Программа для детей с синдромом Дауна


Управление образования администрации МО Туапсинский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
центр развития творчества детей и юношества г. Туапсе
муниципального образования Туапсинский район
Рассмотрено и одобрено на заседании
Педагогического совета МБОУ ДО ЦРТДиЮ
Протокол № ______ от «____»___________ 20 г. Утверждаю:
Директор МБОУ ДО ЦРТДиЮ
___________________________Е.А. Бурцева
Приказ № ___ от «___» _________ 20__г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Лучики»
(наименование объединения)
«Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с ОВЗ»
(наименование программы)
Направленность: художественная
Уровень: ознакомительный
Рассчитана на детей от 6 до 11 лет
Срок реализации (общее количество часов): 1 год (36 часов.)
Радионова Светлана Закизяновна
педагог дополнительного образования
Туапсе, 2016
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Объединение: «Лучики»;
Вид программы – модифицированная;
Основные виды деятельности: изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество;
Направленность программы – социально-педагогическая
Функциональное назначение – обеспечение индивидуальных потребностей развития детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья - общеразвивающая, реабилитационная.
Масштаб реализации – муниципальный.
Возрастной диапазон – 6-11лет.
Продолжительность реализации – 1 года.
Количество учащихся в группе: 3-6 человек.
Формы занятий:
Режим занятий в группах: 1 год обучения – 1 занятие в неделю по 1 часу – 36 часов в год;
Организационно-педагогические основы обучения
Статус программы – интегрированная
Состав учебной группы – постоянный.
Особенности набора – свободный.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная общеобразовательная программа «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с ОВЗ» направлена на организацию досуга и создание условий творческой реабилитации детей с синдромом Дауна. Занятия по дополнительной общеобразовательной программе способствуют развитию духовно-нравственного потенциала, способности творческого самовыражения, умению работать в команде, умению оценивать и анализировать свои и чужие произведения.
2.1. Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что возможности рисования и декоративной работы с детьми с ОВЗ являются эффективной формой реабилитации ребенка-инвалида, способствуют улучшению морально-психологического состояния, расширению положительной эмоциональной сферы ребенка, развитию мышечного тонуса и координации движений, повышению уровня умственного развития. Занятия в объединении проходят в игровой познавательной форме («Путешествие в страну Красок» - небольшое театрализованное представление, «Солнечные лучики» - игровая программа с рисованием прямых линий пальчиками и кистями, «Акварелька» - рассматривание морского дна на видео и примерах педагога и т.п.). Согласно данной программе, используются различные нетрадиционные материалы, такие как, ткань, печатные издания, природные материалы, вата, крупа, соль и т.д.
2.2. Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей детей-инвалидов на программы художественно-эстетического развития, материально-технические условия для реализации которых, имеются на базе центра.
Данная дополнительная программа педагогически целесообразна, т.к. при реализации объединение становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию художественного сознания, способствует навыкам письма и художественной деятельности.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия с детьми с ОВЗ соответствуют цели художественного образования: духовно-нравственному развитию ребенка, то есть формированию у него нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
2.3. Цель и задачи дополнительной программы:
Цель:
Раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке с синдромом Дауна, через овладение им основ изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Познакомить с первичными знаниями о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном;
Овладеть элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений изобразительного искусства; нравственные и эстетические чувства;
Обучить детей изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, основываясь на особенности развития детей с ОВЗ.
2.4. Отличительные особенности.
При разработке данной программы учитывались «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003г).
Особенностью программы «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество для детей с синдромом Дауна» является то, что она даёт возможность ребёнку-инвалиду попробовать свои силы в разных видах изобразительного и декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: рисование различными видами красок (акварель, гуашь), карандашами (цветными, чернографитными, восковыми), комбинирование изобразительных материалов (карандаши-краски, цветные-восковые карандаши и т. д.), рисование на различной поверхности: картон, акварельная бумага.
Программа способствует эстетическому развитию, стремлению ребенка с ОВЗ к деятельному познанию окружающего и его активному творческому отображению.
2.5. Возраст учащихся участвующих в реализации программы 6-11 лет. Состав учебных групп – постоянный. Особенности набора – принимаются все желающие без предварительного отбора и без начального уровня образования по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.
