Игры в духовно — нравственном становлении личности


Роль игры в духовно-нравственном становлении
и развитии личности
Учитель начальных классов МОУ гимназии № 20
имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина
Люберецкого муниципального района Московской области
Мареева Татьяна Геннадьевна.
Содержание
I. Введение.
II. Основная часть.
1. Игра - важнейший вид детской деятельности.
2. Занятие кружка "Мир вокруг и внутри нас". Тема "Поговорим о дружбе".
III. Заключение.
«Все человеческое в человеке должно быть воспитано»
 А.С.Макаренко
I. Введение
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к родителям, коллективу, окружающим, обществу, Родине, труду, своим обязанностям и к самому себе.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении современного общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
II Основная часть
1. Игра - важнейший вид детской деятельности.
Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является внеурочная деятельность школьников – объединяющая все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания обучающихся. Внеурочная деятельность способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Игры во внеурочной деятельности способствуют достижению следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Огромная роль в развитии и воспитании младшего школьника принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра служит средством формирования и развития у ребёнка многих полезных личностных качеств. Она выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение и труд.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Игра - средство воспитания, постоянная и неизменная спутница детей. Игра выполняет такие важнейшие функции, как:
- развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить учащихся, пробудить интерес к знаниям);
- коммуникативную: освоение способов общения;
- терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых социокультурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Игре должно отводиться особое место. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Игровая деятельность, игровые формы, приемы - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия.
В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя. Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей.
При подготовке и проведении игр во внеурочное время и на уроках в начальных классах на первый план выдвигаются воспитательные задачи, использование знаний в различных ситуациях или предварительное ознакомление с новыми знаниями. Конечно, всякая игра, воспитывает, причем не в одном каком-то отношении, а во многих. Игры, которые организуются с учащимися во внеурочное время, проводятся с целью освоения норм и правил поведения, формирования определенного отношения к духовно - нравственным, эстетическим ценностям, политике, труду и др.
По игровой методике педагогические игры делятся на:
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
игры – драматизации.
Так, в начальных классах с детьми разыгрывают ролевые игры по правилам поведения в общественных местах, инсценировки сказок, домашних праздников, конкурсы сказок, частушек, национальных игр, проводят игры-практикумы по освоению обращений, разговора по телефону и т.д.
2. Занятие кружка "Мир вокруг и внутри нас"
Тема "Поговорим о дружбе"
Цель. Формирование у учащихся норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
показать важность истинных друзей в жизни человека;
создать ситуацию для формирования таких качеств, как умение дружить, беречь дружбу;
сформировать положительную мотивацию к проявлению доброжелательности, стремлению понимать друг друга;
развивать духовное единство между детьми, устанавливать взаимное доверие;
сформировать условия для возможности ученика проявить себя и своё отношение к окружающим.
Ход занятия. Игровая деятельность
Слайд 1. Эмблема гимназии. (На экране при заполнении класса детьми.)
Слайд 2. Общее фото класса.
Учитель. - Ребята, как называются отношения людей, которые помогают друг другу, выручают в беде, радуются успехам друг друга? Чаще всего такие отношения называют крепкой, верной и долгой …? (Дети называют слово «дружба»)
Слайд 3. Со словом «ДРУЖБА».
- А кто такой друг? (Дети высказывают свои предположения.)
- Давайте за более точным определением обратимся к словарю. С.И. Ожегов так толкует слова «друг», «дружба».
Слайд 4. Из словаря …
Ученик.
Давайте отложим дела «на потом»,
О дружбе расскажем, о дружбе споем.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость, согреет теплом!
Слайд 5. Поговорим о дружбе.
Учитель.
- Наше занятие посвящено дружбе. К нему вы так увлеченно готовились: писали сочинения, рисовали, пели, собирали пословицы.
- Какое прекрасное слово «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своих тайнах. А что представляется вам, когда вы произносите слово «дружба»?
Слайд 6 – 13.
Учитель. - Составляем пословицы о дружбе.
- Ребята, а какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?
(Ученики называют.)
Учитель. - А вы знаете, с чего же все началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово «друг».
(Читают 3 ученика)
Учитель. - К сожалению, грубые слова иногда можно слышать и от наших ребят, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав его, кто-то узнает себя, а, узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Учитель. - Да, такие отношения дружескими не назовешь.
- А давайте поиграем в игру «Кто с кем дружит» и вспомним имена героев сказок и мультфильмов. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?
Забавные бурундучки Чип и …(Дейл).
Добрая Белоснежка и …(семь гномов).
Прекрасная Русалочка и …(Най Себастьян).
Забавный Вини Пух и (Пяточок).
Добрый Малыш и …(Карлсон).
Доверчивый Буратино и …(Мальвина, Пьеро).
Крокодил Гена и …(Чебурашка).
Слайд 14. Кто с кем дружит?
Учитель. - Ребята, посмотрите сценку, которую приготовили ребята.
Учитель. - По какой причине Вова не разговаривал со Славой? Верно, обиделся. А почему? Вспомните, с каким настроением Вова обратился к Славе…
Учитель. - Вспомните и назовите слова с корнем - друж-.
(Ответы детей).
Учитель.
Игра «Азбука добрых слов». Эта игра очень помогает в дружбе.
Слова, которыми можно выразить благодарность. (Спасибо, благодарю).
Слова, которыми можно поприветствовать. (Здравствуй, привет, как я рад тебя видеть).
Слова, которыми можно попросить прощение. (Прости, пожалуйста, извини.).
Слова, с помощью которых можно обратиться с просьбой. (Пожалуйста, будьте добры.)
Учитель. - Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
- У вас есть друзья - одноклассники. За что вы их цените, как друга?
- Так какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать друг?
Слайд 15. Работа со словами: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь в любую минуту.
Учитель. - Вы говорите: "Дружить должны все на свете". Давайте подумаем и назовём правила дружбы.
(дети называют, после чего на экране появляется перечень названных правил)
Учитель. - Подведём итоги нашего занятия.
Спросите себя, что дало оно вам. Поделитесь.

Я

Игра "Кто быстрее".
Ученики (4 группы), помогая друг другу в группе, совершенствуют практику работы со словарём.
Конкурс между группами на исполнение песен о дружбе.
Свободные высказывания детей (Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов.
Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту.
Друг - это старая, но любимая игрушка, которая утешает тебя, когда тебе плохо и др.)
Игра "Сделаем вместе"
Из частей в группах составляются пословицы
Инсценировка стихотворения.
Игра "Кто с кем дружит"
Ученики создают пары героев мультфильмов.
Инсценировка "Чепуха, а не марки"
Игра «Азбука добрых слов».
Правила дружбы.
Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его.
Если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь.
Делись с друзьями: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с ребятами: дай поиграть, прочитать.
Останови друга, если он делает что-то нехорошее.
Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе самое лучшее.
Не ссорься с друзьями.
Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.
Не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам.
Если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться.
Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду.
III. Заключение
Игра является важнейшим условием всестороннего развития школьников, одним из основных средств их воспитания. Игра неразрывно связана с развитием речи детей. Игра способствует развитию познавательных интересов. Игра является своеобразным способом усвоения новых знаний. Оказывает влияние на поведение ребенка.
Игра воспитывает такие чувства как: ответственность, добросовестность, смелость, организованность, чуткость и т.д. То есть является очень сильным средством воспитания.
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2.Баранова И.В. и др. Нравственные ценности. Развивающая программа для младших школьников. М., 2004.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
5. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. - М., 2003.