Открытый урок. В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.


Тема урока: В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с фактами из биографии писателя, показа автобиографического характера рассказа «Конь с розовой гривой»; способствовать формированию представления о В.П. Астафьеве как современном русском писателе.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Вид урока: урок смешанного типа.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В.П. Астафьева, современного русского писателя, фактах его биографии; выявлять своеобразие композиции и языка рассказа «Конь с розовой гривой», изображения русского национального характера; определять приметы послевоенного времени; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям В.П. Астафьева; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников;
коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: индивидуальная форма (обсуждение), групповая форма (выразительное чтение по ролям, практическая работа).
Оборудование: портрет В.П. Астафьева; презентация.
Основные понятия и термины: автобиография, автобиографичный рассказ.
Сценарий урока.
Организационный (мотивационный) этап.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя В.П. Астафьева, рассмотреть его произведение «Конь с розовой гривой», обратиться к картинам быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы, изображенным в данном произведении. Работать будем в группах «историков» и «литераторов».
Актуализация знаний.
- Вам интересно было бы пообщаться с ровесником, который жил 80 лет тому назад? Посмотреть, какими были жизнь и быт людей того времени?
Я думаю, это очень увлекательное путешествие в прошлое. Совершить поможет нам его «машина времени», которая отнесёт нас в 30-е годы XX века.
(Звучит мелодия).
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Индивидуальная работа.
Группа «историков»: выходит ученик, одетый в простую деревенскую рубаху, садится на лавочку перед классом и рассказывает о детстве Вити Астафьева. (Группа «литераторов» заполняет таблицу: дата – событие).
Представители группы «историков» делают сообщение о взрослой жизни В.П. Астафьева, сопровождая его презентацией.
(Виктор Петрович Астафьев – один из ярких представителей современной русской литературы, родился 1 мая 1924 годав селе Овсянка Красноярского края в семье Петра Павловича Астафьева и Лидии Ильиничны Потылициной. Вскоре после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму. Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой плыла она, перевернулась. Лидия Ильинична утонула в 1931году. Виктору тогда было 7 лет. Позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме с горькой сыновьей любовью: «Если бы мне дано было повторить жизнь – я выбрал бы ту же самую… И лишь одно я попросил бы у своей судьбы – оставить со мной МАМУ. Её мне не хватало всю жизнь…»
После смерти матери Виктор жил у её родителей – Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец Виктора женится во второй раз, забирает Виктора и всей семьёй они уезжают на север, занимаются промысловой рыбалкой. Отец заболевает, попадает в больницу, а Виктор, брошенный мачехой, оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, затем попадает в детский дом.
«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В.П. Астафьев. Всё детство Витя Астафьев провёл в детском доме. Василий Иванович Соколов – воспитатель детского дома был прекрасным человеком и часто говорил о «несомненной литературной одарённости» Вити. Русский язык и литературу преподавал замечательный человек, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. Он приносил на уроки свежие журналы, книжки и обязательно читал вслух 10 – 15 минут. Всем было очень интересно. Таким образом, Игнатий Дмитриевич пробудил в Викторе Астафьеве жажду творчества.
Окончив школу-интернат, Виктор уезжает в Красноярск, поступает в ФЗО, получает профессию и работает составителем поездов под Красноярском.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. На войне как на войне. Воинское звание – рядовой. И так до самой победы: шофёр, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. За войну Виктор Петрович награждён орденом Красной Звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».
После войны наступает новый и очень сложный период в жизни Астафьева: днём работа в газете, ночью он писал рассказы.
В 1953 году в Перми выходит его первая книжка рассказов - «До будущей весны, а в 1955 году вторая – «Огоньки». Это рассказы для детей.
Писательский труд – это постоянный поиск, сложный, изнурительный. «Ни дня без строчки» - вот девиз В.П. Астафьева, истинно народного писателя-труженика. В.П. Астафьев вынес все трудности послевоенной жизни с достоинством человека, который добросовестно выполняет свою работу, уважая собственное имя.)Беседа.
- Ребята, сегодня мы будем говорить, о людях того времени, познакомимся с их бытом, с привычками и особенностями характера. - Скажите, а как вы понимаете слово «быт»? (уклад повседневной жизни)
- Как вы думаете, каким был быт в сибирской деревне в тяжёлые предвоенные годы? (ответы детей)
- Дома вы прочли рассказ «Конь с розовой гривой». Давайте теперь обратимся к нему и проследим то, как автор изображает быт и жизнь сибирской деревни в предвоенные годы.
Работа в группах. Ребята, все ли слова вам были понятны при прочтении текста? Группа «литераторов» называют диалектные слова, а «историки» показывают их на экране.
СЛОВАРЬ СИБИРСКИХ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ
Увал – пологий холм.
Заимка – земельный участок вдали от села.
Туесок – берестяная корзина с крышкой.
Батоги – длинные поленья.
Сенцы – передняя часть строения.
Шуровать – беспокоить.
Зариться – завидовать.
Наличники – накладная планка на дверном или оконном проёме.
Яр – крутой край оврага.
Рушник – полотенце.
Поскотина – пастбище, выгон.
- Почему автор использует эти слова в своём произведении?
- В какое время и где происходят события рассказа?
