Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»


название учреждения: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа села Ягодного
вид и название методической продукции: Лучший конспект учебного занятия
кому адресуется : учащиеся 5 класс
составитель или автор Краснопёрова М. В.
дата издания. 2015 год
Тема: Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро»
(Урок анализа первоисточника)
Цель урока:
образовательная - анализ рассказа В. П.Астафьева «Васюткино озеро», углубление и расширение знаний учащихся по творчеству В. П.Астафьева;
развивающая - научиться анализировать текст, умения работать со словарной статьёй, ресурсами Интернета;
воспитательная - формирование уважительного и бережного отношения к природе; воспитание вдумчивого читателя. Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать глубокий эмоциональный отклик у юных читателей.
Методы (приёмы) и формы работы на уроке:
Работа в группах (в сотрудничестве).
Индивидуальная работа учащихся (личностно-ориентированный подход) + разноуровневые группы + каждый в группе отвечает за свою часть.
Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала).
ИКТ (интерактивная доска; самостоятельная работа учащихся , презентации).
Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
Элементы фронтальной работы.
Языковой анализ текста (элементы).
Чтение карты (условные обозначения; знание знаков и умение их читать).
Оборудование, презентация к уроку.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой
- Добрый день, ребята, уважаемые гости, рада видеть вас на уроке.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Осень»)
- Ребята, нет человека, которому не был бы интересен мир живой природы. У нас вызывает восхищение танец глухаря на току, на нас нагоняет страх темный лес, зеркальное отражение глади озера завораживает, рыба, плавающая у берега, приводит в восторг. Человек и природа – вечная тема творчества, о которой говорили и будут говорить писатели и поэты. Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно.
II. Организационный момент
- Цель нашего урока доказать: человек и природа едины в этом мире. Доказать, что уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.
Слово про карты. Класс разделён на 3 группы: литераторы, художники, географы. На протяжении урока каждая группа работает по картам и в конце урока проводится обобщение и защита своих работ.( Приложение №1)
III. Вопросы беседы
1)Итак, кто же главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро
2) Какое место занимал Васютка в бригаде? Какое было у него дело?
3) Васютке нравилось бродить по тайге… А что такое тайга? Давайте найдём значение слова по словарю. У каждой группы словарь. (запишите слово тайга в словарь).
ТАЙГА СЛОВАРЬ Слайд
Скажите, а какое время года описывает автор (даже месяц указан)? ( до первого сентября оставалось 9 дней)
4) Итак, в очередной раз Васютка собирается за шишками. Прочитайте, как об этом рассказывает В. П. Астафьев. Стр.127
5) Как Васютка относится к взрослым, почему не стал спорить с матерью? Работа с афоризмом.
Некоторые неписаные законы твёрже писаных. Сенека ( Запись на доске)
(Он не отступает от закона, который помогает жить человеку – слушай старшего, более опытного человека).
- Какой самый первый закон мы должны соблюдать , когда собираемся в тайгу.
Записываем в тетрадь 1 ЗАКОН. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
День Слайд
6)Что такое затеси?
З) Зачем в таёжном лесу нужны затеси?
ЗАТЕСИ Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям СЛОВАРЬ
1 Сообщение учащегося.
Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникала заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.
- И только ли таёжная дорога начинается с затесей?
Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.
По затесям пойдут другие люди. Вот он, ребята, 2 ЗАКОН. Записать закон в тетрадь. (закон взаимопомощи: сделав затесь на дереве, один человек поможет найти дорогу другому.)
- Весело посвистывая, шёл наш Васютка по тайге, пространно рассуждая о дороге, о всяких таёжных разностях.
- Кто прервал рассуждения героя? Работа со словарём. ( Кедровка)
Как Васютка относится к этим птицам? А какую пользу приносит кедровка лесу? Слайд
(На экране появилась птица кедровка). Вот так она выглядит.
- КЕДРОВКА СЛОВАРЬ
- Васютка прицелился и щёлкнул языком, будто на спуск нажал. Почему наш путешественник не сделал настоящего выстрела?
