Разработка урока по истории 5 класс Греко-персидские войны.

Тема: Древняя Греция.

Урок № 44: Полисы Греции в борьбе с персидским нашествием.

Цели урока по линиям развития личности.
Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории древнегреческой цивилизации, научить выявлять главное в греко-персидских войнах.
Историческое мышление.
Анализируя события греко-персидских войн, научить выявлять варианты причини и следствий, определивших победу греков над персами.
Нравственное самоопределение.
При оценке греко – персидских войн, научить выявлять гуманистические, нравственные ценности действиям государств и отдельных личностей в ходе главных сражений.
Гражданско – патриотическое самоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки качествам, проявленным древнегреческими гражданами в войнах с персами с гражданских позиций.

Обязательный минимум содержания: Греко – персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г. до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н. э.), качества, проявленные греками – эллинами, итоги войн.

Оборудование урока: Учебник, интерактивная доска, маркерная доска, раздаточный материал, обучающий фильм «Древняя Греция», тетрадь.

План урока.

I Проблема урока: Почему греки смогли победить в Греко – персидских войнах?
II Поиск решения проблемы:
1)Причины войны.
Примерный вывод по проблеме: Воевали осознанно и самоотверженно, а противника гнал из – под палки деспот.
2)Основные события.
Примерный вывод по проблеме: Искусство полководцев, военная тактика (фаланги), быстроходные триеры – всё это помогло грекам одержать победу над персами.
3) Итоги войн.
Примерный вывод по проблеме: Греки победили персов, так как смогли объединиться во имя общей свободы всех граждан, а у персов наоборот внутри державы
Стали происходить восстания.

Ход урока.
Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Версии.
Учитель
(возможные действия, вопросы)
Ученики
Действия учеников:

-Сегодня мы продолжаем изучать историю Древней Греции.
-Выводит на экран слайд с контурной картой Греко-персидских войн.
Откройте учебник на с.88 и 111, работаем с картой.
-Раздает карточки с критериями: Определить территорию, сравнить, определить военные возможности сторон.
Актуализируют знания:
-Работают с картами, которые они видели раньше.
-сравнивают с контурной картой на экране.
-опираясь, на критерии в карточках, выполняют задание в тетради.
-2-3 мин.

Слайд №2 «Греко-персидские войны в V-м веке до н. э.
-Откройте карту на с. 157

Класс делим на группы: «Греки» и «Персы»
-Каждая группа получает задание прочитать свой отрывок текста.
-Открываем с.155
-Ученик читает вслух.
-Что можно сказать о силах греков?
Фиксирует на доске.
1 факт:
Греция – это враждующие между собой полисы.
-Сравнивают карту на доске и в учебнике и делают вывод о том, что на ней изображено противоборство Персии и Греции.

Один из учеников (греков) читает текст.

-Остальные «Греки» отвечают на вопросы.
-Греки разделены , разобщены
-Записывают факт в тетради.
-2-3мин.

-Читаем дальше. «Персы», пожалуйста!

-Почему персы задумали новый поход?
-Каковы были силы персов?
-Почему выбор пал на Грецию?
Фиксирует на доске.
2 факт:
Персия - великая держава, объединяющая многие народы.

Один из учеников начинает читать текст на указанной ранее странице.
-«Персы» отвечают на вопросы
-Персы хотели расширить свои владения и приумножить богатства.
-Это была великая держава, объединяющая многие народы.
-Греки разобщены.
-Записывают факт в тетради.
-2-3 мин.

Работает весь класс
Можно создать проблемную ситуацию, используя карту на с. 157.
-Судя по карте, что можете сказать о территории, занимаемой персами?
-Сравните с территорией Греции. Кто сможет больше выставить воинов в случае войны, а, следовательно, кто должен победить?
-Кто победил на самом деле?


-Ученики отвечают на вопросы.

-Большая.


-Должны победить персы.

-Победили греки.
-1-2мин.

-Сравните, что предполагали, и что получилось на самом деле? Какой возникает вопрос?
-Проблему записывает на доске.

Формулируют проблему: Почему греки смогли победить в Греко-персидских войнах?
-2 мин.

