Конспект интегрированного урока по истории и географии на тему Золотое кольцо (9 класс)


Интегрированный урок
Интегрированный урок по географии и истории в 9 классе.
Тема урока: Путешествие по «Золотому кольцу» России.
Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
Учитель географии МБОУ СОШ №78 п.Гигант - Филимонова Н.Ю.
Учитель истории МБОУ СОШ №78 п.Гигант - Данько Т.В.
 Цели урока:
1) Образовательные: познакомить обучающихся с туристическим маршрутом по городам «Золотого кольца» России; применять информационно - коммуникативные технологии; осуществлять межпредметные связи;
 2) Развивающие: способствовать развитию памяти, мышления обучающихся, умению слушать рассказчика, организации учебного труда, владеть собой, формировать познавательный интерес к предметам, совершенствовать навыки самостоятельной работы; навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;
3) Воспитательные: Прививать любовь к Родине, бережному отношению к её духовным и материальным богатствам, способствовать духовно- нравственному формированию личности.
Методы
В ходе урока активно применяются технология интегрированного обучения, технология критического мышления, проблемно-поисковый метод, информационно-коммуникационные технологии, связанные с использованием метода презентации.
Технические средства: компьютер, средства мультимедиа, интерактивная доска.
К конспекту урока прилагается компьютерная презентация.
Программы, использованные для подготовки презентации к уроку
Программа Office Word
Программа Microsoft POWER POINT
Программы работы с музыкальными файлами: WINDOWS проигрыватель.Для создания презентации использован шрифт Times New Roman, анимационные эффекты, эффект наложения звука, видео- и аудио файлы, гиперссылки. Презентация содержит 35 слайдов. Слайды 1 – 12, 32 - 35 демонстрируются автоматически и по щелчку, 33 слайд – только автоматически с длительным промежутком для работы с интерактивной доской. Что бы продолжить просмотр нужно воспользоваться гиперссылкой. На слайды наложены эффекты звука и музыки, предназначены для совместного просмотра на экране. Слайды 13 - 31 скрыты, предназначены для работы учащихся в группах и для иллюстрации рассказов, переход к ним осуществляется с помощью гиперссылок на слайде 12.
Технические устройства, использованные для подготовки урока
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
Технологическая карта урока
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: интегрированный (бинарный) с применением ИКТ.
география – история
 Цели урока:
1) Образовательные: познакомить обучающихся с туристическим маршрутом по городам «Золотого кольца» России; применять информационно - коммуникативные технологии; осуществлять межпредметные связи;
 2) Развивающие: способствовать развитию памяти, мышления обучающихся, умению слушать рассказчика, организации учебного труда, владеть собой, формировать познавательный интерес к предметам, совершенствовать навыки самостоятельной работы; навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;
3) Воспитательные: Прививать любовь к Родине, бережному отношению к её духовным и материальным богатствам, способствовать духовно- нравственному формированию личности.
План урока
1. Туристический маршрут «Золотое кольцо России».
2. Святой Сергий Радонежский.
3. Закрепление. Великие дела Преподобного Сергия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация «ПО золотому кольцу России», выполненная в программе POWER POINT, карточки с заданиями, смайлики пяти цветов для распределения учащихся по группам.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы объединили два предмета – географию и историю. И это не случайно. Ведь эти предметы тесно связаны между собой. Но прежде чем начнём урок, давайте друг другу пожелаем удачи. Станьте в круг лицом друг к другу. А теперь улыбнитесь и скажем дружно: «Удачи! Три четыре»
(дети улыбаются и желают удачи)
Учитель:А теперь прежде чем садиться, возьмите со стола смайлик, переверните его, они разноцветные. Пройдите и сядьте за стол, где расположился смайлик вашего цвета.
(учащиеся делятся на пять групп)
Учитель: Начнем наш урок. На протяжении нескольких уроков мы изучали социально- экономическое и политическое развитие России XIV – XV веков.
Могущество любого государства определяется не только политическим и экономическими завоеваниями, но и достижениями в материальной и духовной сфере. Из курса обществознания вспомните, как называется процесс создания человеком материальных и духовных ценностей.
Ученик. Процесс создания человеком материальных и духовных ценностей называется КУЛЬТУРОЙ.
Учитель: Совершенно верно! О духовных ценностях, которые воплотились в архитектуре древних российских городов, о людях – хранителях этих ценностей, мы сегодня поговорим, совершив заочное путешествие по знаменитому на весь мир туристическому маршруту «Золотое кольцо России». Что же это за маршрут? Внимание на экран.
(показ слайдов 1- 4)
На фоне слайда 5 учитель озвучивает. В Москве очень много исторических и культурных достопримечательностей, но сегодня мы посетим другие не менее прекрасные древние города «Золотого кольца». Ваша задача, определить, что или кто связывает эти города? Наш путь лежит в один из древнейших городов России Ростов Великий!
(показ слайдов 6 -10)
Учитель: (слайд10) Так о ком же пойдет речь сегодня на уроке, ребята?
Ученик. О Сергии Радонежском
Учитель: На фоне слайда 11 учитель озвучивает Совершенно верно. Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительном и великом человеке, прославившем нашу землю, об известном русском святом – Сергии Радонежском. В 2014 году отмечается 300-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.
Ученик.
