Урок русского языка Сочинение по картине А.К Саврасова Грачи прилетели 2 класс


Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Цели урока:
Формирование умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.
Задачи урока:
Образовательные:         
познакомить учащихся с творчеством А.К.Саврасова, с историей создания картины «Грачи прилетели»;
формировать умения понимать авторский замысел картины;
формировать умение подбирать подходящие речевые средства для описания картины; учить выражать в слове свои впечатления, представления.
учить понимать авторское видение мира, его позицию посредством проникновения в мир художественных образов.
Развивающие:
развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся;
 развитие наблюдательности, мышления, умения сравнивать и анализировать,  развитие  творческого воображения;
развитие умения использовать изобразительные средства языка для описания образов, созданных художником.
Воспитательные:
воспитание любви к  природе, бережного к ней отношения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок развития речи
Ход урока.
Орг.момент.
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, какое сейчас время года? Какие изменения в природе характеризуют приход весны? (Выслушиваются ответы учащихся)
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут...
- О каких приметах весны говориться в стихотворении Бунина?
-Как вы думаете, о каком времени года будем более подробно сегодня говорить?
Сообщ. темы, цели урока.
- Весна – любимое время года многих художников, писателей, поэтов, композиторов, которому они посвятили свои произведения. Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» и будем учиться писать сочинение по этой картине.
Биография художника.( Слайд 2,3 )
Алексей Кондратьевич родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848 году начались занятия Саврасова пейзажной живописью. Через два года Алексей Кондратьевич заканчивает обучение в училище и получает звание художника.
А ещё через семь лет в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса в московском Училище. Среди его учеников были К. А. Коровин и И. И. Левитан. А.К. Саврасов вошёл в историю русского искусства как один из основоположников русской пейзажной живописи, как мастер лирического пейзажа.
- Весна – самое любимое время года Алексея Кондратьевича. Именно поэтому им создано так много весенних пейзажей.
Знакомство с картиной.
- Рассмотрите картину (слайд 4)
— Какое настроение вызывает у вас картина, грустное или радостное?
(радостное и грустное, слегка печальное настроение)
— На картине художник изобразил природу. Как называется такой жанр изобразительного искусства? (Это пейзаж.)
— Это лирический русский пейзаж. Алексей Кондратьевич Саврасов был родоначальником именно такого пейзажа. Пейзажи художники почти никогда не пишут сразу, с натуры. Сначала на этюдах они изучают природу, а потом уже работают над картиной в мастерской, используя материалы этюдов. В переводе с французского слово «этюд» означает «изучение». Немало дорог приходится исходить пейзажисту, прежде чем он найдет в природе то, что отвечает его замыслу.
— На своей картине Саврасов мастерски передал состояние природы. Это словно рассказ о том, что происходит в природе с приходом весны. Образ весенней природы, созданный художником, — это лирический пейзаж, несколько грустный, трогательный, волнующий зрителя. (Слайд 5)
- Первоначальные этюды к картине «Грачи прилетели» А.К.Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин. А.К.Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так, что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда.
Сначала работа никак не клеилась. Саврасов подолгу бродил по окрестностям, прислушивался, приглядывался. Но весну не чувствовал.
Но весна пришла, как приходит всегда, - неожиданно сразу. Однажды утром художника разбудили неугомонные птичьи голоса. Алексей Кондратьевич выглянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Унылые черные гнезда ожили, робкий луч солнца проложил на снегу голубые тени. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.
- Грачи прилетели! Грачи прилетели!- напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Вчера ещё всё кругом было печальным и хмурым, а теперь.… Пришла весна!
Картину «Грачи прилетели» показали на первой передвижной выставке, и она была встречена с восторгом. Павел Третьяков сразу же приобрёл её для своей галереи.
Анализ содержания картины.
- Ребята, а теперь очень внимательно рассмотрите картину (Учащиеся молча рассматривают репродукции картины, которые есть у них на партах)
- Почему картина называется «Грачи прилетели»?
— Перечислите все, что вы видите на картине. (Корявые березки, усеянные грачами; талый, посеревший снег; задворки села, скрытые заборами, старая церквушка.)
— Можно ли назвать этот пейзаж красивым? (Пейзаж простой, скромный, незамысловатый, но очень близкий, навевающий легкую грусть. Все обыденно, но показано с каким-то волнующим чувством)
— Как художник показывает нам наступление весны? (В поле растаял снег, обнажилась темно-бурая, пропитанная влагой земля. Но нет еще яркого солнца, небесная лазурь затянута свинцово-белыми облаками, хотя край неба уже голубеет.)
— Какие краски преобладают на картине? (Желто-голубые, серовато-коричневые, желтовато-бурые, голубые, голубовато-серые.)
— Общее ощущение от красок картины светлое. Оно строится на мягком, нерезком сопоставлении чуть холодноватых оттенков голубовато-серого неба, воды, снега с серо-коричневыми тонами оттаявшей земли, веток и стволов деревьев, забора. Такие переходы делают изображение более реальным.
— Что на картине притягивает взгляд зрителя? (Деревья с густой сеткой ветвей, с многочисленными грачиными гнездами.)