-Есть версии, предположения? Запишите их краткими фразами.
Фиксирует на доске:
Версии
1)греки объединились
2)новая воинская тактика, корабли
3)искусство полководцев
4)мужество, героизм
-Если версия подтвердится, то ставим (+)
Выдвигают разные версии, принимается любая.
-Обсуждение, записывают в тетради.
Версии
1)греки объединились +
2)новая воинская тактика, корабли +
3)искусство полководцев +
4)мужество, героизм +
-2-3 мин.


Актуализация знаний. Планирование деятельности.
-Чтобы проверить версии, давайте с вами вспомним, что мы уже знаем.

Вспоминают, с помощью учителя, алгоритм изучения важного исторического события:

-Что нам надо узнать, чтобы решить проблему урока?
Фиксирует на доске.
Надо узнать:
1)Причины войн.
2)Основные события.
3)Итоги и значение.


-Отвечают, что для этого,
надо узнать:
1)Причины войн.
2)Основные события.
3)Итоги и значение.
-2-3 мин.


Поиск решения проблемы (Раздать на каждый стол заполненную и разрезанную таблицу «Греко-персидские войны». Причины, основные события, итоги и значение.).
1 Причины.
-Сейчас вам предстоит поработать с текстом параграфа. Откройте п. 1, докажите, что Персидская держава была создана и держалась силой оружия, что её целью было захват рабов, нажива, завоевание чужих земель.
Фиксирует на доске.
Для Персии:
-завоевание новых земель
-захват рабов
-нажива


Класс, в течение 2 минут, индивидуально, самостоятельно работает с текстом учебника (п.1 с. 162)
-захват греческих городов в Малой Азии
-жители проданы в рабство
-налоги с завоеванных жителей.

-Начинают на столе выкладывать таблицу:
«Персия», «Греция», причины войны.
-1-2 мин.

-Вспомните способы управления персидского царя, сравните с особенностями афинской демократии, сделайте вывод, как изменилась бы жизнь греков, если бы персы победили?







-Обобщите всё сказанное, сформулируйте причину, благодаря которой греки смогли победить персов.
Фиксирует на доске.
Для Греции:
Защита своей свободы, демократии, независимости.
Примерные ответы учеников:
-Из свободных граждан греки превратились бы в рабов.
-Управление в городах – государствах Греции отвечало интересам большинства свободных граждан, поэтому персы постарались бы навязать своё управление.
-Персы бы запретили бы собираться народному собранию, выбирать должностных лиц стратегов.

+Греки воевали осознанно, самоотверженно за свою свободу и независимость.
-продолжают складывать таблицу.
-2-3 мин.

2. Основные события.
-Сейчас мы рассмотрим основные события греко-персидских войн.
-Итак, в IV веке до н.э. Персии подчинились города Малой Азии. Но греки пытались сопротивляться. В 500 году вспыхнуло восстание в Милете, однако персы жестоко расправились с восставшими.
Фиксирует на доске:
500 г.до н.э. – восстание в Милете.
- В таблице добавляются новые части: «Основные события», восстание в Милете.

490 г.до.н.э. - Марафонская битва.

-Просмотр отрывка обучающего фильма.
Известно, что персидский царь Дарий приказал своим советникам каждый день напоминать ему: « Владыка, помни об афинянах!»
-Как вы думаете, почему Дарий отдал такое распоряжение своим приближённым, ведь он одержал победу?
-Какой ещё полис поддержал Афины в войне с персами?
-Ищут в «разрезке» и добавляют в соответствующую колонку.






-Афины являлся одним из крупных и сильных греческих полисов.

-Спарта.
3-4 мин.

-У всех народов послы считаются неприкосновенными – как можно объяснить то, что афиняне и спартанцы изменили этому обычаю и жестоко расправились с послами?
-Потому, что персы пришли как завоеватели, поэтому греки разговаривали с ними как с врагами.
-1-2мин.

-Кто знает, какие спортивные состязания называются «марафонскими»?
-В каких случаях мы используем это название: «марафонский»?
-Устроим физкультминутку, встанем и побегаем на месте.

-Прочитайте в учебнике (с. 162-163) описание Марафонской битвы, сформулируйте причины, позволившие грекам одержать победу в этом сражении?


-Используя эти факты, сформулируйте причины, благодаря которым греки смогли победить в Греко-персидских войнах?
-Итак, греки победили персов в Марафонском сражении, но на этом Греко-персидские войны не закончились.
-Бег на длинные дистанции (42 км.)

