Организация трудового обучения для детей с синдромом Дауна


ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДАУНА.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Система воспитания и обучения детей с синдромом Дауна PAGEREF _Toc444802917 \h 3Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелым нарушением интеллекта PAGEREF _Toc444802918 \h 4Принципы обучения детей с синдромом Дауна PAGEREF _Toc444802919 \h 5Цели, задачи и содержание работы по социально-трудовой адаптации детей с синдромом Дауна PAGEREF _Toc444802920 \h 6Организация трудового обучения детей с синдромом Дауна PAGEREF _Toc444802921 \h 7Общие методические принципы трудового обучения PAGEREF _Toc444802922 \h 7Коммуникативная направленность занятий швейным делом PAGEREF _Toc444802923 \h 15Развивающий процесс обучения PAGEREF _Toc444802924 \h 16Игровые технологии на уроках швейного дела PAGEREF _Toc444802925 \h 17Внеклассная работа PAGEREF _Toc444802926 \h 19Литература PAGEREF _Toc444802927 \h 22

Система воспитания и обучения детей с синдромом ДаунаСреди детей с тяжелым нарушением интеллекта значительное место занимают те, у кого диагностирован синдром Дауна. Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо обычных сорока шести хромосом у человека наблюдается одна лишняя - сорок седьмая. Новорожденные с этим диагнозом появляются на свет с врожденным пороком сердца. В специальных учреждениях эти дети составляют тридцать процентов и более от общего состава группы или класса. У детей с синдромом Дауна своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький пуговкой нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый со складками, глубокими бороздами, зубы эрозированные, редко вставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие. Многие дети страдают нарушениями слуха, зрения. Для них характерна неловкость движения, походки, они плохо сохраняют равновесие и устойчивость.
В настоящее время значительно вырос интерес к проблемам помощи детям инвалидам с тяжелыми нарушениями интеллекта. Для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью открываются специальные школы или классы при специальных школах. Работа с детьми в общеобразозательных учреждениях строится по специальным программам (особые в каждом учреждении), которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, музыка, развитие речи, письмо, счет. Применительно к каждому разделу программа определяет, какие знания и практические умения должны быть усвоены. Работа с детьми строится согласно разработанным программам и включает ряд этапов.
Первый этап. Дети от 4 до 8 лет. Задача этого этапа – выработать у детей санитарно-гигиенические навыки, развить моторику, предметно-практическую деятельность, умение координировать движения. адекватно вести себя в группе, столовой и других общественных местах. Большое внимание уделяется развитию речи, познавательной деятельности, подготовке детей к школе.
Второй этап. Возраст с 8 до 16 лет. Задача: продолжить закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, детей учат счету, грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большое значение придается привитию ученикам хозяйственно-бытовых и социальных навыков.
Третий этап. Ученики с 16 до 18 лет. Задачей является социально-бытовая адаптация. В это время усиливается их трудовая подготовка. В учебно-производственных мастерских подростки изготавливают различные изделия из бумаги и картона, занимаются сборочными работами, шитьем. Продукция используется внутри учреждения.
За все время обучения дети не могут быть оставлены на повторный курс обучения в одном и том же классе. Обучение для них максимально индивидуализируется, предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору).
Задача наших учреждений – приспособить ребенка с ограниченными способностями к жизни в обществе, используя все возможности для его социализации.
Для успешного решения этих задач следует хорошо изучить психолого-педагогическую характеристику детей с синдромом Дауна.Психолого-педагогическая характеристика детей с тяжелым нарушением интеллектаСостояние детей с синдромом Дауна с первых дней жизни отличается тяжелым недоразвитием: они поздно начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, а также испытывают большие трудности с переключением движений, смене поз и действий.
При нарушении интеллекта тормозного типа двигательное недоразвитие обнаруживается в бедности, однообразии движений рукой, замедленности их темпа, вялости, неловкости. У детей с преобладанием процессов возбуждения отмечается повышенная подвижность, но их движения нецелесообразны, беспорядочны, они затрудняются проводить последовательные действия, и часто такой ребенок не может себя обслужить. У детей грубо нарушены стороны психики: восприятие, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера. Дети с синдромом Дауна нередко страдают нарушением органов чувств (слух, зрение), но все же основная масса имеет формально сохраненные анализаторы. Трудности и ошибки детей в области восприятия заключаются не в каких-либо аномалиях органов чувств, а в неточности переработки получаемой информации. Для этих детей характерно поверхностное, глобальное восприятие, это есть восприятие предметов в целом. Они не анализируют воспринимаемый материал, не сравнивают и не сопоставляют с другими объектами. Это проявляется в резком контрасте между восприятием простого и несколько усложненного материала. Обиходные, привычные предметы дети воспринимают и различают обычно достаточно хорошо. При необходимости воспринимать, отличать от других новый предмет, обладающий незнакомыми свойствами, ребенок не справляется с заданием. Отсутствуют целенаправленные приемы: анализ, синтез, сравнение, систематический поиск, нет полного охвата материала, нет применения адекватного способа действия. Все это приводит к хаотичному, беспорядочному и неосмысленному характеру их деятельности. Специальная задача по развитию восприятия этих детей должна быть направлена на переход от хаотической, нецеленаправленной деятельности к планомерному, по возможности осмысленному выполнению задач.
