О значимости предмета литературы в развитии и нравственном становлении личности школьника.

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
Автор: Обручникова Каролина Александровна
преподаватель русского языка и литературы
МБОУ СШ №11 имени Скрипки О.В.
г. Волжский, Волгоградская обл.
В последнее время остро встал вопрос о статусе предмета литературы в школе. Проводят различные соцопросы, голосования и предлагают упразднить ее, объединив с преподаванием русского языка. Какова же значимость литературы для развития сознания школьника и какого сценария следует ожидать в ближайшее время?
Государство – это граждане, которые в нем живут! Сильные граждане – сильное государство, мудрые граждане – мудрое государство, высоконравственные граждане – высоконравственное государство. А формирует эту самую нравственность литература. Гражданина страны воспитывает не только мать, которая может не иметь никакого отношения к образованию, а вся великая русская культура. На помощь родителям приходят: Пушкин, Толстой, Гоголь, Горький, Достоевский, Чехов, Лермонтов и все вместе, целая армия мудрых людей, вместе с историей великой страны принимаются за воспитание гражданина Российской Федерации.
Все предметы, изучаемые в школе, помогут ответить на вопрос «КАК?» что-то сделать, вычислить, начертить, измерить И только литература ответит на вопрос «ЧТО?». Что ты захочешь сделать? В сторону добра или зла ты сделаешь шаг. Ты совершишь прорыв в медицине и отдашь его людям бескорыстно, или продашь за огромные деньги с выгодой для себя. Ты захочешь утешить человека в трудную минуту, проявить сострадание, поддержать, или скажешь, что у тебя нет времени и что тебе это не выгодно.
Литература – это наша сокровищница! Мысли самых мудрых людей всех времен хранятся и безвозмездно передаются литературой. Именно она воспитывает в личности нравственность, то есть то качество, которое и делает человека ЧЕЛОВЕКОМ.
Даже будучи сиротой и не имея за душой ни гроша, человек может воспитываться и развиваться, учась у самых мудрых представителей земли Русской. Максим Горький говорил: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Вот вам яркий пример человека, который сделал себя сам, опираясь на литературу. Не даром Иосиф Бродский говорил: «Человек есть то, что он читает». Следовательно если мы ничего не будем читать, то и станем НИКЕМ. Язык состоит из речи устной и письменной. Упразднив преподавание литературы, мы сделаем первый шаг к упразднению всего русского языка. Письменная речь фиксирует историю и культуру народа и передает ее в неизменном виде из поколения в поколение. Чтение увеличивает лексикон человека и расширяет кругозор. У человека, который не будет читать, постепенно начнется процесс деградации: сначала он будет просто мало знать, затем разучится грамотно выстраивать свою речь, и постепенно его словарный запас станет похож на лексикон героини Ильфа и Петрова Эллочки-Людоедочки: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», что уже будет свидетельствовать об умственной отсталости. Д.С. Лихачёв писал: «О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию». Язык отражает менталитет нации, историю и традиции. Малые народы всячески стараются сохранить свой письменный язык, чтобы не исчезнуть бесследно, чтобы передать память о своих прародителях своим потомкам. Изучая по словарям архаизмы, мы узнаём, что существовали совсем иные предметы быта, расширяем свои представления о Древней Руси. Всем известно понятие ШИРОТА РУССКОЙ ДУШИ. А откуда она берется и как формируется? Так вот создается она именно литературой: сказками, которые нам читали перед сном; преданиями, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение; былинами, воспевающими силу и отвагу богатырей; лирическими произведениями, отражающими всю палитру чувств человека; прозой, прославляющей свою страну, прививающей идеалы любви, дружбы, красоты.
Иностранцы изучают русский язык, чтобы в оригинале прочитать нашу литературу. Они осознают все величие и значимость этих произведений, а мы хотим от них отказаться. Литература – это ДУХОВНАЯ ЦЕННОСТЬ, и никакими подсчетами, выгодами и рациональностью ее не измерить. Духовные ценности не покупаются и не продаются. Их нельзя отменить или навязать.
Сегодня нам необходимо не только сохранить самую великую литературу в мире, которая безвозмездно досталась нам в наследство, но и вырастить достойное поколение, которое сможет ее преумножить. А для этого нужно поднять вопрос о введении цензуры в СМИ на детские фильмы, мультфильмы и передачи для детей. В наше время многие проекты для детей, составленные грамотными психологами ради наживы, калечат еще неокрепшее сознание будущего ГРАЖДАНИНА. Исправлять ущерб, нанесенный детской психике, учитель начнет только после поступления ребенка в школу. Литература здесь будет главным лекарством. Но ведь болезнь легче предотвратить, чем вылечить. Поэтому мы должны четко контролировать все этапы становления личности, с самого рождения «вести за руку», не отпуская, пока не передадим в надежные руки учителя.
Физическое рождение тела происходит в роддоме, а духовное становление личности – на уроках литературы. Мы должны решить для себя: мы хотим, чтобы наше государство состояло из «тел» или из «личностей»? А приняв решение, начать действовать!

7ђ Заголовок 115