Конспект урока по литературе на тему: «В.П. Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой»

КОНСПЕКТ
урока по литературе на тему: «В.П. Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой», проведённого в 6 «Б» Шаренко Анастасией Игоревной
Тема: «В.П. Астафьев. Нравственные проблемы рассказа «Конь с розовой гривой».

Цели и задачи урока:
помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа; показать автобиографический характер произведения; отработать умения давать характеристику персонажам рассказа; рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в произведении; развивать умения сопоставлять, анализировать; пополнить словарный запас учащихся; работать над выразительным чтением текста; воспитывать интерес к творчеству В.П. Астафьева, нравственное мировосприятие учащихся; прививать любовь и внимательное отношение к слову.

Оборудование:
учебник по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, рабочие тетради по литературе, доска с «крыльями».

Основные методы и приёмы:
живое слово учителя, работа с эпиграфом, анализ художественного текста, фронтальный и индивидуальный опросы учащихся.






ХОД УРОКА:
Сколько лет прошло!
Сколько событий минуло!...
А я всё не могу забыть бабушкиного пряника –
того дивного коня с розовой гривой. В.П. Астафьев

Организационная работа. Определение темы и целей урока. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня на уроке литературы мы будем знакомиться с творчеством Виктора Петровича Астафьева, с его замечательным рассказом «Конь с розовой гривой». Наша задача – разобраться, какие жизненные уроки получил герой произведения. Откройте, пожалуйста, свои рабочие тетради по литературе, запишите дату, «классная работа» и тему урока.
Слово учителя о писателе.
В.П. Астафьев один из тех писателей XX века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере. Он родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в крестьянской семье. Астафьев рано потерял мать; ему было всего семь лет, когда она погибла, утонула в Енисее. Детство Виктора было трудным. На всю жизнь он сохранил добрые воспоминания о бабушке Катерине Петровне.
Рассказ «Конь с розовой гривой» является главой из книги – цикла рассказов «Последний поклон». Она писалась на протяжении многих лет. «Конь с розовой гривой» был опубликован в 1963 году. Эта повесть автобиографична. Герой повести – Витя Потылицын – мальчик из таёжного сибирского села, его бабушка – Катерина Петровна – казалось бы, реальные, конкретные люди: сам писатель и его бабушка, взявшая внука на воспитание. Но в то же время это воспроизведённый через личные воспоминания одного человека рассказ о целом поколении людей, чьё детство выпало на трудные предвоенные годы.
3. Беседа по тексту.
Обратимся к рассказу, который вы должны были прочитать дома. Мой первый вопрос: понравился ли вам этот рассказ? Мотивируйте свой ответ.
В какое время и где происходят события, описанные в рассказе?
От чьего лица ведётся повествование?
Определим завязку рассказа. Прочитаем описание пряника. Использовалась ли мечта мальчика – получить «пряник конём»?
Счастливое завершение завязки. Но какой ценой достался мальчику этот пряник? Почему автор через много лет пишет (зачитывается эпиграф)? Попробуем ответить на этот вопрос в конце этого урока.
Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? («трудом своим» - мальчик понимал, что даром ничего не достаётся, «без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
Найдите в тексте описание посуды ребятишек дяди Левонтия и героя. Давайте зачитаем это описание (зачитывается описание посуды левонтьевских ребят и героя рассказа, делаем вывод, что битая посуда не только признак бедности, но и плохого отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди сами не любят работать и не ценят чужой труд).
Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Давайте выразительно прочитаем этот эпизод. Обратите внимание на глаголы, описывающие поведение этих героев (глаголы: «бросали», «барахтались», «принимались драться», «плакали», «дразнились». Делаем вывод: на природе дети вели себя неразумно).
Как противопоставляются герои в описании сбора ягод?
Выразительно прочитайте отрывок из рассказа о том, как герой был втянут в обман. На чью удочку он повёлся?
Какие события происходят дальше в течение дня? Перескажите. Автор не случайно показывает взаимоотношения «человек-природа», так как считал эти отношения показателем духовности и самым главным критерием нравственной оценки человека. Взаимоотношения «человек – природа», «человек – другие люди» подчиняются одним и тем же нравственным законам. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несёт нравственный урон»,- писал В.П. Астафьев (данное предложение записывается учащимися в рабочие тетради по литературе под диктовку учителя).
Мучит ли героя совесть за свой поступок? Докажите, приводя примеры из текста.
Какова развязка истории? Перескажите её, сделайте вывод. Развязка растянута, никак не разрешится конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины.
Как вы думаете, почему бабушка всё-таки купила внуку «пряник конём»? Катерина Петровна верила в него, понимала, что мучится и раскаивается в своих злодеяниях. Милосердие и доброта сделали то, что не смогло бы сделать тяжкое наказание. Поэтому Астафьев пишет через много лет: «эпиграф».
4. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.
Давайте подведём итог нашей работы. Какие же жизненные уроки извлёк для себя мальчик? (Эти жизненные уроки заранее записываются на «правом» крыле доски).
Жизненные уроки, которые извлёк для себя герой рассказа:
а) поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок;
б) очень трудно признаться в содеянном;
в) душевное раскаяние очень мучительно;
г) раскаяние приносит облегчение;
д) бабушка очень любила внука, была доброй и учила нравственной мудрости.
Ребята, запишите это к себе в тетради. Надеюсь, вы тоже запомните для себя эти уроки и не будете идти на поводу.
А теперь оценки за работу на уроке (учитель говорит оценки за урок, комментируя их).
5. Дача домашнего задания. Домашнее задание заранее записывается на внутренней стороне правого «крыла» доски, в нужный момент учитель раскрывает это «крыло» и комментирует домашнее задание: стр. 107 (выучить понятия «эпизод», «фабула»), подготовиться к пересказу фабулы рассказа, вопрос №3.