Работа группы «литераторов» (предварительное д./з.: подобрать цитаты к теме « Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы»).
1. «Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печки, раскорячившейся вокруг избы».
2. «Дедушка был на заимке, в километрах пяти от села, в устье речки Маны. Там у нас была посеяна полоска ржи, полоска овса и полоска картошек».
3. «О колхозах тогда ещё только начинались разговоры, и селяне наши пока жили единолично».
4. «Мне повезло. Возле дяди Ваниного дома играли в лапту».
5. « Тётя Феня оттеснила меня в сени и втолкнула в пристроенную в сенях кладовку. Там была налажена постель из половиков и старого седла в головах – на случай, если днём кого-то сморит жара и ему захочется отдохнуть в холодке».
6. «В кладовке пахло отрубями, пылью и сухой травой, натыканной во все щели и под потолком».
7. «У моста, что проложен через Малую речку, пиликала гармошка. На мосту у нас собирается молодёжь, пляшет там, поёт».
8. «Бабушка ходила взад-вперёд, поила корову, выгоняла её к пастуху, делала разные свои дела…»
9. «По скобленному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».
( В это время группа историков соотносят цитаты с реальными фактами из биографии писателя).
- От чьего лица ведётся повествование?
Выводы детей, сформулированные самостоятельно: рассказ автобиографичен.
- В какой семье растёт герой?
4. Работа с текстом. Группе «историков» предлагается подготовить пересказ «Как жила семья Левонтьевых».
- Почему Левонтьевы жили так плохо?
- Каково ваше отношение к Левонтию, объясните его.
- Что в Левонтии привлекало нашего героя?
- Как бабушка относилась к Левонтию и левонтьевским? В чём её правда?
- Какую роль в композиции рассказа имеет описание семьи Левонтьевых?
Группе «литераторов» - подготовить выразительное чтение фрагмента «Дом Левонтьевых» (стр. 66-67)
- Какое впечатление оставляет этот дом у читателя?
- Почему тема дома, семьи важна для писателя В.П. Астафьева?
Итог урока. Рефлексия деятельности.
  Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.
Какие чувства вызвала тема урока?
Что было трудно, неясно, проблематично, объясните, почему так произошло? А что больше всего понравилось?
О чём можно было ещё поговорить?

- Итак, В.П. Астафьев – один из ярких представителей современной русской литературы. Мы убедились, что в его рассказе отразились и факты биографии, и быт сибирской деревни 30-х годов.
Домашнее задание.
1. Подготовить творческое задание на стр. 82.
2. По выбору: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду;
подобрать пословицу, поговорку или афоризм о доме, о родной стороне.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Цель этапа Технологии Деятельность учителя УУД учащихся Результаты учащихся Примечание
Организационный (мотивационный) этап
создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне Само- и взаимодиагностика с целью определения проблемных зон в изучаемой теме; коллективная деятельность в организации творческой мастерской.
Организует уч-ся к уроку через проблемную беседу. нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); установление причинно-следственных связей (П); построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П) Настраиваются на плодотворную работу
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней II. Актуализация знаний. актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; первичная рефлексия. Самоанализ, самодиагностика результатов учебной деятельности. Организация подготовки учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия.
Вступительное слово учителя.
Задает вопросы, актуализирующие знания учащихся
Проводит параллель с ранее изученным материалом. (К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
(Р) – целеполагание
(Л) - самоопределение
волевая саморегуляция в ситуации затруднения; Адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесения необходимых коррективов в исполнение. III. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала Проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания; диагностика ведущих способов исследовательской, аналитической, мыслетворческой деятельности; составление письменного и устного высказывания. Критическое мышление, исследовательская деятельность, проблемное обучение.
Пересказ текста.
Ответить на вопросы. Деление на группы, объяснение задания, нацеливание на результат. Создание условий для индивидуальной и коллективной работы. Работа в группах. Работа со словарями. Практическая работа.
(П) – умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
(П) – умение структурировать знания
(П) – использование знаково-символических средств
(П) – синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
(П) – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий
(П) – выполнение действий по алгоритму
(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) – управление поведением партнёра
(К) – планирование учебного сотрудничества
(Р) – контроль, оценка, коррекция
(Р) – осознание качества и уровня усвоения
(Л) – осознание ответственности за общее дело С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Делятся на группы, обсуждают правила поведения в группе. Обсуждают в группе, предлагают свои варианты цитат. Заполняют таблицу по биографии писателя.
V. Итог урока оценить результаты собственной деятельности
Отвечают на вопросы учителя
Задает вопросы, подводящие итог уроку (П) – рефлексия способов и условий действия
(П) – контроль и оценка процесса и результатов деятельности
(К) – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
(К) – учёт разных мнений Отвечают на поставленные вопросы VII. Домашнее задание Составление индивидуального маршрута выполнения домашнего задания в соответствии с индивидуальными возможностями и предметной подготовленностью учащегося Индивидуальная и коллективная деятельность; дифференцированное обучение Ориентирование учащихся на выполнение дифференцированного домашнего задания (Р) – находить пробелы в информации, пути восполнения пробелов;
(П) – использование практических умений ознакомительного, изучающего, просмотрового способов чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей Самоанализ результатов и самооценка готовности к выполнению заданий разного уровня сложности