Урок литературного чтения на тему Жизненные уроки героя в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»


Тема урока: Жизненные уроки героя в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Класс: 4

Цель: организовать деятельность учащихся по работе над идейно-нравственным содержанием

Планируемые образовательные результаты:
- анализирует произведение
-обобщает сведения и делает выводы по произведению
- осуществляет поиск необходимой информации
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей
- строит сообщение в устной и письменной форме
- выстраивает сотрудничество с одноклассниками при выполнении совместной работы

Оборудование: презентация, портрет писателя, иллюстрации к произведению, карточки с заданием, текст рассказа, лист А4, цветные карандаши, краски, кисти, фломастеры

Предварительная работа: дети дома читают рассказ

Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом, устное рисование, проецирование ситуации

Ход урока:
1)- Приветствие. Организационный момент.
- Постановка цели и задач урока.
а) Разобраться в прочитанном.
в) Понять, почему те события остались незабываемы.
в) Какие жизненные уроки извлек герой?

Слово учителя. Биография автора
(показ презентации – Приложение 1)
Основная тема многих рассказов В.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких. В основу рассказа легли воспоминания писателя о собственном детстве, т.е. он автобиографичен, где писатель искренне и открыто, разговаривает с детьми о самом важном и нужном.
Словарная работа :
Увал – пологий холм, имеющий значительную протяженность.
Туесок – берестяная корзина с тугой крышкой.
Бадога – длинные поленья.
Заполошная – суетливая.
Шаньга – булочка с творогом, ватрушка.
Заимка – земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.
Поскотина – пастбище, выгон.
Яр – крутой край оврага.

5)Беседа по вопросам. Учитель читает вопрос, дети в группах ищут ответ в рассказе.
-- Что является завязкой рассказа?
(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».)

-- Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»?
(Да, исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».)

-- Счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет автор пишетпрочитать эпиграф.
Сколько лет прошло! Сколько событий
минуло! А я все не могу забыть
бабушкиного пряника – того дивного коня
с розовой гривой.
В.Астафьев Попробуем ответить вслед за автором на этот вопрос.

-- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
Обратите внимание на инверсию «трудом своим», которая выделяет слово «труд» - мальчик понимает, что даром ничего не дается.

-- Найдите в тексте описание посуды ребятишек дяди Левонтия и героя-рассказчика. Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди сами не любят работать, и не ценят чужой труд.

-- Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Обратите внимание на глаголы, описывающие их поведение.
(бросали, барахтались, дрались, плакали, дразнились, заскочили, напластали.) Неразумное поведение.

-- Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод?
«Я брал старательно», мальчик не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». «Левонтьевские» же ленивые. Старший брат «надавал пинков» брату и сестре за то, что они «жрали» ягоды. Опять используются значимые глаголы: валяются, подскочил, взвыл, кинулся, раздавили, бьются. Главенство разговорно-народного языка не только в речи героев, но и в «голосе автора», как разговаривают «левонтьевские», и как
о них говорит автор.

-- Как герой оказался втянут в обман?
Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивает мальчика: «Бабушки Петровны испугался!», и герой проговаривается о прянике. Санька «быстро что-то смекнул»: «Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный». Герой попадается «на уду». Ему важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли.

-- Какие события дальше происходили в течение этого дня? Выделите их.
Дети зачитывают.
Обратите внимание, автор не случайно показывает взаимоотношения человек-природа, т.к. считал эти отношения показателем духовности и самым главным критерием нравственной оценки человека. Взаимоотношения человек-природа, человек-другие люди подчиняются одним и тем же нравственным законам. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон»,- писал В.Астафьев.

-- Настала пора возвращаться домой. Мальчик понимает, что проступок не сойдет ему с рук, понимает, что виноват: «тихо плелся». А они Тут Санька «помогает» герою выпутаться из этой ситуации, вернее учит его, как обмануть бабушку (что предлагает Санька?). Тяжело дается ему обман: «повздыхал», «чуть не всплакнул».
Но все глупые и плохие поступки, совершенные за день, подготовили мальчика к этому обману. Но все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня. Выйдя на улицу, он сообщает обо всем Саньке, тот шантажирует его и подталкивает к воровству. Ночью мучила совесть

-- Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: «День был ясный, летний». Прочитаем выразительно. Какова роль пейзажной зарисовки?
Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастирует с миром обмана, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у «левонтьевских».

-- Какова развязка истории?
Она растянута, никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем позоре и его дедушке. Что из-за него она невольно обманула покупателя. Мучительный стыд не дает Витьке показаться на глаза людям, вызывает мысль о смерти как единственном спасении от позора. Напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения».

-- Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который ее обманул?
(Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Поэтомуэпиграф)

6) Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки получил герой? Дети работают в группах, зачитывают свои ответы, приходят к общему мнению.
Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.
Очень трудно признаться в содеянном.
Душевное раскаяние очень мучительно.
Раскаяние приносит облегчение.
Бабушка очень его любила, была доброй и учила нравственной мудрости.

7) Самостоятельная работа учащихся:
- А как, по-вашему, выглядит этот пряник? Давайте его сейчас нарисуем.
- Творческая работа детей.
- Выставка работ

8) Рефлексия урока:
- Все ли цели, которые мы ставили достигнуты?
– Спасибо за урок.