- Совершим путешествие в картину. Закройте на минуту глаза, представьте, что вы очутились около этих березок. Какие звуки вы можете услышать? (крики птиц, шум березовых крон, шум воды, стекающей в пруд)
- Что в картине является главным? Что изображено на переднем плане? (березы с грачиными гнездами, грачи).
- Эти птицы — первые вестники весны. Они принесли на своих черных крыльях теплый свежий ветер, радостную суету, новые надежды. Грачи вернулись на родину — к своим гнездам. Они расселись по деревьям и без умолку твердят свою радостную весть о близости весны.
-Чем они заняты? (ремонтом старых гнезд, постройкой новых).
- Что помогает почувствовать движение, которое Саврасов передает, изображая картину весны? (грачи, которые летают над гнездами)
- Обратите внимание, как художник тщательно прорисовал ветки встрепенувшихся, оживших от птичьего шума берез. Они как будто тянутся к небу, несмотря на тяжесть гнезд.
- Посмотрите внимательно, Алексей Кондратьевич прописал не только каждую веточку на дереве, но и на снегу, на земле. Здесь же мы видим и трудолюбивого грача с веточкой в клюве. Кажется, он вот-вот взлетит и продолжит свой нелегкий труд.(слайд 6)
- Что вы можете сказать о том, как А.К. Саврасов изобразил снег? (снег ещё не растаял, он посерел, от березок на него падают робкие тени)
- Что изображено позади берез, на заднем плане? (деревушка, старая церковь, бескрайние луга и поля).
- И деревня, и поля изображены не очень подробно. Почему? (Художник хотел, чтобы наше внимание ничто не отвлекало от грачей, они ведь самое главное на картине.)
- Как художник изобразил небо? (небо ещё невысокое, блёклое, с серо-голубыми облаками, светло-голубое вверху и затянутое тёмной полоской на горизонте)
- Ребята, а как выдумаете, можно ли нарисовать воздух? Почему же, говоря о «Грачах», один из современников отмечал, что «картина наполнена свежим весенним воздухом»? Как автор смог это передать? (он передал это с помощью мягкой цветовой гаммы, сдержанных, светлых, прозрачных тонов, четкости изображения всех деталей картины)
- Какие характеристики воздуха вы ещё можете добавить? (воздух по-весеннему прозрачен и легок)
— Давайте определим особенности композиции картины, то, как расположены на ней различные элементы, как продуманы передний, средний и задний планы. Действительно, главное на картине грачи на деревьях. Они сразу привлекают наше внимание. Все остальное как бы на фоне их, «позади». Стройный силуэт церквушки спрятан за деревьями. Линия горизонта как бы приближена к среднему плану, чтобы на фоне неба четко выделить деревья с грачами. Небо занимает большую часть картины, и деревца уходят высоко вверх. Да и все здесь устремлено кверху. Используя такой композиционный прием, художник дает нам возможность ярче почувствовать прилет грачей, их появление в родных местах. Нам кажется, что художник где-то рядом. Где он может быть, откуда он наблюдает за грачами? (Где-то рядом в левом углу, может быть, на чердаке большого дома или в мезонине у открытого окна.)
— Что вы ощущаете, глядя на картину? (Легкий ветерок, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.)
— Что, на ваш взгляд, было дорого самому художнику на этой картине? (Грачи. Они обрадовали и взволновали художника своим прилетом, и он сумел показать радость птиц, вернувшихся на родину.)
— Работая над картиной, Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но еще любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображен тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить свое потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.
- Как Вы думаете, что еще хотел передать Алексей Саврасов в своём произведении?
(Красоту русской природы).
Словарно-орфографическая работа.
- Подберите и запишите на своих листах синонимы к словам: (слайд7)
художник картина изобразил известный
мастер кисти полотно нарисовал знаменитый
пейзажист репродукция показал прославленный
автор картины шедевр создал
— Попробуйте описать грачей, какие они?
Для выполнения этого задания дети работают с выписанными на доске (или на отдельные карточки) антонимами. (слайд 8,9)
Мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, счастливые — грустные, беспечные — трудолюбивые.
- Вам предстоит описать картину. Что будете описывать, назовите по порядку? (дети называют, слайд 10)
- Какие слова мы можем использовать для описания грачей, берез, снега, неба и т.д.?
Художник - замечательный, русский, пейзажист, автор картины, мастер кисти.
Пейзаж - скромный, простой, задушевный, лирический.
Время года: весна, журчание ручьев, шум ветерка, запах талой земли, ласковое весеннее солнышко, свежесть весеннего воздуха.
Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое, местами грязно-синее, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака.
Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, веселые, суетливые, трудолюбивые, горделивые, драчливые, шумные, крикливые; кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину; мы как будто слышим их радостные беспокойные крики; трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.
Березы – русские красавицы, белоствольные, сероглазые, ожившие, с тонким кружевом ветвей, кривые, старые, корявые, с черными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки.
Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез, грязный, серый, местами еще белый, нерастаявший.Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.
Домики, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.
Церквушка – старая, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная. .
