Конспект урока по литературе (по критериям ФГОС) Фотография, на которой меня нет В.Астафьева


Конспект урока.
Тема. «Уроки жизни в автобиографическом рассказе В.П.Астафьева
«Фотография, на которой меня нет».
-жетончики с мордашками при входе
-доска (на ней число, кл работа, портрет Астафьева; табличка –позже)
Ход Примечание Сл
Орг.момент.
Приветствие. Психологический настрой.
Здравствуйте, ребята! Я рада возможности познакомиться с вами и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Но любое творчество основано на способности мыслить. Нестандартное начало
(включение в мыслительную деятельность) Перед вами песочные часы. Что они символизируют (время). Время – символ быстротечности жизни, так же быстро как песок течет и человеческая жизнь.
Что я сделала (остановила течение песка).
Я переверну часы, и снова – жизнь в песочных часах пойдет своим чередом.
А что же в нашей жизни, можем ли мы на мгновение остановить время (нет, это бесконечный процесс, над которым не властен человек).
Но в этом вихре времени есть мгновения, которые стоп-кадрами замерли в наших семейных альбомах. О чем идет речь?(ответ) → Презентация (тема урока) 1
Тема, цель Как вы думаете какова будет цель нашего урока?
Сделайте вывод о том, почему фотография всегда ценна для человека (в ней прошлое, жизнь, то чего никогда не будет, это биография). Прочитать стих:
+ я покажу фотографию и несколько слов скажу (время, эпоха, судьбы; меня нет, но я ощущаю частью того существовавшего мира) Логич. переход к Астафьеву →презентация (Облако тегов1) 2
Перед вами облако тегов. В нем скрыты не только фамилия и имя автора произведения, с которым мы будем работать, но и его автобиографические произведения. (поиск, ответы)
→през.(автор, произведение) 3
Оформляем записи в тетрадях (число, тема).
Подводка к раскрытию темы урока
Работа над темой урока - О чем эти произведения, кто вспомнит?
-Что объединяет эти произведения, кроме того что у них один автор? (образы: Енисей, бабушка, Санька, Левонтьевские ребята) Форма тегов!!!! -Слово учителя.
-Это не спроста, т.к. эти произведения вошли в автобиографичную повесть «Последний поклон». В небольших рассказах Виктор Астафьев рассказал о своем очень непростом детстве (сирота, воспитанник детского дома, позже воспитыв. бабушкой Катериной Петровной (чей образ красной нитью проходит через все произведения автора, с нежностью вспоминавшего о ней). Рассказывал от лица вымышленного героя-рассказчика – Вити Потылицына, в котором, без сомнения, каждый человек раскрывает для себя внутренний мир и судьбу самого Виктора Астафьева.
Что значит автобиографичность произведения….
Кто такой герой-рассказчик…. Что придает тексту присутствие героя рассказчика (текст реалистичен, мы воспринимаем героя через пережитое им как близкого нам человека) Словарь урока (устно):
автобиографичность –свойство худ-го текста отражать реальные события жизни автора.
герой-рассказчик – образ человека от лица которого ведется повествование.
Сл 4
Рассказ «фотография, на которой меня нет» тоже вошел в цикл автобиографичной повести «Последний поклон». В нем мы снова встречаемся с известными нам героями. (назовите их: Катерина Петровна, Леонтьевские ребята, Санька…).-Ребята, о чем этот рассказ? (попытайтесь сжато и лаконично, в 3-4 предложениях, передать основной сюжет). Опишите гроя-рассказчика ведь он - зеркальное отражение самого В.Астафьева Тест на знание содержания (взаимопроверка) 5
-Что вызвало трудность при прочтении?
(нарушение хронологии мысли, Почему: автор не просто писал историю, а переживал то, что было неотъемлемой частью его жизни, поэтому, говоря о школе, герой-рассказчик не мог не поведать нам историю о своем деде, отце = почему
-трудна в восприятии лексика (почему автор, образованный, известный писатель использовал на страницах произведения именно просторечия, разговорную лексику?) Работа в парах (установите взаимосвязь представленных лексических форм; «»Чья пара быстрее справится») Проверяем (читает справившаяся группа, параллельно взять карточки других-2-3 групп - на оценку)
Несмотря на то, что лексика не всегда доступна нашему пониманию (но мы все равно догадываемся о значении слов интуитивно, в контексте), язык произведения прост и доступен.
