Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

Моя педагогическая философия

У слова «ФИЛОСОФИЯ» много значений и прекрасный перевод – МУДРОСТЬ. Мудрость педагога заключается в том, что он – учитель, педагог, художник и актер в одном лице. Да, именно актер – я не оговорилась. И, словно из-за кулис он выходит каждый день на сцену. Но ему нельзя даже загримироваться, ибо все его зрители в первом ряду партера. Он выходит в свет двойных прожекторов детских глаз, и их лучи насквозь пронизывают его, заставляя контролировать каждый свой жест и каждое слово.
Какой же он, уважаемый, любимый детьми учитель ? Встав однажды на учительскую стезю, я точно знала ответ на вопрос: «Какой не надо быть ?».
Не надо быть скучной, всегда одинаковой учительницей математики, на уроке у которой ученики не ищут, не творят, не размышляют. Я хотела быть другой !
Мои уроки - это совокупность проблемных ситуаций и совместная работа учителя и учеников. Я стараюсь создавать такой мир, в котором каждому ребенку комфортно, он ощущает себя в безопасности от критики, от преследований за ошибки. Ученик выдвигает гипотезу, доказывая или проверяя ее. «Молодец ! Умница ! Ты сделал это !» - говорю я и вижу, как ребенок светится от счастья. Вроде бы пустяк, а ученик чувствует себя окрыленным, он счастлив, он успешен.
Все дети разные, способности у всех разные. «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань» - так поэтично, словами А.С. Пушкина, можно сказать о дифференциации и индивидуализации обучения. И я стараюсь ставить перед каждым учеником посильные задачи, но так, чтобы планка, которую он преодолевает, была чуть выше предыдущей.
На уроках математики через формулы, теоремы, бесконечное множество задач мы учимся мыслить, видеть главное и второстепенное, находить оптимальное решение, осваивать методы и приемы анализа. А жизнь, то и дело, подбрасывает отнюдь не типовые задачки, к решению которых мы должны подготовить наших воспитанников.
Конечно, мне важно, чтобы из стен школы вышел выпускник, хорошо знающий мой предмет, но еще важнее, чтобы в большую жизнь ушел ЧЕЛОВЕК.
Жизнь делит людей на созидателей и разрушителей. Одни оставляют за собой руины, обиды и слезы, а другие строят дома и судьбы, своими руками лепят характеры, согревают все теплом своей души. Учитель, конечно, созидатель. Он творит личность, он творит будущее. И я горда тем, что принадлежу к великому учительскому братству !

Родить ребенка,
Вырастить сад
Нет счастья выше
И трудней от века.
Но только тот,
Кто сам
Душой богат,
Даст миру не жильца,
А ЧЕЛОВЕКА !
О.В. Сапронов.
15