2.6. Сроки реализации рабочей программы. 1год обучения – 36 часов. Режим занятий: 1 год обучения – 1 занятие в неделю по 1 часу.
2.7. Прогнозируемый результат.
К концу 1 года обучения:
Знать:
- различать особенности видимых черт состояния природы в разные времена;
- соблюдать элементарные правила работы с художественными материалами и принадлежностями (гуашь, восковые мелки, цветная бумага, цветной пластилин).
Уметь:
- ориентироваться на поверхности листа в трех измерениях: верх-низ, слева-справа, середина листа;
- использовать всю поверхность листа бумаги, компоновать крупное изображение на листе;
- гармонично заполнять всю поверхность листа элементами изображения;
- различать и передавать в работах сравнительную величину предметов (больше-меньше, выше-ниже, шире-уже, толще-тоньше);
- передавать общий характер формы предметов (длинная, узкая, широкая);
- знать и уметь использовать основные (красный, желтый, синий) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый) цвета и их оттенки (7-9 названий);
- передавать характерные особенности и соразмерности фигуры человека.
2.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы. Для подведения итогов работы за год по данной программе организуется выставка детских работ, игровая программа, включающая в себя вопросы и задания по пройденному материалу; текущий учет знаний и умений (вопросно-ответная форма, диалог); просмотр детских работ, их анализ; открытые занятия; участие в выставках; мониторинг.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п Раздел, тема 1год
Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 1 1 -
2. Рисование 16 - 16
3. ДПИ 16 - 16
4. Итоговое занятие 3 1 2
5. ВСЕГО: 36 2 34
4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Знакомство с детьми. Вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.
Рисование. Изучение конструктивного строения предмета через рисунок. На занятиях дети знакомятся с строением человека, растения через рисунок.
Рисование красками – занятие универсальное. На занятиях дети учатся рисовать, постигают технику рисунка и работы с красками. Работы создаются на бумаге акварельными и гуашевыми красками.
Данная рабочая программа знакомит детей с различными свойствами красок (гуашь, акварель), воспитывает умение пользоваться этими знаниями для достижения желаемого результата в своих работах. Учит правильно пользоваться карандашом, кистью. На занятиях дети используют нетрадиционные методы рисования. Учатся передавать в рисунке не только формы изображаемых предметов, но и пластику, их характер. Использование производных, теплых и холодных тонов в изобразительной деятельности. Выделять цвет, как средство выразительности. Составление простой композиций из 3-х фигур.
Декоративно-прикладное творчество. Знакомство с понятием декоративно-прикладного искусства. Использование нетрадиционной техники рисования. Лепка из соленого теста, пластилина с целью развития моторики рук.
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
С целью активизации творческой инициативы детей-инвалидов, обогащения замысла необходимо, перед работой, создать эмоциональную настроенность, привлекая дидактический материал:
- образцы декоративно-прикладного творчества,
- репродукции,
- слайды,
- книжные иллюстрации,
- презентации;
также музыкальные произведения, художественное слово, используя игровые ситуации, коллективные работы.
Занятия должны проходить в атмосфере непринужденности, доброжелательности. Необходимо также учитывать желания и склонности детей, проявлять деликатность к их инициативе и уважать индивидуальность личности.
Чтобы активизировать творческие способности детей, развить их художественный вкус и ускорить процесс овладения навыками изображения, полезно вводить декоративное рисование гуашевыми красками.
В самостоятельной работе детей следует поощрять обращение к темам и сюжетам, которые вызывают у детей интерес и соответствуют их жизненным переживаниям и впечатлениям. Обязательно нужно поощрять любое проявление творческой инициативы в выборе сюжета или в художественном решении темы.
При оценке результатов работы детей с ОВЗ и поощрении их творческих усилий, нужно учитывать следующие критерии:
проявление в работе наблюдательности, фантазии, воображения;
самостоятельность замысла;
старательность и настойчивость в работе;
завершенность;
При подведении итогов работы, обязательно надо отметить достоинства работы каждого обучающегося персонально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

№ Для педагога № Для родителей
1 Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с., переиздание 1 П.Л. Жиянова, Е. В. Поле. Малыш с синдромом Дауна. Серия: Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.
2 Вестник Даунсайд Ап. Сделай шаг.