Внимание детей с тяжелыми нарушениями интеллекта всегда в той или иной мере нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей младшего школьного возраста можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо очень трудно. Однако все же потенциальные возможности развития внимания немалые. При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы (частая смена видов деятельности, дозированное преподнесение материала и так далее) большинство детей достаточно активно включаются в учебный процесс, выполняя инструкции учителя, переключаются с одного вида деятельности на другой.
Изучение психики детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью показало, что логическая и механическая память у них крайне не развиты. Но вместе с тем имеются случаи гипертрофированной механической памяти. Это так называемая частичная память на события, места, числа, имена и так далее.
Запоминание и воспроизведение учебного материала – характерная тенденция к улучшению результатов по сравнению и воспроизведению ряда не связанных между собой слов. Это значит, что дети с глубоким поражением центральной нервной системы, хотя и в минимальной степени, устанавливают простейшие связи в предложенном тексте, что помогает им его запомнить. В ходе обучения долговременная память у этих детей совершенствуется явно значительнее, как в количественном, так и качественном отношении, чем кратковременная.
Принципы обучения детей с синдромом ДаунаВ основе педагогической работы с детьми с синдромом Дауна лежат как общедидактические, так и специальные принципы. Особенно большое значение имеют общедидактические принципы как воспитывающий характер обучения, наглядность, доступность. О применении некоторых (прочность и сознательность усвоения учебного материала) можно говорить весьма условно.
В работе с детьми применяются специальные принципы: коррекционно-развивающее обучение, практическая направленность, принцип расширения социальных связей и целостного обучения.
Главный принцип – воспитывающий характер обучения: детей необходимо приучать к дисциплине, общепринятым нормам, к адекватным реакциям на учебные и бытовые ситуации. Соответствующие правила поведения должны стать потребностью для учеников.
Принцип практической направленности обучения: критерием обучаемости этих детей является их способность к овладению трудовыми и социальными навыками, необходимыми к их интеграции в обществе.
Принцип расширения социальных связей: Выготский говорил о том, что социальное воспитание глубоко отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания.
Принцип коррекционно-развивающего обучения: после 4-5- летнего школьного обучения дети овладевают способностью ориентироваться в новом задании, используя прошлый опыт. Развитие подсознательной деятельности положительно сказывается на их личностных качествах. В старших классах они достаточно адекватно оценивают свою трудовую деятельность. Они имеют определенные понятия о социальной значимости труда, сознают необходимость участия в трудовой деятельности. Все это говорит о росте этих учащихся.
Принцип доступности обучения: процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Этот принцип – преодоление учащимися возникающих трудностей, что и определяет поступательный характер педагогического процесса. Принцип доступности означает, что обучение должно быть на таком уровне, который находится в “зоне ближайшего развития” познавательных возможностей детей. Обучение строится таким образом, чтобы они преодолевали определенные трудности, чтобы работа заставляла постоянно увеличивать степень самостоятельности.
Принцип индивидуального подхода: исследования показывают определенные различия между детьми, проявляющиеся в своеобразной речевой деятельности, моторике, эмоционально-волевой сфере. Их необходимо учитывать в процессе обучения. Поэтому детям предлагают специальные программы, посещение уроков на выбор и т.д.
Принцип наглядности построения коррекционно-воспитательной работы: этот принцип предполагает такую организацию учебной деятельности, когда одна и та же тема изучается на разных уроках. Тесная межпредметная связь как нигде важна именно для обучения детей с синдромом Дауна. Для воспитанников необходимо по каждому предмету разработать учебно-методический комплекс.
Цели, задачи и содержание работы по социально-трудовой адаптации детей с синдромом ДаунаРаботая с детьми, наша школа решает специфические задачи, обусловленные особенностями их психофизического развития.
Развитие необходимых навыков по самообслуживанию в быту, ориентировке в окружающем мире, выполнение несложных трудовых операций, привитие социальных норм и правил поведения. Формирование личностных качеств: трудолюбия, ответственности, коллективизма, взаимопомощи.
Трудовая и бытовая адаптация учеников школьного возраста невозможна без достаточно развитой коммуникативной функции речи. Необходимо развитие диалогической речи, так как без нее трудно говорить об успешной бытовой ориентировке.
Обобщая, можно выделить следующие виды взаимосвязанных задач:
Трудовое обучение и подготовка к посильным видам производительного труда.
Обучение обслуживающему труду.
Социально-бытовая ориентировка с последующим включением в окружающую жизнь.
Развитие коммуникативной функции речи, как непременное условие социальной адаптации детей с тяжелой умственной отсталостью.
Организация трудового обучения детей с синдромом ДаунаГлавное место в коррекционно-воспитательной работе с учениками отводится их трудовой подготовке. В ходе обучения они овладевают элементарными трудовыми навыками. В процессе специально организованного трудового обучения развивается познавательная деятельность учащихся. Выполнение различных операций ставит воспитанников перед необходимостью познания материалов, их свойств и качеств, требует различения предметов, включения их в трудовую деятельность. Это приводит к развитию восприятия, представлению, мыслительных операций речи.