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
……
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело -
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
Сведения о жизни Сергия Равдонжского дошли до нас благодаря Епифанию Премудрому, который в своем произведении «Житие Преподобного Сергия Радонежского» написал о нем такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». Как вы думаете, почему автор называет Преподобного Сергия «светилом светлым»?
(Ответы учащихся)
Учитель: Далее вы будете работать в группах. На смайлике вам расписаны роли в группе (премудрый – капитан группы, отчитывается за всю группу, управляющий – управляет компьютерной мышей, прихожанин – читает текст, отвечает вместе с другими на вопросы). Если вы не согласны с таким распределением, можете в группах сделать корректировку. Капитаны подойдут и выберут карточку с заданием. Далее вы работаете с презентацией. С помощью гиперссылки перейдите в нужную вам тему. Здесь вы видите подборку иллюстраций необходимых для сопровождения рассказа. Нажав нам на слово «текст» вы можете прочитать текст и составить краткий рассказ по заданию. Если что-то непонятно, мы всегда рады помочь. Ну что же удачи всем и за работу. (Приложение №1)
(Работа в группах 10 минут)
Учитель: Используя мультимедийные установки, мы заставляем напряжённо работать наши глаза.
Физпауза -
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Подтянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки…
На уроке – не до скуки!
Теперь за парты сели дружно,
Конечно, поработать нужно.
А теперь заслушаем ваши рассказы о Преподобном Сергии Радонежском.
(Заслушивание оточетов групп. Учащиеса рассказывают, используя иллюстрации презентации по своему заданию.)Учитель: На фоне слайда 31 учитель озвучивает Ребята, у нас с вами получился серьезный и интересный разговор.
Тихий свет на Маковце - горе
Радугой цветёт над всей землёй:
Это инок Сергий на заре
Молится с небес о нас с тобой.
Учитель: На фоне слайда 32 учитель озвучивает
Четыре великих дела было в жизни Сергия, за которые мы почитаем его как учителя и устроителя России. Давайте вместе определим эти великие дела.
(беседа с учащимися и открытие на слайде 4-х великих дел Сергия)
1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.
Надо отметить, что сам Сергий был образцом в исполнении нового устава.
2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.
Исход битвы нам известен из уроков истории. Добавлю только, что во время самой битвы Сергий истово молился в Троицком храме и находясь на далёком расстоянии от Куликова поля, видел гибель каждого воина и называя его по имени говорил братии: “Помолитесь за упокой души раба Божии такого-то…”. Наконец он возвестил братии о поражении врагов и нашей победе.
3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.
Это было главным делом Сергия и его главной исторической заслугой. Сергий строит храм Пресвятой троицы, “чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира”.
4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры). 
Учитель: Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как человечность, доброта, милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны, осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Не тянется ли эта ниточка, эта преемственность из глубины веков, от таких людей, как преподобный Сергий Радонежский?
Ученик:
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета,
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
- А какие добрые дела можете совершить вы, даже в таком юном возрасте?
(Дети рассуждают)
Учитель: Завершается наша экскурсия. Внимание на экран. (показ слайда 33)
Рефлексия
Учитель: А хотели бы вы продолжить наше путешествие? Какой древний русский город «Золотого кольца России» вы бы посетили? Тот, кто хочет отправиться в путешествие, подойдите к доске и на схеме нарисуйте смайлик возле города, который вы хотите посетить.
(Учащиеся подходят к интерактивной доске и на схеме слайда 33 рисуют смайлики).
Учитель: По количеству смайликов на схеме видно, что вам путешествие понравилось, и тема эта заинтересовала практически всех. Ну что же, внимание на экран.
(демонстрация слайда 34)
Приложение № 1.
Карточки – задания.
Карточка №1.
Детство Сергия Радонежского.
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ о детстве Сергия Радонежского, ответив на вопросы:
1. Когда родился и кто были родители Сергия Радонежского?
2. Какое имя получил он при крещении.
3. Как учился Варфоломей?
4. Кто и при каких обстоятельствах помог ему в учении?
Карточка №2.
Основание Троице – Сергиевой Лавры.
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об основанииТроице – Сергиевой Лавры,ответив на вопросы:
1. Куда переехали родители мальчика?
2. Куда Варфоломей отправился после смерти родителей?
3. Основателем какого монастыря стал Сергий? Как это произошло?
4.В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? Какое значение для России имело её создание?
Карточка №3.
Общественное служение Сергия Радонежского
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об общественном служении Сергия Радонежского, ответив на вопросы:
1. Какие чудеса совершил Сергий Радонежский? На что они указывают?
2. Приведите примеры того, что Сергий был необычным человеком.
3. Какими качествами обладал Преподобный Сергий?
Карточка №4.
Благословление Дмитрия на борьбу с Мамаем.
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об Благословление Дмитрия на борьбу с Мамаем, ответив на вопросы:
1. Как Сергий примирил русских князей?
2.Что сказал Сергий Дмитрию Донскому, когда тот пришел к нему за благословением?
3. Кого и для чего послал Сергий вместе с дружиной Дмитрия Донского?
4. Каков был результат Куликовской битвы?
Карточка №5.
Старость и кончина преподобного Сергия.
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ о старости и кончине преподобного Сергия, ответив на вопросы:
1. Когда и в каком возрасте скончался Сергий Радонежский?
2. Что завещал Сергий своим ученикам?
3. Какие даты являются днями памяти Сергия Радонежского?
4. Какое значение имеет Святой Сергий для развития самосознания народа?