Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе (Становление характера главного героя рассказа В.П.Астафьева Васюткино озеро)


Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе

Психология
Слово «характер» появилось в 4 в. до н.э. от греческого слова «чеканка, слепок, заострение».В современной психологии характером называют систему индивидуально устойчивых черт личности, которые определяют отношение человека к чему-либо и способы действия в определенных ситуациях. Например, доброта к людям, животным. Каждая черта характера обладает определенной устойчивостью, обобщенностью, выраженностью.
Становление характера: характер формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и становлении характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности.
________________________________________________________
_________________________________________________________
Прототип - реальный человек, послуживший автору натурой для создания образа литературного героя.
География
Сибирь Енисей
Композиция рассказа
Распределите правильно пункты в их последовательности (работа в паре)
НАЧАЛО действия ______,_______,_______.
РАЗВИТИЕ действия ______,_______,_______.
КУЛЬМИНАЦИЯ _______.
РАЗВЯЗКА ______,_______.
ЭПИЛОГ ______.
Васютка дома
Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житьё Васютки
Решительные действия по своему спасению
Рассуждение об озёрах и их названиях
Путь к озеру и его освоение
Страх и отчаяние Васютки
Просвет в пути
Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря
Появление бота и возвращение героя
Пятнышко на карте – «Васюткино оз.»
Каждый правильный ответ 1 балл. Ставим оценку_______________
Наша задача - определить качества характера Васютки.
К пунктам плана выберете то качество характера, которое проявляется у героя. Подчеркните нужное, можете предложить свои варианты.
НАЧАЛО действия
Рассуждение об озерах и их названиях.
Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, наблюдательность, способность к размышлению, уважение к старшимСвой вариант__________________________________________
РАЗВИТИЕ действия
Страх и отчаяние Васютки.
Решительные действия по своему спасению.
Просвет в пути.
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, наблюдательность, способность к размышлению, уважение к старшимСвой вариант__________________________________________
КУЛЬМИНАЦИЯ
Появление бота и возвращение героя.
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, наблюдательность, способность к размышлению, уважение к старшимСвой вариант__________________________________________
РАЗВЯЗКА
Васютка дома.
Путь к озеру и его освоение.
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, наблюдательность, способность к размышлению, уважение к старшимСвой вариант__________________________________________
ЭПИЛОГ
Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
выносливость, смекалка, настойчивость, целеустремлённость, любовь к природе, наблюдательность, способность к размышлению, уважение к старшимСвой вариант__________________________________________
8. Понимание, что «тайга хлипких не любит», указывает на «бывалость» Васютки. Он знает, что
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой ………..
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы…………
3. Беречь …………
4. Быть наблюдательным, внимательным, ………………………..
5. Уметь ориентироваться по ……………………………………….
6. Помнить, что гудок парохода откликается на …………………..
………………………………………………………………………….
7. Не терять веры в ……………………………………………………
Вам задание: выберите нужный вариант в правой части таблицы и подчеркните его, указав на то, как Васютка реагирует на обстоятельства (а слова дедушки запишите):
Часть текста Главная мысль
1. Открытие Васютки.  Васютка испугался/ Васютка не испугался2. Его охватило отчаяние.  Вначале природа не пугала его/  
Вначале природа пугала его
3. Слова дедушки и отца, которые вспомнил мальчик.  
4. Васютка разжёг костёр.  У костра вёл себя как взрослый/ У костра вёл себя растерянно
5. Как мальчик приготовил себе еду?  Вспоминал наставления отца/
Вспоминал наставления матери
6. «Живём!»  Понял, что не пропадёт/
Понял, что выхода нет
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Составьте на основе истории инструкцию для применения.
Если вы вдруг заблудились в лесу, вы должны:
Работая на уроке, довольны ли вы собой? (нарисуй смайлик)
Я ДОВОЛЕН (ДОВОЛЬНА)СОБОЙ Я СОБОЙ НЕ ДОВОЛЕН
(НЕ ДОВОЛЬНА)
Дома напишите небольшое рассуждение «Уроки рассказа «Васюткино озеро»»