- Как вы думаете, какой закон природы не нарушил Васютка? Запишите, пожалуйста , его в тетрадь, а в конце урока мы проверим, все ли таёжные законы вы знаете.
3 ЗАКОН (Настоящий охотник бесполезных выстрелов не производит.)
Вдруг впереди что-то захлопало… Слайд
- Что привлекло внимание нашего собирателя шишек?
(Хлопанье крыльев глухаря)
Глухарь – красивая, умная птица
- Расскажите, чем закончилась встреча с глухарём. Какой способ знал Васютка, чтобы перехитрить птицу и выйти из схватки победителем?
- Васютка добыл дичь, или трофей, как говорят охотники. Зачитать. Стр. 130… « Теперь всё – догоню…..
Давайте запишем это слово в словарь: ТРОФЕЙ -охотничья добыча СЛОВАРЬ
- Думая о своей удаче, Васютка, счастливый, шёл по лесу, насвистывая, пел, что на ум приходило. Вдруг спохватился… О чём спохватился Васютка? ( Где же затеси?)
- Почему мальчик попал в беду, какой закон природы нарушил?
(Идти по проложенному пути, от затесей не отступать.)
Попытаемся понять Васютку. Монолог "А я заблудился". (Текст на стр. 131 ). Как бы вы повели себя в такой обстановке? (Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?» )
- На какие черты характера Васютки обращает наше внимание автор?( ….. Вот вам и 4 закон. Запишите его в тетрадь) СлайдРабота по картам. Записать приметы. (Литераторы работают на д художественными средствами языка ( Отрывок –описание тайги), художники рисуют иллюстрацию к понравившемуся сюжете, географы работают по карте.)
- Почему так настойчиво мать приказала Васютке взять с собою хлеб? Вспомните, какие обычаи, приметы, связанные с хлебом, вы знаете?
2 сообщение учащегося.
Хлеб – всему голова. Хлеб – традиционный символ народной культуры. Не только главная пища русского человека, он, хлебушко, обладает особой силой, которая приписывалась ему нашими предками.
Считалось, что, наделяя человека хлебом, Господь определяет его судьбу и долю, поэтому от характера обращения с хлебом зависели жизненные успехи и неудачи. С представлениями о связи хлеба с Богом и счастливой жизнью связаны и обычаи благословения человека в особо ответственные периоды его жизни не только иконой, но и хлебом.
- Какие меры принимал мальчик, думая, что быстро выберется из сложившейся ситуации?
- Но выхода не было!
- Какое чувство охватило Васютку?
- С каким насекомым сравнивает Виктор Петрович Астафьев нашего путешественника, чтобы передать те чувства, что испытывает он, заблудившись.
- Обратим внимание на экран. Да, действительно, попав в таёжный лес, ощущаешь себя песчинкой в огромной вселенной, мухой в паутине. Слайд ( Ассоциации)
-Ребята , какой вы представляете себе непроходимую тайгу?
- «Будь, что будет»,- отрешённо подумал Васютка. Но какие слова деда и отца заставили припомнить всё, что знал наш герой, чтобы выжить в тайге? Слайд ( костер)
- Как Васютка готовился к ночи в таёжном лесу?
2 ДЕНЬ
- Кого Васютка просит о помощи, обращаясь со словами… (белку)
- Почему мальчик обращается со словами к этому симпатичному существу?
(Человек и природа едины. Попав в беду, он ищет защиты у природы).… Тайга…Тайга… Без конца и без края…
- Васютка отыскивает глазами жёлтую полоску лиственничка среди неподвижно зелёного моря.
- Для чего мальчик искал именно полоску лиственничка? ( Лиственник растёт по берегам рек)
Слайд (Лиственник)
- Нашёл Васютка водоём - Енисей? (Нет) А что? (Озеро.)
- Каким видится озеро автору, Слайд
- Как готовится Васютка к ночёвке у озера, о чём и о ком были его мысли? (Чтение отрывка). Стр.138
Слайд ( 3 ночь)
. Но не удалось вырваться из лап природы и пришлось вне дома провести 3-ю ночь.
