Эссе на тему «Моя педагогическая философия»


Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
кадетская школа-интернат «Ачинский кадетский корпус»
ЭССЕ
на тему
«Моя педагогическая философия»
Выполнила:
учитель русского языка
и литературы
Манухина Л.В.
г. Ачинск, 2014
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Ф.И.Тютчев.
Честно говоря, сначала написание эссе вызвало у меня небольшие затруднения, когда нам, участникам конкурса «Учитель года», объявили его тему – «Моя педагогическая философия».
Философия?! «Это о чём-то умном», - говорю я себе, размышляя над темой. Философия, филология, филателия, филармония…
В один ряд выстраиваются похожие друг на друга слова. В голове множество мыслей. «Стоп!» - говорю в очередной раз.- «Всё по порядку».
«Филология» - до боли знакомое слово. А задумывался ли кто-нибудь из вас, почему филологов так называют?
Греческий корень «фил» обозначает «любовь к чему-то». Он входит во многие сложные слова, общий смысл которых – «любящий что-то». Филология – это любовь к слову. Поэтому все науки о языке и художественной литературе называют этим термином. Философия – это любовь к мудрости. А педагогическая философия? Конечно же, любовь к детям. Вот об этом я и хочу поведать всем.
Слово. Дар слова. Магия слова.
Как часто приходится слышать, что учителя русского языка и литературы – «русаки». Возникают совсем другие ассоциации с этим словом. Какова же магия этого слова? Совсем другое впечатление от того, когда тебя называют «словесник», «филолог». Сами термины завораживают, вводят в мир неизведанного. Словесники – те, кто любит Слово, может донести его до глубины души. И очень важно, насколько глубоко оно войдет в человеческую душу, особенно в душу ребенка. А может быть, оно разобьется о стену равнодушия…
Но Учитель – это Профессионал. Когда надо, он артист, художник, потребуется – певец, писатель…
Поэтому необходимо быть очень внимательным, чутким и осторожным в речах и поступках, помня о том, что каждое наше слово и любое дело оказывают влияние на формирование личности ребёнка, оставляют след в его душе, а потом обязательно вернутся к нам, к сожалению, не всегда в образе синей птицы.
Всегда приходится повторять строки Л.Мартынова:
А ты, входя в дома любые,
Входя на лестницы крутые,
Квартиры, светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос даря ответ,
Скажи: какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый, прочный след
В чужой душе на много лет.
Не случайно, в качестве эпиграфа я взяла четверостишие Ф.И.Тютчева. Да, мы не можем предугадать, в каком образе нам вернется наше же слово, но без сочувствия, сопонимания невозможно по-настоящему войти в мир языка, во Вселенную духовности и культуры.
А если возвращение произошло совсем не так, как ты хотел? Кто будет в этом виноват?
Ответ на этот вопрос я нашла в детской песенке Новеллы Матвеевой «Я леплю из пластилина». В ней говорится о маленькой девочке, которая, трудясь над клоуном и куклой, повторяет:
Если кукла выйдет плохо,
Назову её Дурёха,
Если клоун выйдет плохо,
Назову его Дурак…
А в конце песни есть слова, которые заставили переосмыслить прописные истины о том, что дети похожи на мягкий воск, на чистые листы бумаги:
Ты их лепишь грубовато,
Ты их любишь маловато,
Ты сама и виновата,
А никто не виноват.
Значит, надо просто любить детей? Просто, да не совсем. В моменты ожидания и рождения ребенка родительская любовь появляется сама собой, а учительской любви надо учиться, потому что любовь к детям и умение взаимодействовать с ними – это неделимые вещи, одно целое.
Необходимо принимать и любить детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Нужно учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть, а энергию детства уметь направлять в нужное русло. Уметь вставать на место ребенка, спрашивая себя: «Как я понимала это, когда была ребенком?»
А для этого Учителю надо быть личностью, потому что, как писал К.Д.Ушинский, «только личность может воспитать личность».
Учитель не имеет права быть слабым. Он должен быть сильным и интересным, интересным, прежде всего самому себе.
Учитель – Творец и Образец.
Для нас, Учителей, важно вырастить слой высокоинтеллектуальных и творческих людей, которые бы смогли сделать наше будущее светлым, добрым и благополучным. Вырастить такой потенциал для страны способны только сильные, одаренные и образованные Учителя.
Завершить свое эссе хотелось бы строками из одной известной философской сказки Антуана-де-Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«Каждый может кого-то приручить и стать другом – но всегда нужно быть в ответе за тех, кого приручил».
И еще: «Зорко одно лишь сердце – самого главного глазами не увидишь».