 Работа в парах.
Участвуют в обсуждении ответов. Ответы о том, что тайга не фон, на котором показаны события рассказа, а сложный мир, который впускает в себя Васютку и сама определяет ценности. Тайга таит в себе много опасностей. Учащиеся приводят примеры из прессы о том, как люди пропадали в тайге. Также приводят примеры, как тайга помогла и помогает выживать Агафье Лыковой.
Учащиеся выполняют задания в парах: доказывают по тексту то, что было в вопросах-загадках и вопросах-ассоциациях в начале урока. Каждая пара работает над своим заданием, после чего коллективное обсуждение о тайге и о Васютке, о его поведении и действиях в тайге.
Работая в парах, дети приходят к такому ответу: Васютке удалось
прочитать «книгу тайги».
Ответы: Васютка знает, умеет, может
На доске появляется заготовка для кластера: в центре доски фраза «Книга тайги Васютки: знает, умеет, может».
Учащиеся подписывают слова и словосочетания. Работа коллективная. Появляются фразы: находит дорогу по затесям, экономит хлеб и патроны, переносит холод, и голод, умеет запечь подбитую дичь, умеет разжигать костры; знает, что тайга хлипких не любит; поборол страхи, хорошо ориентируется, умеет устроить ночлег, Вынослив, не избалован
Личностные:
самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание
Регулятивные:
целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляцияКоммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; управление поведением партнёра
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, основанной на содержании рассказа
5 Стадия осмысления
1. Проблемный вопрос:
-Если Васютка все это знает, умеет, может, почему же он попал в такую трудную ситуацию?
Вопрос:
-А утки, гуси, которых он убил?
2. Проблемный вопрос:
_Тайга и Васютка: кто они? Они враги? У них поединок?
-А для чего нужны эти испытания?
Слайд 8
Слайд 9
Участвуют в коллективном обсуждении ответов одноклассников.
Учащиеся делают выводы о том, что Васютка пострадал из-за своего легкомыслия. Его привлек глухарь, за которым он погнался. Это всего лишь азарт, а глухарь – трофей. Природа его наказала за убийство птицы.
Учащиеся это оправдывают, как и природа. Это была пища.
Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что это не поединок. Если жить по законам тайги, то она укажет путь из тупика. Природа учит человека на его же ошибках, проводит через испытания.
Учащиеся приходят к выводу, что природа награждает Васютку за его мужество. Он нашел озеро, полное рыбы, белой, из холодных вод. Это настоящий подарок для рыболовов, для промысла. И именем такого маленького мальчика взрослые люди назвали это озеро.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Познавательные:
умение на основе анализа и сравнения делать выводы
6 Итог урока
Вопрос:
-Чему научила Васютку тайга?
Работа в парах:
-Назовите контекстуальные антонимы к словам, характеризующим тайгу: препятствует, запутывает, сбивает.
- А человек в природе каким должен быть?
Ответы учащихся:
-не поддаваться соблазнам; помогла увидеть красоту окружающей мира, родной природы.
Учащиеся называют:
Препятствует - помогает
Запутывает - награждает
Сбивает - подсказывает.
Ответ: жить по законам природы.
Личностные:
нравственно-этическое оценивание
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Познавательные:
умение на основе анализа и сравнения делать выводы
7 Рефлексия Учитель организует работу в парах, запись в тетрадях.
Составить синквейн на тему «Тайга» или «Человек в тайге» на выбор.
Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Если вам было плохо, скучно, неинтересно, то присядьте.
- Если вам было хорошо, вы были уверены, вам было интересно, то поднимите руки.
-Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».
Достигли ли мы цели урока?
Удалось ли нам понять свое отношение к природе?
Дети составляют синквейн в тетради
Дети выполняют свои действия.
Ответы детей. Личностные:
нравственно-этическое оценивание
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Познавательные:
умение на основе анализа и сравнения делать выводы
8 Домашнее задание Предлагает выбрать вариант домашнего задание:
Найти или сделать самим иллюстрации к рассказу и подобрать к ним слова из текста (по желанию)
Составить памятку для идущего в лес.
Составить или выписать мудрые мысли о бережном отношении к природе Определяют варианты домашнего задания, которые хотели бы выполнить Личностные:
потребность в самовыражении и самореализации
Регулятивные:
Саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Коммуникативные:
познавательная инициативность
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели