Урок литературы на тему «Духовное взросление героя в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой» (6 класс)

Урок литературы в 6 классе на тему

«Духовное взросление героя в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цель:
Помочь учащимся определить необходимые условия духовно – нравственного развития
формировать этические ценности: духовной стойкости, порядочности, совестливости
способствовать формированию исследовательской культуры личности
развивать речевую культуру учащихся

Форма: Урок - размышление на основе исследования

Ход урока
I Подготовка к восприятию темы через обращение к личному опыту учащихся
?? Скажите, ребята, взрослеть легко? Всегда ли вас понимают взрослые, а вы их? (ответы учащихся)
Взросление – процесс непростой. Можно развиваться физически, а в плане духовного развития стоять на месте.
?? А как вы понимаете слова «духовное взросление»? (это приобретение определённых духовно – нравственных внутренних качеств)

Назовите те, какие вы считаете важнейшими
(После ответов - слайд или файл на доске :

доброта
порядочность
ответственность
прощение
великодушие


Как развить в себе эти качества? Конечно, важную роль здесь сыграют взрослые близкие люди. Но есть ещё один умный учитель – книга. Вдумчивое чтение поможет ответить на вопрос: чему следует учиться в период духовного развития. Запишите тему урока.
II Работа по теме урока

Беседа – размышление, определение цели урока
?? Всех ли взрослых героев рассказа можно назвать духовно зрелыми людьми? Дайте аргументированный ответ.
?? Какой вывод можно сделать исходя из темы урока?
(Зрелый возраст – не показатель духовной зрелости)
?? Когда нужно начинать работу над своим духовным совершенствованием?
(Никогда не поздно, но подростковый период самый оптимальный)
?? Попробуйте определить цель нашего урока
(Проникнув в сложный внутренний мир героя рассказа, понять, какие этические ценности необходимо приобрести уже в детстве.)

Исследовательская групповая работа

Группа 1

Перечитайте эпизод на странице 176 – 177 со слов «Вскоре братья Левонтьевы» до слов «Ладно». Выполните задания.

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте
(Возможный вариант: «Слабо?»)

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Какие риторические фигуры и с какой целью использовал автор в отрывке?

4.Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации? (духовная стойкость)


Группа II

Перечитайте эпизод на странице 178 – 180 со слов «Тихо» до слов «про всё, про всё»
1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте (Возможный вариант:»Обман»: герой, обманув бабушку, испытывает угрызения совести)

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.



3.Найдите на стр. 179 и до конца странице просторечные слова. С какой целью употребляет их автор.

4 Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?
(Нужно учиться вовремя признавать свои ошибки, быть к себе требовательным)


Группа III

Перечитайте эпизод на странице 185 – 186 со слов «Я зарылся в половик» до конца стр. 186

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте(«Раскаяние»)

Приведите примеры различных способов выражения внутреннего состояния героя
через описание окружающей среды (стр. 185 1 – 6 абзацы)
с помощью олицетворения
с помощью фразеологического оборота

4. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести? (искренним раскаянием и готовностью покаяться)

3.Коллективная работа над эпизодом (стр. 182 – 183)

Работа ведётся перед ответом 3 группы
Прочитайте отрывок, озаглавьте его («Жалость к самому себе»)
Почему герой начинает жалеть себя? Чем опасна эта жалость?

IIIОбобщение выводов ( по мере ответов демонстрация слайдов (файлов)

Нравственные устои личности
Духовная стойкость
Своевременное признание ошибок
Требовательность к себе
Искреннее раскаяние, покаяние

IY Рефлексия
Полезным ли стал этот урок для тебя?

Y Дом. задание «Нравственные уроки рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Приложение

Групповые задания

Группа 1

Перечитайте эпизод на странице 176 – 177 со слов «Вскоре братья Левонтьевы» до слов «Ладно». Выполните задания.

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте
(Возможный вариант: «Слабо?»)

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3.Какие риторические фигуры и с какой целью использовал автор в отрывке?

4.Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации? (духовная стойкость)


Группа II

Перечитайте эпизод на странице 178 – 180 со слов «Тихо» до слов «про всё, про всё»
1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте (Возможный вариант:»Обман»: герой, обманув бабушку, испытывает угрызения совести)

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.



3.Найдите на стр. 179 и до конца странице просторечные слова. С какой целью употребляет их автор.

4 Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?
(Нужно учиться вовремя признавать свои ошибки, быть к себе требовательным)








Группа III

Перечитайте эпизод на странице 185 – 186 со слов «Я зарылся в половик» до конца стр. 186

1.Озаглавьте отрывок. Выбор обоснуйте(«Раскаяние»)

Приведите примеры различных способов выражения внутреннего состояния героя
через описание окружающей среды (стр. 185 1 – 6 абзацы)
с помощью олицетворения
с помощью фразеологического оборота

4. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести? (искренним раскаянием и готовностью покаяться)



15