Урок ФГОС Греко-персидские войны


Технологическая карта урока. история . 5 класс. ФГОС.
Дата __________________________________
Урок Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои.
Цели урока:
предметные: показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков;
метапредметные – продолжить формирование умений составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы;
личностные – воспитывать гражданскую позицию на примере афинян, возглавивших
освободительную борьбу.
Решаемые учебные задачи:
1.Сформировать представление о Греко-персидских войнах - противоборстве, которое определило судьбу древнегреческой цивилизации;
2.Выявить причины победы греков над персами, обозначить возможное соотношение ролей отдельных личностей и объективных процессов в ходе достижения этой победы;
3.Дать ученикам возможность сформировать собственную нравственную оценку действия государств и отдельных личностей в период Греко-персидских войн;
4.Создать ситуации, требующие от учеников гражданской оценки военных планов персов и поведения гражданских коллективов греческих полисов.
Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока
Организационный момент Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
Формулирование темы и целей урока Где находится территория, на которой проживали племена персов? 
К границам какого государства приблизились персы? 
Почему персы стремились к новым завоеваниям? 
Персидский царь Дарий отправляет своих послов в города Греции для того, чтобы жители без сопротивления покорились ему. Многие полисы Греции так и сделали, посчитав, что сопротивление бесполезно. Лишь Афины и Спарта решили оказать сопротивление сильному противнику. Первыми вступили в бой при Марафоне афинские воины. Это произошло летом 490 г. до н. э.
Прочитать с.161.
Выяснить как проходила битва.
Вопросы и беседа по прочитанному.
Чем закончилась битва при Марафоне? 
Что помогло грекам победить сильного противника? 
Фемистокл - вождь демоса. Он выступил в Народном собрании и убедил всех в том, что флот - опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к его предложению и за короткий срок построили двести триер. На таком судне было сто восемьдесят гребцов. Кстати, существует мнение, что в античном мире на веслах кораблей сидели рабы. В действительности же рабу не доверяли весел, даже на торговых судах гребцами были свободные люди. Фемистокл убедил греков прекратить вражду и объединить силы для борьбы с врагом. Тридцать греческих государств создали союз, чтобы вместе обороняться от персов. И вот в 480 г. до н. э. сын Дария Ксеркс повел свои войска на Элладу. Серьезное столкновение с неприятелем произошло у греков в Фермопильском, который отделял Северную Грецию от Средней Греции.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать
п. 1 § 29
Личная гвардия персидского царя называлась «бессмертные», это было целое войско в 10 ООО человек. Бессмертными их называли потому, что их числу не позволялось убывать, потери в сражениях немедленно восстанавливались - в корпус «бессмертных» тут же зачисляли новых воинов. С ними то и пришлось столкнуться 300 спартанцам царя Леонида.
Просмотр видеофрагмента … Каково историческое значение битвы при фермопиллах? Это побережье Персидского залива.)К границам Греции.
Новые земли, богатства нужны были персидской знати.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Победой греков
Помощь жителей города Платеи. Мужество, храбрость греческих воинов. Талант военного предводителя Мильтиада. Греки защищали свою родину, это давало им силы для борьбы
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Дают ответы Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему
Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности
Коммуникативные УУД:
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Личностные УУД:
- формирование навыков грамотного письма.
6 Закрепление изученного материала Беседа по вопросам.
Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделенная на десятки государств - сумела дать отпор могущественной Персидской державе? 
Какое значение имели эти крупные военные сражения?  Греки мужественно сражались за свою родину. На время войны 30 греческих государств объединили свои силы в борьбе с врагом. Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. Проявился незаурядный талант Фемистокла.
(В ходе таких сражений греки смогли отстоять свою независимость.) 8 Итоги урока, выставление оценок.
Домашнее задание: п..34-35 подготовиться к контрольному тесту по 8 главе