- Какой была эта ночь?
- Что (очень важная деталь) освещает все ночи надежды Васютки, что он найдет дорогу домой? (Костёр)
- пофилософствуйте, почему автор символом надежды выбрал образ костра.
(Ответы учащихся)
- Но вдруг настроение Васютки меняется. Почему герой так обрадовался найденному трофею? (убитая утка – тягун – озеро проточное -- Вода проточная – один шаг к спасению; заметя бороздку, герой понял, что он на правильном пути).
- Именно этот огонь надежды позволил Васютке найти Енисей.
- Теплоход не помог горю Васютки. Слайд
4-ю ночь пришлось провести на берегу Енисея. Она было самой трудной. Почему?
Слайд
Работа по картам. ( Записать породы рыб)
- И всё-таки удача улыбнулась Васютке, бот «Игарец» спас нашего героя, и именем Васютки назвали озеро.
- Почему приключения Васютки оказались не напрасными? Только ли потому, что он показал бригаде отца «рыбные места». А ещё почему? Слайд
(Вспомним жизненную ситуацию: 1 июля 2013 года в поселки Гарь заблудился мальчик в тайге.)
3 сообщение учащегося. История о заблудившемся мальчике. Слайд
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка Рома борются за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”.  Слайд
Но не только самообладание помогло Васютке и мальчику Роме. Что же еще?
(Васютку поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадывать тайны природы и знание законов тайги.)
- Ребята , а теперь давайте посмотрим, какие таёжные законы вы записали. (Опрос по записям в таблице.)
Слайд
Если ты заблудился. ПАМЯТКА
Не паникуй, успокойся.
Прекрати бесполезное движение,
Осмотри место, где находишься.
Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
Разожги костер, приготовь пищу.
Подготовь из веток, травы место для ночлега.
Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Работа с таблицей. ( Географы, литераторы, художники)
- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”
(Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.)Природа – открытая книга Слайд
“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)
Природа – мать, кормилица
Слайд
Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.
Он учился жить с природой в единстве, быть частью её; соблюдать и уважать её законы, потому и нашёл озеро, оставив память о себе навсегда.
Ребята , а какие легенды вы знаете о нашей местности.
4 , 5 сообщения учащихся ( Легенда о реке Яе и об образовании села Цветковка) Слайды
- Я желаю вам, чтобы каждый из вас нашёл свой правильный путь в жизни и открыл, пусть небольшое, но своё озеро, чтобы в вашем сердце никогда не угасал костёр надежды, чтобы вы понимали, что человек и природа едины в этом мире. Только уважение и понимание природы поможет человеку найти выход из сложной ситуации.
Из общения с природой Васютка вынес столько света, сколько он захотел, и столько мужества и силы, сколько ему было нужно. -Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
( Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя. Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине. Безусловно, в этом нас убедил рассказ.)В начале урока мы с вами говорили о затесях и о том, что же мы «завяжем в узелок» и зарубим на носу. ( Ответы учащихся)
Работа по картам. Защита работ.(Записать какие уроки извлекли из рассказа)
Заключительное слово учителя
Зарубки на сердце
Уроки мужества, уроки добротыТы в сердце сохранишь навеки, И озеро, как символ чистоты,Тебе откроется, пусть на изломе лета.Увидишь в струях чистого ручья Природы первозданной отраженье,И собственная грешная душаПочувствует истоки очищенья.Вольется в сердце неба синева,И звезд на небе тихое мерцание,И щебет птиц, и росная трава -
Васюткиного озера сияние!
IV. Итог урока. Домашнее задание
1.Письменно ответить на вопрос» Чему меня научил рассказ В. П. Астафьева “Васюткино озеро”?”
2. Если с вами тоже произошёл какой-либо необычный случай, когда пришлось проявить выдержку, смелость, смекалку, напишите об этом рассказ
3. Нарисовать иллюстрацию к рассказу “Васюткино озеро” ( Слабые учащиеся)