Поля: дальние, невспаханные, расстилаются просторы, ширь полей, бурая почва, бескрайние.
Орфографическая работа:
-Объясните написание данных слов? (горизонт, вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные).
Составление плана сочинения
- Давайте вспомним, с чего мы начинаем писать сочинение? (составление плана)
- На сколько частей поделим?
- О чем будем писать во вступлении?
- О чем мы будем писать в основной части?
- Как вы закончите свое сочинение? Какими словами начнете предложения о своих впечатлениях о картине, выражая свое отношение к картине?
План.
Художник и его картина.
Описание картины.
-Что изображено на переднем плане.
-Что изображено на заднем плане.
Мое отношение к картине.
Составление рассказов по данному плану и индивидуальным карточкам-помощницам. (несколько уч-ся)
Написание сочинений.
Редактирование.
Окончательный вариант написания.
Рабочие материалы к сочинению по картине
Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели".
Орфографическая работа: горизонт, вдали, вблизи, прозрачный, светло-голубые, сероватые, желтовато-коричневые, вверху, справа, слева, небесные, свежесть, радостные.
План.
Художник и его картина.
Описание картины.
-Что изображено на переднем плане.
-Что изображено на заднем плане.
3.Мое отношение к картине.
План. Вопросы - помощники. Опорные слова.
1.Художник и его картина -Картина какого художника перед тобой? ---Какой пейзаж он создал? (Я смотрю на картину...) Художник - замечательный, русский, пейзажист, автор картины, мастер кисти.
Пейзаж - скромный, простой, задушевный, лирический.
2. Описание картины.
-Что изображено на переднем плане. -Какое время года на картине изобразил художник?
-Какое небо?
- Какой снег?
-Какие деревья изображены на переднем плане?
-Какие вестники весны прилетели?
- Что птицы делают?
-Что собирает трудолюбивый грач под деревом?
-Что находится справа от берез? Небо – невысокое, весеннее, блеклое, светло-голубое, местами грязно-синее, видны проблески солнца, рыхлые кучевые облака.
Снег – талый, посеревший, рыхлый, с робкими тенями от берез, грязный, серый, местами еще белый, нерастаявший.
Березы – с тонким кружевом ветвей, кривые, старые, корявые, с черными прошлогодними гнездами, голые тонкие ветки.
Грачи – вестники весны, старожилы, неугомонные, веселые, суетливые, трудолюбивые, шумные, крикливые; кричат радостно и взволнованно оттого, что вернулись на родину; ремонт старых гнезд; постройка новых; трудолюбивый грач крепко держит в клюве маленькую веточку.
Пруд – оттаявший, с темной холодной водой, с отражающимися облаками.
- Что изображено на заднем плане. -Что изображено на заднем плане за березками?
-Какая церковь находится за домами?
-Что раскинулось до самого леса за церковью? Избушки, домишки – деревянные, состарившиеся, с пошатнувшимися заборами, ветхие.
Церквушка – старая, с облупившейся штукатуркой стен, каменная, ветхая, возвышенная.
Поля: дальние, невспаханные, бескрайние.
3.Мое отношение к картине. Понравилась ли вам картина? Чем? (Мне понравилась картина, потому что...
Мне радостно смотреть...
Картина вызывает у меня... )
Образец сочинения.
На переднем плане картины мы видим ряд покривившихся берез. На их голых ветвях - грачиные гнезда, вокруг которых суетятся хозяева этого птичьего «общежития», оглашая окрестность своими криками.
На втором плане, за бревенчатым забором, среди обычных сельских строений, возвышается шатровая колокольня старой церквушки. Дальше, до самого леса, узкой лентой раскинулись побуревшие поля с остатками снега.
Прозрачный, свежий весенний воздух чувствуется и в высоких, нежных облаках, и в синеватой полоске леса на горизонт те, и в неярком свете солнца, и в холодных синих тенях на подтаявшем снегу.
Набухают почки на березах, поблескивает синевой освободившийся ото льда пруд, ясно выделяются на зернистом снегу следы грачей. Легкий весенний ветерок чуть отклоняет дымок, струящийся из трубы низенькой избушки. Кое-где между облаками проглядывает ярко-голубое весеннее небо.
Саврасов подметил тот момент, когда природа стала просыпаться и меняться. Ему удалось передать движение, первое дуновение весны.
Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» о весне.
Прежде всего поражают грачи. Они суетятся над своими (разлапистыми) гнёздами, кружат в небе.
(Сырой грязный) снег под (кривыми) берёзами усеян сучками и веточками, испещрён следами (птичьих) лапок. Вода пробилась сквозь наст, образовала (рыжие) проталины .(Маленький) прудик уже освободился от снега. (Кривенькие) берёзы окунули в воду свои стволы.
Солнца нет, но оно где-то здесь, рядом, за (светлым, жемчужно-перламутровым) облаком.
Солнышком высвечены и (старая покосившаяся) церквушка с колоколенкой, и (деревянный) забор.
(Скромные, неяркие) краски проникают в сердце (дивной) мелодией, так что слёзы наворачиваются на глаза.