Эссе на тему: Роль воспитателя в духовно — нравственном становлении личности


Муниципальное бюдЖЕТНОЕ ДОШКОЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДеТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «РОДНИЧОК»
Эссе на тему:
«Роль воспитателя
в духовно – нравственном становлении личности».


Педагог высшей квалификационной категории:
Крылова Светлана Николаевна

Луховицы, 2016г
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка,
но расцветет ли она, зависит от духовности воспитания
и образования, полученного в семье и в образовательном учреждении.
Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно - нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Вот именно в этих условиях возрастает роль детского сада в духовно - нравственном воспитании личности. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни воспитанников осуществляется на основе:
нравственного примера педагога;
социально-педагогического партнёрства;
индивидуально-личностного развития;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
социальной востребованности воспитания.
Через систему духовно – нравственного воспитания детский сад предполагает заложить прочную основу духовности и нравственности у воспитанников, подготовить почву для становления их личности. Образовательная и воспитательная работа носит деятельный характер и поможет детям дошкольного возраста глубоко осмыслить и определить свое место в современном обществе, будет способствовать удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и физического здоровья.
Какова же роль педагога в этом нелегком процессе воспитания?
Главное назначение воспитателя сегодня - быть источником нравственного влияния, именно он призван  воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера. Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.Каковы условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, что здесь будет играть решающую роль? На мой взгляд, это в первую очередь его личные качества и профессиональные умения.
В.А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам». Педагог, который способен внушить детям лучшие моральные, нравственные качества должен быть целеустремленным, твердым в убеждениях, настойчивым и последовательным  в требованиях.Только человек чуткий, эмоционально отзывчивый, обладающий педагогическим тактом, терпеливостью, любящий детей и свое дело, настоящий патриот будет ярким примером для детей, сможет сформировать в них стойкую жизненную позицию, способность к созиданию, стремление жить, руководствуясь нравственными ценностями.
Профессия воспитателя сродни профессии актера, но задачи, стоящие перед ним, неизмеримо более ответственны, а условия, в которые он поставлен, значительно сложнее. Профессия воспитателя требует постоянного расхода внутренней энергии, эмоций, любви. Любовь к детям является отличительной чертой воспитателя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает детский сад в хорошую семью. Если воспитатель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, назидающей, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой, его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание воспитанников. «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».
Основа для счастья и гармонии - это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего. Даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит". Академик Н. В. Федоров