Трудовая деятельность развивает личность воспитанника, возникает привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе. Труд оказывает большое влияние и на физическое развитие. В процессе трудового обучения у детей улучшается общее физическое состояние, развивается работоспособность, координация движений.
Успешное формирование трудовых навыков у воспитанников возможно лишь при правильной организации их учебного процесса.
В условиях обучения детей в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида класс на уроках труда делится на 2 группы.
Работа с учениками начинается с момента их прихода в мастерскую.
Учитель следит, чтобы дети приходили организованно, сразу одевали спецодежду. У каждого ученика должно быть свое рабочее место. Это очень важно, так как постоянная смена рабочего места может привести к отказу от работы, снижению темпа и точности выполнения задачи.
Как правило, в мастерской есть инструменты индивидуального пользования.
Центральное место на уроке занимает практическая работа, которая строится на базе производительного труда, а по содержанию отвечает учебной программе. Определенное время отводится на приобретение знаний познавательного характера. Изучается техника безопасности, санитарно-технические требования к урокам труда, даются элементарные знания о свойстве материалов, с которыми дети работают, их особенностях и назначении.
Все знания, полученные воспитанниками, должны быть доступны им по содержанию.
Общие методические принципы трудового обученияВопросы трудового обучения здесь рассматриваются на примерах проведения уроков швейного дела.
Самое главное - научить воспитанника работать на швейной машине. Даю примерные рекомендации по методике овладения ребенком навыками работы на швейной машине.
Установка свободного и рабочего хода машины.
Пуск и остановка машины.
Работа на машине без нитки и ткани.
Работа на машине без нитки на бумаге по прямым линиям.
Работа на машине без нитки на бумаге по прямым линиям и поворотами.
Работа без нитки на бумаге по ломаным линиям.
Работа без нитки на бумаге по правой и левой стороне лапки.
Заправка верхней и нижней нити машины. Наматывание нити на шпульку.
Работа на машине с нитками на бумаге по прямым линиям.
Работа на машине с нитками на бумаге по прямым линиям, с поворотами.
Работа на машине с нитками на бумаге по ломаным линиям.
Работа на машине с нитками на бумаге по правой и левой стороне лапки.
Работа на машине на ткани по прямым линиям.
Строчка по прямым линиям с поворотами.
Строчка по ломаным линиям.
Строчка по правой и левой стороне лапки.
Выполнение машинной закрепки.
Как только ученики освоят работу на машине, можно переходить к изучению технологии пошива машинных швов, а затем к пошиву изделий.
Работа над изделием начинается с ориентировки в задании. Трудности ориентировки у воспитанников велики. Для них не столько сложно выполнить ту или иную операцию, сколько осознать ее. Отсюда вытекает требование чрезвычайно важное - увеличить во времени этап ориентировки в задании. На данном этапе дети должны узнать, что им необходимо сделать, познакомиться с образцом изделия, какие материалы и инструменты потребуются для работы.
Рассматривая вопрос о назначении изделия попутно выясняем, какие знания для выполнения задания воспитанники уже приобрели. Далее необходимо рассказать об использовании готовых изделий и обязательно выдвинуть сильную мотивировку выполнения трудовых операций, заинтересовать воспитанников будущей работой, обосновать ее практическую значимость. Следует помочь воспитанникам по возможности осознать общественную значимость их работы. Это трудно, но если наглядно демонстрировать учащимся, какое применение находят результаты их практической деятельности, то производительность их труда поднимается. Например, перед изготовлением кухонных фартуков я сообщаю, что они предназначены для поваров, которые готовят для учеников еду. А потом, когда фартуки будут сшиты, очень важно передавать их поварам в присутствии детей.
При знакомстве с новым изделием необходимо, чтобы каждый воспитанник мог взять образец в руки и внимательно осмотреть его. Этот момент очень важен, так как позволяет учащемуся непосредственно воспринимать свойства изделия и дает возможность учителю акцентировать внимание детей даже на мало заметных деталях работы.
Например, при пошиве изделия обращается внимание на порядок обработки срезов изделия, технологию пошива шва. Учитель наблюдает за действиями воспитанников, задает наводящие вопросы. Если проведение таких осмотров недостаточно организовано, то учащиеся в дальнейшем не смогут справиться с заданием, не будут знать, на что нужно обращать внимание.
В процессе ориентировки в задании воспитанники также знакомятся с условиями предстоящей трудовой деятельности. Они должны знать, какие материалы, инструменты нужны для работы, уметь выбрать их. На первых занятиях учитель с помощью конкретно поставленных вопросов добивается от учащихся названия необходимых материалов и инструментов. В дальнейшем воспитанники должны определить. что им потребуется в ходе выполнения задания.
В ходе ориентировочного этапа воспитанники должны усвоить последовательность работы и ее конечный результат. Описание предстоящих операций крайне сложно для всех воспитанников. Им проще ответить на вопросы, касающиеся одной-двух операций, например: “С чего нужно начинать работу?”, “Что нужно сделать после того, как наметал шов?” и так далее.
С целью оказания помощи воспитанникам в ориентировке в задании используются письменные, предметные, технологические, инструкционные карты.
Пример:
План пошива косынки:
Обработать швом вподгибку с закрытым срезом долевой срез.
