ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Сочинение по картине А.К. Саврасова«Грачи прилетели»
ФИО (полностью) Ипатенкова Жанна Геннадьевна
Место работы МБУ СОШ№ 48 г.Нижнеудинска Иркутской области
Должность Учитель начальных классов
Предмет Русский язык
Класс 4
Тема и номер урока в теме Тема «Глагол», урок №8.
Сочинение по картине А.К. Саврасова«Грачи прилетели»»
Базовый учебник Русский язык. Учебник для 4 класса в двух частях. Т.Г Рамзаева. «Дрофа»
Цель урока:
- формирование умения составлять художественное описание природы
9. Задачи:
- обучающие: познакомить с творчеством А.К. Саврасова; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме; формировать умение отбирать речевые средства
-развивающие: развивать творческое воображение, чувства и эмоции обучающихся, обогащать словарный запас
-воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала, самостоятельная работа
Формы работы учащихся: условно-пассивная, активная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки.
СТРУКТУРА УРОКА
№ п/пЭтапы урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР) Деятельность ученика Время
(в мин)
1 2 3 4 5 6
1 Организационно-мотивационный момент ЭОР №3 аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Март» (N 22306) Включение учащихся в предстоящую деятельность
- Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
1) - Предлагаю вам прослушать музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года»
- Что вы представили, слушая музыку? Какие чувства вызвала музыка?
Настрой на предстоящую деятельность 1
2 Подготовка к изучению нового ЭОР №1 портрет художника А.К. Саврасова (N 146625)
ЭОР №2 картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (N 180944)
Беседа о художнике. Работа с ключевыми словами
- Сегодня мы познакомимся с пейзажем, который, появившись, привёл в восторг и зрителей, и критиков, и художников и до сих пор очаровывает всех, кто его видит.
- Как вы думаете, что такое мог нарисовать художник, что удивило всех и обрадовало?
- Что вы стали бы рисовать, если бы решили рисовать природу?
- Я хочу познакомить вас с картиной художника Алексея Кондратьевича Саврасова, которому было интересно наблюдать за природой, весенними птицами. Он написал картину «Грачи прилетели».
А.К. Саврасов родился 12 мая 1830 года в семье московского купца. Любовь к искусству зародилась у мальчика в раннем возрасте. Уже к двенадцати годам он легко справлялся с большими рисунками гуашью, копируя в них пейзажи известных в то время художников. В 1848 году Саврасов был принят в Московское училище живописи и ваяния, где числился одним из лучших учеников пейзажного класса. Саврасов поднял искусство изображения природы на огромную высоту, открыл дорогу широкому общественному признанию полотен с изображением родной природы.
Беседа по содержанию картины. Картина Саврасова «Грачи прилетели» вошла в золотой фонд русского искусства.
Над этюдами к самой известной своей картине А.К. Саврасов работал в селе Молвитино Костромской губернии во время путешествия по Волге, а саму картину, следуя своему обычному методу, писал в мастерской.
Картина "Грачи прилетели" была куплена П.М. Третьяковым, показана москвичам на выставке Общества любителей художеств и лишь после этого отправлена в Петербург на выставку передвижников, с которой и началась ее настоящая слава. Сразу после выставки Саврасову было заказано повторение картины для императорского двора. Это было первое из бесчисленных авторских повторений, которые художник сделал в разные годы с самой известной своей работы.
Трепетное чувство ожидания перемен, обаяние первых дней весны пронизывают картину. Впечатления просветленности, тишины и особенной чистоты чувств мастер добивается мягкостью живописного строя картины, тонким равновесием холодноватых тонов. Светлая радость наполняет пейзаж. Это состояние передается зрителю, чувства которого вторят настроению, царящему в картине. Слушание и рассматривание портрета.
Словарная работа (художник-пейзажист, лирический пейзаж, композиция картины)
Ответы на вопросы по содержанию
Рассматривают картину, слушают историю создания картины
7
3 ЦелеполаганиеОпределение темы, цели и задач урока в совместной с обучающимися деятельности Формулирование темы, целей и задач урока 1
4 Подготовка к самостоятельной работе - Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Что изображено на картине?
- Перечислите всё, что видите на картине.
- Как художник показывает нам приближение весны?
- Какие краски преобладают на картине?
- Что на картине притягивает взгляд зрителя?
- Что вы видите на переднем плане?
- Что вы видите на заднем плане?
- Почему деревня и поля изображены не очень подробно?
- Что главное на этой картине?
- Что вы ощущаете, глядя на картину?
- Какие звуки могли бы услышать?
- Что, на ваш взгяд, было дорого самому художнику на этой картине?
Работая над картиной Саврасов хотел показать не только пробуждение природы, но ещё любовь и верность этих птиц своей родине. Здесь изображён тихий скромный уголок России, но для грачей он самый дорогой, и выводить своё потомство они будут только здесь. Чувство любви к Родине было присуще и самому художнику.
- Попробуйте описать грачей. Какие они? При ответе используйте антонимы: мирные — драчливые, радостные — печальные, спокойные — крикливые, шумные — смирные, спокойные — суетливые, беспечные — трудолюбивые.- Кого Саврасов увидел в образах птиц? (Гонцов весны)
- Как художник изобразил снег?
- Какие архитектурные сооружения изобразил художник?
- Какой весенний месяц изображён на картине? Что вы о нём знаете?
- Вспомните пословицы о первом весеннем месяце, объясните их значение. (Март зиму кончает, весну начинает. Март месяц словно мачеха — то хмурится, то смеётся. Грач на горе — весна на дворе.)Словарная работа
Коллективное составление плана сочинения 1. История создания картины.
2. Описание картины: мартовский снег, весеннее небо, русские берёзы, птичьи заботы, архитектура на заднем плане.
3. Изобразительные средства картины.
4. Моё отношение к картине.
Подбор образных выражений
Коллективное составление плана сочинения
8
5 ФизминуткаГрачи — кулики.
Грачи — кулики, из-за моря летите,
Весну красную несите (взмахи руками).
Лютая зима пристоялась,
По полям, по лесам разгулялась (кружатся).
Холод — стужу напустила,
Ручки, ножки познобила (подскоки).
Белый снег натрясла,
Всё тепло унесла (кружатся). 2
6 Самостоятельная работа А теперь настало время вам поработать самостоятельно Написание сочинения. Самопроверка 15
7 Проверка самостоятельной работы А проверять мы будем вместе с вами. Чтение сочинений 5
8 Итог урока Подведение итогов урока - С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?
Обмен впечатлениями об уроке. Самооценка. 1
9 Рефлексия - Какое настроение у вас было во время работы на уроке? Спасибо за работу. 1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ п/пНазвание ресурса Тип, вид
ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Портрет художника А.К. Саврасова (N 146625) Инновационный учебный материал, информационный Гипертекст/Гипертекст с иллюстрациями http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f37f1e06-edda-4467-8991-81930e7bfb70/Savrasov_biogr.htm2 Картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (N 180944) Инновационный учебный материал, информационный Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/34bf96cd-7023-4e29-bbbd-0a3708eb132d/Savrasov.GrachiPrileteli.jpg3 Аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Март» (N 22306) Инновационный учебный материал, информационный Аудиофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/215a63b7-ff99-69d7-8286-9465d41e74e9/index2.htm