-«Марафонский, значит трудный тяжёлый.


-Встают, бегают на месте, разминаются.
-2мин.

В течение 1 минуты работают индивидуально самостоятельно с текстом учебника. Делают вывод: искусство полководца Мильтиада и построение в виде фаланги, помогло грекам в этом сражении одержать победу.
-Отвечают с поднятием руки.
+искусство полководца
+ построение в виде фаланги.
-3-4 мин.


Физкультурная минутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И. п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И. п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И. п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак. 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Продолжаем смотреть фильм
-Афинский стратег Фемистокл убедил сограждан начать подготовку к войне, строительство новых кораблей - триер.
-В чём было преимущество этих кораблей?



-На основе этого сформулируйте ещё одну причину победы греков




-быстроходные (паруса и три ряда вёсел
-вытянутый нос, который позволял таранить вражеские корабли

+быстроходные боевые корабли (триеры)


-Какие ещё города стали готовиться к войне?


Что ещё способствовало победе греков?
31 греческий полис заключили союз и объединили свои силы.

+Объединение греческих полисов перед лицом новой опасности.
-3-4 мин.

-Как же готовились к войне персы?
-Найдите в тексте факты, доказывающие, что сын Дария, Ксеркс, решил во чтобы то ни стало отомстить грекам за поражение отца.
-Какие качества характера проявил Ксеркс?
-На что указывает тот факт, что персидские командиры по приказу царя гнали свои войска в бой кнутами. Как это характеризует персидское войско?


Работают с текстом на с. 164.



Делают вывод о том, что противника из – под палки гнал деспот, а греки сражались самоотверженно.
-3-4мин.



Продолжаем смотреть фильм.

-Историки выделяют ещё две главные битвы в Греко-персидских войнах - это
480 г.до н.э. – Фермопильская и Саламинская битвы.
-Давайте узнаем какие личные качества спартанцев проявились в трагических событиях Фермопильской битвы?
-Какие качества, на ваш взгляд, проявленные древнегреческими гражданами в войнах с персами, необходимы современным гражданам и почему?
-Обобщим всё сказанное. Благодаря чему, греки смогли победить персов?








Высказывают своё оценочное мнение.



+Мужество, смелость, героизм, самоотверженность греческих воинов.





3. Итоги войны.
-В 479 году до н.э. в сражении близ города Платеи были разгромлены оставшиеся силы персов, но война продолжалась ещё 30 лет, в основном на море.
-Что стало воплощением единства греческих полисов в этих войнах?


-Завершают складывать колонку таблицы «Основные события»


+Греческие полисы объединились в Афинский морской союз, где главенствующая роль принадлежала Афинам.
-1мин.


Выражение решения проблемы. Применение знаний. Домашнее задание.
-Какой общий ответ мы можем дать?

-Решили мы с вами проблему урока?

-Какие версии подтвердились?
-Отвечают устно, работает весь класс.
Предполагаемый вывод по проблеме:
-Объединение греческих полисов, их стремление защитить свою родину, независимость и свободу, а также умелые тактические действия полководцев, быстроходные корабли – триеры, мужество и отвага греческих граждан – всё это помогло грекам одержать победу над персами
-Добавляют к таблице колонку «Итоги и значение.»
-3-4мин.


-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.


По разному формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.
-1-2мин.


Предлагает ученика аккуратно обменяться сложенными таблицами.
-Правильный вариант выводит на экран слайд№3.
-Объясняет систему оценивания.
-Выставляет оценки в журнал, оценивается работа на уроке, правильность складывания таблицы.
-Предлагает сложить разрезанную табличку в конвертик, и раздает каждому ученику такую же табличку, но целую и рассказывает, как ее вклеить в тетрадь дома.
-Ученики оценивают правильность складывания таблицы друг у друга.

-Одна группа учащихся складывает таблицы в конверт, а другая раздает заготовки для вклеивания.
-2-3 мин.


-Выводит на экран домашнее задание, слайд№4, предлагает написать мини сочинение на тему: «Эллины против персов»
Выполнить задание в контурной карте стр.14

Записывают домашнее задание.
-1-2мин.
-Элементы рефлексии реализуют в мини-сочинении.



Заголовок 115