-Ребята, название рассказа говорит само за себя, сюжет прост, язык интересен, а значит, для Астафьева не было главным передать нам форму текста. А что же тогда главное для него, первостепенное? (Содержание, мысли)
-Астафьев был необычайно «русским» человеком (безгранично любившим свою Сибирь, Енисей, живший той судьбой, которая неотделима от истории отечества. Далеко не баловень судьбы: тяжелое, голодное детство, сиротство. И вместе с тем необычайная сила духа, жажда жизни, способность быть благодарным). Так откуда же в нем этот нравственный стержень, способность мыслить и творить, одним дыханием быть со своей родиной, людьми?!
-что является истоком формирования души человеческой или какая пора жизни? (Детство)
-Да, все мы родом из детства (как сказал А. Экзюпери). Уроки полученные в нем –это отправные точки нашего характера, знаний, способностей, нравственных ориентиров в жизни. Именно произведения автобиографического цикла, открывают для нас те уроки, которые преподала жизнь замечательному человеку - Виктору Астафьеву.

Прежде чем мы погрузимся в интересный мир книги, небольшая физминутка.
Найди лишний предмет или тот, которого не хватает.
Работа руками.
Найди карточку (Вышли, составили синквейн, если надо – вспомним правило)
6
Работа в группах. (Группы формируются по _)
Обратить внимание на доску (объяснить, что там должно будет появиться (Группы формируются по цветовым жетонам в начале урока)
Объяснить правила работы в группах: вежливость, работать должны все, лучше рапределиться, текстом пользоваться и нужно, и должно….
Обозначить спикера (он поставит оценки всем участникам, когда группа выступит, каждый участник поставит себе оценку сам, но она не должна быть выше той, которую поставил спикер. Я буду наблюдать за участниками) Определить 1-2 человек, которые озвучат материалы. Выступающим – привилегии.
Можно дополнять варианты ответов других групп – поощряется). Следите за временем. По его истечении члены группы начинают ораторствовать.
Итог работы: три определяющих качества, сформированных тем или иным уроком жизни муз
-Итак, самыми ценными и важными уроками, конечно же являются те, которые преподает нам жизнь: случайные встречи с людьми, горести и радости, потери и приобретения. Давайте же анализируя автобиографический текст Виктора Астафьева убедимся в том, что уроки жизни формируют в каждом человеке личность.
Ответы детей ( я корректирую) Они вывешивают голубую табличку и слова на листе (озвучивая их)
- «Человеку назначено природой иметь свой характер, который, конечно же, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, кому повезет их иметь, ибо дружба, настоящая дружба, — награда человеку редкая и драгоценная, порой она бывает крепче и вернее родственных связей…» - писал сам Виктор Астафьев. Он всегда был благодарен судьбе за то, что она подарила ему хороших людей на его жизненном пути, именно они сформировали в нем: (внимание на доску). Это ценно. Разве мог быть другим человек, получивший такие уроки (на доску внимание). Облако тегов (что изменилось0-мы пополнили копилку слов (Для нас теперь Астафьев –это не только «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», но и «Фотография на которой меня нет»
7
выкл- В начале урока мы поставили цель: разобраться, какие уроки жизни представлены в автобиографичном рассказе В.Астафьева и как они повлияли на становление личности писателя
Каким словом можно назвать эти уроки (нравственности, которые усваивают далеко не все люди) Сделайте вывод.
-Ребята, так чем же важна так фотография герою, на которой его нет (это память о том времени, когда формировалась основа основ русская душа простого ребенка в тяжелые тридцатые годы)
Фотография – лишь мгновение (беру песочные часы набок) в бесконечном движении. Беру фотку «Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»
И чем дальше уносит нас время от момента сделанного когда-то кадра, тем ярче и явственнее он предстает перед нами. И это счастье возвращаться (хоть и в мыслях) туда, где нас уже нет. Рефлексия Пройдет время, я положу на стол фотографию, на которой меня нет, но там будете вы…И вспомнится этот урок, волнения до его начала, нежелание, чтобы он заканчивался в конце урока и будет надежда на то, что и мой урок сегодняшний станет для вас уроком жизни.
(В начале урока вместе с жетонами вы получили образы «девчонок и мальчишек», но у ни не хватает кое-какой части лица. С учетом своего настроения и впечатления от урока дорисуйте деталь, допишите фамилию и имя, приклейте на лист)Домашнее задание Прокомментировать.
Домашнее задание.
На выбор учащихся
(выполнение всех заданий дает право на дополнительную оценку):
1. Создать «Облако Тегов» на тему: «Тема детства в произведениях писателей XX (или XIX) века.
2.Создать «Словарь (необычная лексика в произведении В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».3. Устное высказывание на тему: «История одной семейной фотографии» или «Деревенская фотография- своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»