Обработать швом вподгибку с закрытым срезом поперечный срез.
Обработать швом вподгибку с закрытым срезом косой срез.
Отутюжить изделие.
Сложить изделие по стандарту.
Технология пошива шва вподгибку с закрытым срезом:
Подогнуть срез на 0,5 см на изнаночную сторону, наметить.
Сделать второй подгиб на ту же сторону, ширина шва от 0,5 см до 7 см. Наметить, прострочить в край.
Разгладить шов.
Эти пособия отражают основные этапы изготовления изделия.
Инструкционные карты могут быть использованы учителем для объяснения последовательности выполнения операций и при проверке знаний воспитанников в ходе повторения учебного материала.
Но и при такой помощи часть учеников не могут в полной мере использовать практическую ситуацию процесса изготовления изделия. Учитель подсказывает порядок перехода от одной операции к другой и перед каждым учеником должен быть образец поэтапного выполнения соответствующих операций.
Пример:
Пошив подушечки для иголок:
Выполнить вышивку на крое изделия.
Сложить крой пополам на изнаночную сторону.
Обработать боковые срезы стачным швом.
Вывернуть подушечку на лицевую сторону, набить ее ватой.
Обработать верхний срез косыми стежками, сделать петельку.
От этапа ориентировки учащиеся приступают к пробному выполнению трудовых действий. Часто первые попытки бывают неудачными. Поэтому дети нуждаются в тренировочных упражнениях по выработке приемов работы. Тренировочные упражнения выполняют как бы пропедевтическую функцию по формированию у воспитанников готовности к овладению навыком. Часто тренировочные упражнения протекают в виде совместной деятельности педагога и воспитанника.
В ходе тренировочных упражнений воспитанники должны усвоить основные приемы, применяемые в швейном деле: разметка деталей, обрисовка, прибавка на шов, резание, складывание, сшивание. Эти операции производятся отдельно от конкретной практической работы на учебных образцах. В этом случае трудовые приемы усваиваются достаточно осознанно и могут быть перенесены в незнакомые условия.
В ходе обучения необходимо постепенно повышать степень самостоятельности учащихся при характеристике конечного результата труда. Если сначала качественную характеристику изделия дает учитель, то в дальнейшем воспитанникам предлагается ряд вопросов, помогающих выявить нужные признаки.
Требования к качеству продукции следует прочно закрепить: каждый ученик должен четко знать качественную характеристику будущего изделия. Если дети шьют фартуки с нагрудниками для столовой, то таблица с требованиями к качеству изделия будет следующей:
Ширина бретели одинакова по всей длине (проверить путем сложения).
Обе бретели имеют одинаковую длину и ширину (проверить путем наложения).
Уголки бретелей хорошо выправлены.
Бретели приутюжены.
Бретели вложены и втачены ровно, держатся прочно.
Углы и шов нагрудника выправлены.
Отделочная строчка ровная, проложена на 5 мм от края детали.
Нагрудник хорошо проутюжен.
На юбке фартука ширина шва вподгибку с закрытым срезом равна 1,5-2 см на нижнем срезе, на боковом срезе 0,5 см.
Ширина шва одинакова по всей длине.
Машинные строчки ровные, концы строчек закреплены.
Карманы одинаковы по размерам.
Карманы фартука расположены симметрично на правой и левой стороне фартука.
Машинные строчки ровные.
Закрепка выполнена двойной строчкой.
Сборки по линии талии распределены равномерно.
Машинные строчки на поясе ровные, концы одинаковые по длине, уголки выправлены, приутюжены.
Выполняя тренировочные упражнения, мы выделяем из этой таблицы отдельные пункты и отрабатываем их. Полностью эти требования будут выполнены при пошиве изделия целиком.
Овладев в процессе тренировки необходимыми приемами труда, воспитанники переходят непосредственно к практической работе. Но прежде чем к ней перейти, учащимся следует опять подробно рассказать о цели той или иной работы, по возможности сформировать у них представление о конечном результате труда.
К выполнению трудового задания следует приступить только тогда, когда все учащиеся усвоят последовательность операции, правильно выполнят новый прием труда, будут знать, какие материалы и инструменты нужны для работы.
План работы в начале обучения дети составляют при помощи учителя. В последующие годы, опираясь на прежний опыт приобретают способность делать это самостоятельно. На уроке при пошиве изделия перед воспитанниками обязательно должна быть технологическая карта пошива изделия по операциям и план пошива.
В процессе непосредственной практической деятельности определенное значение имеет создание у воспитанников эмоционального удовлетворения от результатов работы. Для этого нужно, чтобы они увидели итоги своего труда в ходе одного занятия. Им не следует давать задания, требующего длительного выполнения.
Проведение практических работ предполагает определенную организацию труда. В зависимости от дидактических целей и характера занятия практические работы могут выполняться либо одним воспитанником (индивидуально), либо коллективно (пооперационно). На начальных стадиях обучения, когда ученики должны освоить все операции, применяется индивидуальная работа. Это облегчает учителю проверку выполненных заданий каждым воспитанником, исправление ошибок и так далее. С помощью педагога учащиеся определяют качество полученного изделия.
