Конспект урока литературы в 6 классе В.П.Астафьев. Герои рассказа Конь с розовой гривой.


6 класс
Тема. В.П. Астафьев. Герои рассказа « Конь с розовой гривой».
Цели и задачи:
Познавательные:
познакомить учеников с жизнью и творчеством В.П.Астафьева;
показать автобиографический характер рассказа;
отработать умения давать характеристику персонажам произведения, производить сравнительную характеристику персонажей, пересказывать близко к тексту;
умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них;
определять тему и основную мысль литературного произведения;
рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе.
Развивающие:
развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
развивать умение вести дискуссию;
развивать умение сопоставлять, анализировать.
Воспитательные:
воспитывать интерес к творчеству В.П.Астафьева;
воспитывать патриотизм и любовь к Родине;
воспитывать нравственное мировосприятие учащихся.
Оборудование:
выставка книг В.П.Астафьева;
фотографии, иллюстрирующие жизнь писателя;
проектор;
презентация к уроку.
Технологии: ИКТ, развитие критического мышления, проблемное обучение.
Опережающее домашнее задание:
рисунки учащихся к рассказу;
план рассказа.
Ход урока
І. Определение темы, цели, мотивации урока.
- Каким было ваше домашнее задание? О чем мы сегодня будем говорить? (определение темы урока).
- Произведение достаточно большое и интересное, рассчитано на 2 урока. На 1-м уроке что нам нужно сделать, обсудить, проанализировать? (дети ставят индивидуальные цели).
- А зачем мы читаем книги, обсуждаем прочитанное, делаем какие-то выводы? (мотивация учебной деятельности).
ІІ. Первичное усвоение знаний.
1. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве.
2. Проверка домашнего задания – презентации биографии.
3. Беседа по увиденному:
- Ребята, что вам запомнилось из увиденного?
- Где родился В.П.Астафьев?
- О чем он писал?
- Можно ли рассказ « Конь с розовой гривой» назвать автобиографическим?
Почему?
4. Словарная работа ( презентация).
- Почему автор использует диалекты?
5. Слово учителя о рассказе « Конь с розовой гривой». ( слайды о писателе, рассказе).
6. Проверка домашнего задания на знание текста. Дети по очереди задают свои вопросы по рас- сказу.
- Чей вопрос был самым интересным?
- А чей был самым легким (трудным)?
ІІІ. Первичная проверка понимания.
1. Беседа по вопросам учителя.
- Где происходит действие рассказа? Когда? О чем говорит это говорит?
- Кто главные герои? (Левонтий, Санька, дедушка, Васеня, бабушка Екатерина Петровна).
2. Групповая работа. Дайте характеристику каждому герою, используйте текст.
ІV. Первичное закрепление материала.
- Какие наши герои? Как вы к ним относитесь, почему так?
- Как к ним относится автор? Поясните.
V. Рефлексия.- Понравилось ли вам произведение? Почему?
- О чем рассказ? Как бы вы определили тему?
Тема. Изображение доброго и светлого мира народной жизни сибирской деревни, воспоминания автора о своем детстве в предвоенные годы. (Запись в тетрадях).
Поясните эпиграф.
- Почему рассказ называется « Конь с розовой гривой»?
*Дети показывают сценку – диалог Вити и бабушки.
- Можно ли назвать рассказ поучительным?
Учитель:
О том, чему учит произведение, о его нравственных уроках, мы поговорим на следующем занятии. А сейчас давайте оценим нашу работу.
VІ. Оценивание на листке результативности.
Домашнее задание: написать размышление о самом интересном, на ваш взгляд герое.