Как провести беседу с детьми на тему: «Опасности социальных сетей»


Как провести беседу с детьми на тему:
«Опасности социальных сетей»
С чего лучше начать беседу с детьми о таком сложном вопросе, как безопасность в Интернете? Могут ли мама с папой понять своих детей? В этой статье я расскажу вам о простых способах начала беседы с вашей семьей.
Зачем нужна такая беседа
Трудность, стоящая перед родителями, заключается в том, что большинство из нас предпочитает закрывать глаза на опасности Интернета и контролирует только то, что дети делают в сети и что они загружают. Если вы тоже входите в это большинство, то вы, скорее всего, не являетесь экспертом по Интернету. Возможно, ваш ребенок даже лучше вас разбирается в технике вообще. Это нормально. На самом деле, для того чтобы помочь детям безопасно использовать Интернет, вовсе не обязательно быть экспертом. Для этого необходимо поговорить с детьми о том, что они делают в Интернете, объяснить правила, установленные в вашей семье, а потом позволить беседе развиваться своим путем. Расскажите, как используете Интернет вы сами, потом спросите, как это делают дети.
Не хочу вас обманывать: дети могут не захотеть честно рассказать вам о своих проблемах в Интернете. Шестьдесят два процента детей во всем мире столкнулись с негативными ситуациями, но только несколько из них рассказали об этом своим родителям. Хотя большинство родителей и утверждают, что беседуют с детьми о безопасности в Интернете, как правило, под этим подразумевается один разговор с двумя рекомендациями: «Люди в Интернете не всегда те, за кого себя выдают» и «Держитесь подальше от незнакомых людей в сети». Поэтому неудивительно, что дети боятся рассказывать вам о своих ошибках в Интернете, ожидая, что вы в наказание отнимете у них компьютер, отключите Интернет, и они не больше смогут общаться со своими друзьями. Они считают, что в такой ситуации мама с папой их просто не поймут.
Но все же глобальные исследования Norton показали, что дети хотят, чтобы их родители больше знали об Интернете. Они даже сами хотели бы поговорить об этом с родителями. Это не может не радовать.
С чего лучше начинать
Итак, когда вы уже знаете о желании детей поговорить с вами и хотите побольше узнать об использовании ими Интернета, как начать такой разговор? Как найти общий язык с каждым ребенком, чтобы он мог открыться вам? Как избежать несправедливых суждений, острой реакции и не впасть в панику от услышанного? Как провести беседу спокойно и бесконфликтно таким образом, чтобы потом ее можно было периодически повторять — по мере появления у детей новых интересов, устройств и знаний?
Я хотела бы познакомить вас с концепцией беседы. Мне хотелось бы, чтобы вы начали разговор с детьми об Интернете прямо сейчас и потом говорили бы об этом хотя бы раз в год. Действия ваших детей в сети постоянно меняются. Они посещают различные сайты, пробуют новые возможности и функции, регистрируются в социальных сетях. Вчера все общались друг с другом по электронной почте, а сегодня — через службы обмена мгновенными сообщениями в социальных сетях или просто в чатах. Ребенок взрослеет, и ему уже необходима некоторая конфиденциальность, но вместе с ней растет и риск, которому он подвергается в Интернете, поэтому чем дольше откладывается разговор, тем сложнее будет его начать. Ваша задача как родителя — установить такие границы, чтобы опасности Интернета не смогли причинить ущерб репутации ребенка или поломать ему жизнь в будущем. Скорее всего, эти границы будут время от времени меняться.
Пять вопросов, которые следует задать
Дальше я перечислю пять главных вопросов. Эти вопросы подойдут для детей любого возраста, даже если вы можете ограничивать просматриваемые ими материалы возрастными рамками. Давайте детям время для обдумывания ответа и настраивайте их на откровенность. Мне нравится беседовать на такие темы в машине — когда вы оба смотрите на дорогу, ребенку легче открыться перед вами.
1. Чем занимаются в Интернете твои друзья?
Такой вопрос помогает увести внимание от ребенка на действия в сети ребят из его компании. С такого вопроса хорошо начинать разговор, так как он позволяет задать нейтральную тему. Дети будут отвечать родителям честно только в том случае, если они будут уверены, что не будут наказаны за ответы. Скорее всего, дети расскажут вам о таких занятиях, как компьютерные игры, общение в чатах и социальных сетях, или даже о выполнении домашних заданий или поиске рефератов.
2. Какие веб-сайты считаются у них крутыми или модными, почему?
Попросите ребенка рассказать, почему тот или иной сайт сейчас в моде. Также можно спросить, какие сайты, наоборот, не считаются в его кругу крутыми и почему.
3. Покажешь мне свои любимые сайты?
Да, для этого придется пожертвовать 20 минутами своей занятой жизни и посмотреть, как катаются пингвины по снежной горке, или как воин с дредами на голове — игровой персонаж вашего ребенка — размахивает мечом. Спросите ребенка, использует ли он функции безопасности или конфиденциальности (эти области сайта находятся, как правило, вверху и внизу страницы). Может быть, вам даже придется подыграть ему и тоже зарегистрироваться на этих сайтах, только обязательно скажите об этом ребенку. Спросите его, как он использует сайт, и почему этот сайт ему так нравится.
4. Что ты знаешь о киберпреследовании?
Ваш ребенок может не знать этого слова, но наверняка знает, что это такое. Расскажите ему, что вы читали или слышали истории о неприятных письмах, компрометирующих фотографиях или о том, что без согласия ребенка злоумышленники могут разослать какие-то его личные данные другим детям. Спросите, не получал ли он когда-либо подозрительных фальшивых писем из социальных сетей, не видел ли каких-либо позорящих опросов об одноклассниках. Выясните, может быть, ребенок до сих пор получает такие материалы? Дети должны знать, что киберпреследование широко распространено, и рано или поздно им придется с ним столкнуться, даже если этого пока не произошло. Научите их правильно реагировать на такие ситуации (не отвечать на такие письма, но сохранять их, блокировать и обязательно сообщать маме, папе или другому близкому взрослому человеку).
5. Когда ты бываешь в Интернете, попадается ли тебе что-либо странное или смущающее тебя?
Такой вопрос подводит к теме киберпреследования, случайного посещения порнографических или расистских сайтов, дает возможность обсудить странные вещи или события, которые могут происходить с соседями или одноклассниками. Суть в том, чтобы убедить ребенка, что, столкнувшись в сети с чем-то плохим, он в любой момент может прийти к вам со своей проблемой, не опасаясь наказания. Ведь если ребенок активно пользуется Интернетом, то негативные ситуации практически неизбежны. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к вам за помощью и получить ее без лишних эмоций.
Дополнительно: вопросы для семей, где дети уже взрослые
Ты уверен, что знаешь всех из своего списка друзей?
Получал ли ты когда-нибудь сообщения от незнакомых людей? Что ты с ними делал?
Знаешь ли ты людей, которые после виртуального общения встречались лично?
Замечал ли ты когда-либо, что ребята из твоей компании конфликтуют друг с другом в сети или по телефону? Что они сами говорят об этом? Предъявляли ли они претензии к тебе? Если да, то не мог бы ты рассказать мне об этом?
Иногда дети получают и отправляют другим фотографии эротического или сексуального содержания. Происходило ли такое в твоей школе?
Все. Вот это и есть беседа с ребенком. Это несложно. Не требует технических знаний. Это вполне выполнимо, и я очень надеюсь, что вы обязательно попробуете. Если вы — учитель, попробуйте провести дискуссию среди учеников в своем классе.
Педагог –психолог Евгения Гончарова