Пооперационный труд вводится после того, как воспитанники в полной мере овладеют необходимыми навыками, позволяющими выполнять работу быстро и качественно. Следует подчеркнуть, что каково бы ни было построение урока, учителю необходимо осуществлять индивидуальный подход и контроль.
В ходе практических работ сначала изготавливают простые работы, постепенно усложняя изделия. Например, в 5 классе дети шили фартук с прямыми срезами без нагрудника; в 6 классе фартук без нагрудника, но с закругленным срезом; в 7 классе изделие усложнилось нагрудником; затем фартук стали шить с карманами.
Пооперационная работа организована так, что каждый воспитанник переходит от одной операции к другой. В ходе работы педагог обращает внимание воспитанников на правильное выполнение того или другого приема, и в особенности – на переход от одной операции к другой, инструктирует учащихся по поводу соблюдения дисциплины, санитарно-гигиенических навыков и техники безопасности. При этом используются групповые и индивидуальные инструктажи.
Групповой инструктаж используется тогда, когда одна и та же ошибка наблюдается у многих воспитанников. Это может быть ошибочное выполнение трудовых операций, а также несовершенная поза, неправильное положение рук при работе на машине или с инструментом. В этом случае надо остановить работу, собрать учеников около своего рабочего места, показать и объяснить правильные приемы работы.
Положительная сторона группового текущего инструктажа состоит в том, что учитель имеет возможность следить за работой всей группы, не отрываясь на объяснение одного и того же каждому воспитаннику в отдельности, а последние учатся получать нужные им для работы сведения из фронтального объяснения учителя. Но отрицательная сторона группового инструктажа в том. что приходится останавливать работу, из-за чего нарушается трудовой ритм, снижается качество обучения.
Наблюдая за работой воспитанников, необходимо заставить его самого обнаружить свою ошибку. Вопрос: "Правильно ли ты сделал эту операцию?” – активизирует мышление ученика. С помощью учителя он начинает внимательно осматривать свою работу и нередко находит ошибку сам.
Чтобы направить внимание воспитанника на контроль за их собственной работой, используются различные методические приемы. Один из них заключается в организации взаимопроверки. В конце урока учитель оценивает наряду с другими показателями умение воспитанника контролировать свою работу и работу своего товарища.
Большая роль в работе с учащимися отводится закреплению навыков, которое осуществляется в ходе практического повторения. Здесь не ставится задача обучить их новым трудовым приемам. Главное – автоматизировать трудовые навыки, добиться быстрого выполнения учебного задания. Целесообразно практические работы на повторение организовать с пооперационным выполнением задания, что помогает выработке у воспитанников коллективных форм деятельности, способности к достаточно напряженному производительному труду.
При операционной форме организации работы распределение труда может осуществляться между отдельными воспитанниками. Например, при пошиве фартуков один воспитанник шьет бретели, другой обрабатывает срезы фартука, третий пришивает пояс к фартуку, четвертый обрабатывает карманы и так далее. Сила примера, склонность к подражанию дает возможность привлекать к работе всех без исключения воспитанников.
По окончании работы ученики должны оценить качество изделия и дать отчет о проделанном. Для этого лучше всего подозвать воспитанника к своему столу, и тот, сравнивая свою работу с образцом, с помощью взрослого находит ошибку. Определяет качество продукции. Необходимо не только найти брак в работе, но и помочь воспитаннику дать ему словесную характеристику. Самостоятельно рассказать о проделанной, работе ученик не может, поэтому целесообразно инструкцию по оценке качества изделия расчленить на ряд конкретных вопросов.
Пример:
Инструкция по оценке качества работы:
Какой внешний вид твоего изделия?
Как выполнена утюжка изделия?
Правильно ли выполнены строчки (прямые, кривые, есть ли соскоки)?
Подобраны ли нитки в тон ткани?
Ширина швов соответствует заданным размерам.
Сметочные стежки удалены.
Уголки в изделии выправлены.
Выполнена утюжка изделия.
Дети очень ревностно относятся к тому, как оценивают их работу и обещают работать еще лучше.
Конспект урока в 8 классе для детей с синдромом ДаунаТема занятия: “ПОШИВ ДЕТСКОЙ ПАНАМЫ”
Цель занятия: закрепить технологию пошива шва вподгибку с закрытым срезом; расширить активный и пассивный словарный запас учеников; воспитание навыков аккуратной работы.
Оборудование занятия: образец изделия, крой изделия, образцы швов, образцы тканей, технологическая карта пошива шва вподгибку с закрытым срезом.
План и ход занятия:
Организационный момент.
Одеть спецодежду.
Подготовить рабочее место.
Повторение пройденного материала
Ответить на вопросы учителя:
На какой урок пришли ученики?
Что мы учимся делать на уроках трудового обучения?
Какие изделия учениками уже были сшиты?
Из каких тканей шьются изделия?
Игра “Ромашка"
На доске вывешивается цветок-ромашка. Дети отрывают лепестки, на которых написаны различные названия тканей. Необходимо правильно разложить лепестки с названиями на образцы тканей. Выигрывает тот ученик, кто не допустит ошибки.
Изучение нового материала.
Вводный инструктаж.
Объявление темы и цели занятия.
Показ изделия (панама состоит из прямоугольника 65 см на 20 см и двух завязок).
Работа с образцом:
назначение панамы;
ткани для шапочки;
количество деталей;
название срезов на деталях;
виды швов, применяемые в изделии (перед учениками выложить образцы швов, которые они уже изучали; воспитанники должны правильно определить вид шва на образце изделия);
технология пошива шва вподгибку с закрытым срезом по технологической карте;
составить план пошива панамы с помощью учителя по операционной технологической карте.
План пошива:
Обработать боковые срезы швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва 0,5 см).
Обработать нижний срез швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва 4 см).
Проложить вторую строчку от первой на расстоянии 1 см, образовав кулиску.
Обработать верхний срез швом вподгибку с закрытым срезом (ширина шва 1,5 см).
Подготовить завязки для шапочки накладным швом с двумя закрытыми срезами.
Вдеть завязки в верхнюю и нижнюю кулиску, стянуть концы, завязать бантики.
Физкультпауза.
Практическая работа.
Текущий инструктаж.
Повторить правила по технике безопасности. Повторение проходит в виде игры "Правильно ли, что...”
В мастерской надо одеть спецодежду? (Правильно)
Иголку после работы вкалываем в фартук? (Правильно)
Ножницы передаем товарищу кольцами вперед? (Правильно)
Нитку можно откусывать зубами? (Неправильно)
Инструментами и машиной надо пользоваться осторожно? (Правильно)
Ученики дают правильные ответы и поясняют их.
Обработка боковых срезов швом вподгибку с закрытым срезом, ширина шва 0,5 см.
Вопросы учителя по ходу работы:
найти лицевую и изнаночную сторону ткани;
как определить длину нитки для сметывания:
как правильно сделать узелок на нитке;
проверить, правильно ли заправлена машина;
как делать машинную закрепку;
когда надо удалять сметку.
Вопросы задаются индивидуально определенному ученику.
Анализ работы.
Анализ работы проходит по схеме:
Наметку удалили.
Ширина шва одинакова по всей длине.
Строчка ровная, нет соскоков.
Швы приутюжены.
Выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
Коммуникативная направленность занятий швейным деломПрактика показывает, что у детей с синдромом Дауна отмечаются нарушения речи, она бедна, запас слов ограничен, затруднено общение.
На занятиях швейного дела наряду с приобретением практических навыков работы с инструментами, материалами, учащиеся овладевают необходимым объемом знаний, знакомятся с большим количеством новых понятий и терминов. Это связано с трудностями запоминания, произношения, употребления непривычных для них слов. Положение усугубляется тем, что большая часть учебного времени отводится на отработку практических навыков работы на швейной машине. И все-таки освоению специальной терминологии на занятиях следует уделять внимание.
С этой целью я составила каталог словарных слов. С этими словами можно проводить различные виды работ по развитию устной и письменной речи. Например:
Карточки со словами вывешиваются на стенде, надо правильно их произнести, записать на доске.
Учитель произносит слово, ученик находит его на карточках и читает.
Предложение закончить нужным словом, найти его на карточке.
Вставить в слове пропущенную букву.
Учащихся нужно учить не только правильно произносить названия инструментов, оборудования, но и названия изделий и тканей. Существенное значение для продуктивного запоминания имеет то, в какой форме оно протекает: непроизвольной или произвольной. При использовании кроссвордов перед учащимися не стоит задача запомнить воспринимаемое. Запоминание осуществляется как бы само собой непроизвольно в результате волевой и сознательной деятельности школьников при решении кроссвордов. Они заставляют школьника думать над ответом. Можно составить простые кроссворды произвольной формы по отдельным темам программы, например:
Ручные швы.
Машинные швы.
Швейная машина.
Ткани.
К кроссворду можно прибегать при изучении инструментов, машины, видов ткани и т.д. Их можно использовать при повторении, закреплении материала во фронтальной и индивидуальной работе.
Примеры кроссвордов:
На карточке изображена швейная машина. Детали, которые надо вписать в кроссворд пронумерованы.
Написано слово "ткани". Детям предлагаются несколько видов ткани. Задание: вписать название тканей в кроссворд.
Такую же функцию выполняют раздаточные карточки. Все учителя знают, как вяло, с каким трудом, неполно дети отвечают на вопросы педагога, связанные с теоретической стороной вопроса. А между тем, опять повторю, школьнику необходимо овладеть терминологией, знать наименования операций, назначение инструментов, уметь рассказать о технологии пошива изделия. Очевидно, что речь должна постоянно сопровождать практическую работу. Как же научить детей строить связные высказывания, употреблять новые слова в правильно построенных фразах? Желая побудить учеников к высказыванию, я изготовила специальный раздаточный материал - карточки. На одной стороне карточки - рисунок, а на другой - относящиеся к нему 2-3 вопроса. Получив карточку, ученик рассматривает рисунок, читает вопросы и осмысливает прочитанное, а мы знаем, как важно развивать у детей навык осмысленного чтения. Затем воспитанник отвечает на вопросы, приучается строить полные предложения, используя при этом слова, которые содержатся в вопросах.
Примеры карточек:
Назвать детали утюга.
Техника безопасной работы с утюгом.
Развивающий процесс обученияПриступая к обучению детей в школьных мастерских, учитель должен хорошо изучить своих учеников, оценить уровень сформированности простейших сенсорно-перцептивных процессов (зрительного восприятия, процессов памяти, мышления, внимания). Все эти процессы у детей с синдромом Дауна нарушены. Задача учителя максимально их развить. Для своих занятий я разработала комплекс тренировочных упражнений, который называю “комплексом умственной гимнастики”.
Шаг за шагом одолевая его упражнения, дети тренируют и развивают качества, нужные, по существу, для всякого вида трудовой деятельности.
Примеры упражнений по развитию внимания, памяти, глазомера, быстроту реакции, сообразительности.
Развитие внимания
Дается картинка с двумя изображениями.
Задание. Найти отличия в изображениях.
Твердость руки, сообразительность, быстрота реакции
Задание. Обвести карандашом по контуру, не отрывая руки
Задание. На скорость поставить точку в каждом кружке, делая отметки поочередно по обе стороны черты.
Глазомер
Задание. Разделить отрезок пополам.
Задание. Определить на глаз, какой отрезок короче или длиннее.
Пространственная ориентировка
Задание. Поставить точку в правом верхнем углу, нарисовать кружок в центре листа, нарисовать горизонтальную линию в левой стороне листа, разложить вертикально на парте все квадраты и т.д.
Различия цветов
Ученикам раздаются конверты с разноцветными геометрическими фигурами.
Задание. Найти все синие квадраты, найти все красные круги, разложить все желтые фигуры в ряд и так далее (написать задания в столбик).
Восприятие
Задание 1. Найти геометрические фигуры по образцу.
Задание 2. Правильно сложить разрезанную картинку.
Игровые технологии на уроках швейного делаРаботая с детьми на занятиях, учитель не должен забывать о том, что дети с синдромом Дауна отличаются большой утомляемостью, перепадами настроения. Поэтому необходимо так организовать урок, чтобы он был ежеминутно полезен ребенку и в то же время чередовал нагрузку. Большую роль в этом играет хороший подбор занимательного материала: загадки, стихи, речевые игры, кроссворды, подвижные игры, вместо всем известной физкультурной паузы.
Изучая инструменты и приспособления для ручной и машинной работы, хорошие результаты дает такой метод, как загадывание загадок об инструментах, так как работа идет в легкой занимательной форме.
Загадки:
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы)
Маленькая головка на пальце сидит, сотней глаз во все стороны глядит. (Наперсток)
В полотняной стороне, по реке-простыне плывет пароход, а за ним такая гладь, что морщинки не видать. (Утюг)
Длинная, хвостатая, когда в ткань ныряет – строчку оставляет. (Игла)
Наша тетушка игла строчку по полю вела строчка в строчку. Будет платье нашей дочке. (Швейная машинка)
Легко, кругло, а за хвост не поймать. (Клубок ниток)
Черный Ивашка – деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет. (Карандаш)
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)
Речевые игры способствуют развитию слухового внимания, речевого слуха, тактильных ощущений.
Игры:
Развитие слухового внимания.
“Скажи, что ты слышишь?”
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.
Описание игры: дети закрывают глаза, внимательно слушают звуки (ветер, голоса птиц, музыка, звуки речи из соседнего помещения, сигнал машины).
Дети должны правильно назвать эти звуки и отвечать целым предложением.
“Кто что услышал?"
Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.
Оборудование: звучащие предметы (колокольчик, машинка, приемник).
Дети отвечают, какой предмет издает эти звуки.
Развитие речевого слуха.
Цель: определить товарища по голосу, развитие координации движения.
Описание игры: водящий в кругу, дети вокруг него. Кто-то произносит имя водящего. Водящий определяет по звуку, кто его назвал, и поворачивается в его сторону.
Развитие тактильных ощущений.
“Волшебный мешочек”
Цель: речевой запас, фразовая речь.
Оборудование: мешочек с предметами.
Описание: ребенок на ощупь определяет предмет и описывает его.
Истории
Приступая к изучению вида пуговиц и технологии их пришивания к одежде, полезно прочитать воспитанникам занимательную историю.
«Я пуговица, необходимая часть вашей одежды. Было время, когда меня еще не знали, а одежду зашнуровывали, словно ботинки, завязывали тесемками или скрепляли запонками, выполненными из деревянных палочек.
В те времена, когда мы только появились на свет, мы служили не только застежкой, но и украшением костюма - такими нас делали умельцы в разных странах. На Руси для богатых людей пуговицы изготовлялись даже из жемчуга. Золотые, серебряные, плетеные из канители, хрустальные - разные были пуговицы. О знатности и достатке людей судили также и по количеству пуговиц. Вот почему на богатых старинных одеждах много петель. Так, король Франции распорядился украсить свой камзол 13600 золотыми пуговицами.
В конце XIX века у пуговицы, как у скрепляющей одежду детали, появился серьезный конкурент. В 1895 г. некий изобретатель придумал застежку "молнию". Вы, конечно, знаете, что в ряде случаев "молния” гораздо удобнее пуговиц.
Но и у “молнии” возник достойный соперник, когда Жорж де Мостроль всерьез заинтересовался секретом необычайной ценности репейника. Лента-“репейник” с фирменным названием “велькро” в обращении еще быстрее и проще “молнии”. Ныне она входит в обиход и используется даже для облачения космонавтов. Но, несмотря на это мы, пуговицы, были и остаемся очень важными и нужными».
Такого материала для уроков швейного дела можно подобрать очень много.
Внеклассная работаВ системе педагогических мер воздействия на психику ребенка с ограниченными возможностями труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития. На трудовое обучение в нашей школе отводится 1/2 учебного времени. Однако это обстоятельство не исключает целесообразности организации занятий по труду во внеклассное время.
Внеурочные занятия трудом – одна из форм работы с детьми, которая в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности ребенка. Известно, что дети с синдромом Дауна слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Внеурочные занятия способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне учебных занятий.
Внеклассные занятия по труду являются естественным дополнением к тем видам работ, которые выполняются по программе трудового обучения. Дидактическая ценность внеурочных мероприятий неизменно возрастет, если они будут тесно связаны с изучением других учебных предметов - арифметикой, географией, русским языком, естествознанием и др. На внеурочных занятиях дублировать виды трудовой деятельности, которые учащиеся изучают по программе трудового обучения, не следует. Виды трудовой деятельности надо подбирать с таким расчетом, чтобы знания и умения, полученные на уроках труда и на уроках общеобразовательного цикла, можно было совершенствовать и закреплять на внеурочных занятиях.
Для себя я выбрала работу в кружке “Мягкая игрушка". Определяя содержание работы, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, особенности психофизического развития, их интересы. Дифференцированный подход к учащимся в процессе внеурочной трудовой деятельности осуществляется прежде всего в тщательном подборе заданий для каждого ученика. К занятию в кружке редко привлекают детей с большими психофизическими недостатками, таких, как дети с синдромом Дауна. Моя практика показывает, что эти дети с удовольствием работают и у них получаются неплохие работы. Ежегодно изделия учеников принимают участие в областной выставке детского творчества.
Как я строю свою работу? Детям должно быть интересно на занятиях, поэтому, готовясь к ним, я подбираю яркие, легко узнаваемые игрушки: мишка, кот, собака, курочка и т.д. Затем подбираю сказки с этими персонажами и зачитываю выдержки из них, показывают иллюстрации с изображениями героев. Я спрашиваю ребят, какую игрушку они хотели бы сшить. Детям обязательно надо рассмотреть свою игрушку, поиграть с ней, подобрать материал для нее. Ребенок после этого с большим удовольствием берется за работу и даже когда у него что-либо не получается, не бросает работу, а терпеливо выполняет все требования по переделке. И, конечно, игрушку свою воспитанник затем забирает домой.
Примерный тематический план кружка «Мягкая игрушка»

п/п Темы Часы Теоретические
занятия Практические занятия
1 Вводное занятие. Распределение обязанностей. Знакомство с планом работы. Техника безопасности в мастерской. 2 2 0
2 Подбор и подготовка материала для работы. Чистка меха, расчесывание, влажно-тепловая обработка. 4 1 3
3 Раскрой изделий. 4 1 3
4 Пошив кукол-сувениров. 8 1 7
5 Пошив декоративных подушек в виде зверюшек. 14 1 13
6 Изготовление кукол для школьного кукольного театра 20 1 19
7 Пошив декоративных кукол-чехлов 14 1 13
Итого часов 66 8 58
С большим удовольствием дети работают с природным материалом. Работа с природным материалом дает хорошие результаты по коррекции моторики мелких мышц кистей рук. Все дети с синдромом Дауна страдают недоразвитием этой группы мышц. Работа дает возможность развить интерес к предметам, которые раньше не задерживали на себе их внимание. Опыт показывает, что эти занятия доставляют детям большое удовольствие. Сбор природного материала проходит на территории школы. К его заготовке привлекаются непосредственно сами учащихся. Прогулки по саду сопровождаются рассказами. При этом обращается внимание детей на величину, форму, цвет опавших осенних листьев, желудей, каштанов, коры, мха, сучков, веток, цветов. Это благоприятно сказывается на развитии внимания, наблюдательности, воображения и познания окружающего мира.
Как итог работы учителя с детьми это активное участие их в жизни школы. Мои дети принимают участие в постановках кукольных спектаклей, костюмированных балах, инсценируют сказки.
Таким образом, многолетняя работа с детьми с синдромом Дауна показала, что правильно организованные занятия швейного дела дают положительные результаты в деле развития и коррекции психофизических недостатков воспитанников. К концу обучения у учеников значительно пополняется словарный запас, речь становится эмоционально насыщенной с применением определений, сложных слов, речевых оборотов. Значительно развивается моторика мелких мышц кистей рук, ног, улучшается осанка, дети могут обслуживать себя, становятся более самостоятельны в своем поведении, приучаются жить в коллективе.
ЛитератураРемер Михаил. Даун. Рипол. 2008.
Сара Ньюиен Игры и занятия с особыми детьми. М. Теревинер 2012.
Малер А.Р., Цикато Г.В. Обучение, восприятие и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988.
Юдилевич Я.Г. Возможности трудовой подготовки глубоко отсталых учащихся. //Дефектология, 1983. №1.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития. 2004.
Занимательный материал для уроков труда. Самара. 2010