Консультация на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»


Консультация на тему: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА»Особенности детей с синдромом Дауна
   У детей с болезнью Дауна своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, «пуговкой», нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый, со складками и глубокими бороздами, зубы редко расставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие. Они очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, возбудимы и беспокойны. У детей с синдромом Дауна пассивный словарь намного богаче активного, т.е., они понимают чужую речь лучше, чем сами говорят. Если ребенку дать задания, не связанные с его собственной речью, например, разложи в группы картинки мебели и посуды или покажи круг, квадрат, он легко выполнит все инструкции.Дети – дауны эмоциональны. Они испытывают гнев, страх, радость, грусть. У некоторых детей появляются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность, недоброжелательность. Но большинство из них ласковы, дружелюбны, уравновешенны, любят слушать музыку, им присуще чувство ритма. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься. Родителей такого ребенка интересует, следует ли учить его грамоте  и счету. Принять правильное решение нелегко. Не все глубоко умственно отсталые могут научиться читать, писать, считать. Во многих случаях ребенок усваивает элементы грамоты, но эти занятия имеют чисто формальный характер.  Овладев техникой чтения, ребенок-даун часто не понимает содержания  прочитанного. Письмо нередко сводится к механическому  копированию письменных знаков. Многие из детей не в состоянии овладеть счетом, они зазубривают таблицу умножения, не понимая смысла этих действий. Кроме того, для приобретения этих формальных знаний затрачивается очень много времени и усилий, которые могли бы с гораздо большей пользой быть потрачены на что-то другое, нужное и полезное. И родители, и воспитатели не всегда достаточно правильно понимают  задачи обучения детей с синдромом Дауна..Родители часто считают, что не следует тратить много времени на занятия физкультурой, рисованием, лепкой, драматизацией, на беседы с детьми, так как оценить результат этих занятий трудно, а проверить знание букв, чисел, чтение, письмо, счет очень просто. Это глубоко ошибочный подход к проблеме обучения. К обучению ребенка-дауна грамоте надо подходить  осторожно, очень индивидуально, учитывая  уровень  развития ребенка, его способности. Не следует превращать  эти занятия в бессмысленное, механическое зазубривание  букв, чисел. Известно  много случаев, когда детей годами ежедневно обучают буквам, а они так и не научаются читать. То же относится к письму  и счету. Старая, традиционная, укоренившаяся практика должна  быть  пересмотрена и изменена  с целью более реального и целесообразного решения вопроса об обучении и воспитании детей с синдромом Дауна.Достаточно большая практика  воспитания детей в специальных учреждениях и в условиях семьи показала, что многие из них способны к жизненно-практическому и элементарному трудовому обучению. Некоторые осваивают элементы грамоты и конкретного счета. Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни  в семье и обществе. Наблюдения за этими детьми, изучение их деятельности и поведения позволяют говорить о том, что при низких интеллектуальных способностях этих детей все же удается выявить у них «элементы обучаемости», то есть более сохранные компоненты познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, на которые могут опираться воспитатели в процессе коррекционной работы.Поведение детей с болезнью Дауна в основном характеризуется послушанием,  легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью. В эмоциях преобладает положительный тонус. Это хорошая основа для воспитательной работы. Ребенок, как правило, не сопротивляется указаниям взрослых и выполняет их в меру своих возможностей. Детям с болезнью Дауна доступны некоторые виды элементарной ручной  деятельности. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с болезнью Дауна простейшим видам  игровой  и учебной деятельности. Практика семейного воспитания таких детей также доказывает их обучаемость и воспитаемость.
Обучение письму
  Навыки письма рассматриваются в двух отношениях – с точки зрения речевой деятельности и с точки зрения двигательных навыков (мелкой моторики), т.е., в отношении знаний, что писать (рисовать), и в отношении умения писать на бумаге (моторные навыки).  ПРОГРАММА РИСОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ К ПИСЬМУ  - перерисовать круг;
перерисовать крест (+);
перерисовать овал;
нарисовать лицо;
нарисовать квадрат;
нарисовать человека;
перерисовать треугольник;
рисовать, не заходя за две ограничительные линии;
обвести линии;
обвести круг;
перерисовать буквы;
обвести имя;
перерисовать имя;
обвести слова;
перерисовать слова;
рисование по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом – вверх, и опять вдоль. Ты делай так же.»);
ребенок рисует квадрат после того, как ему подсказали, что для этого нужно сделать (педагог подсказывает ребенку словами: «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);
ребенок рисует квадрат после того, как педагог, взяв его руку в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т.е., в углах квадрата);
ребенок соединяет 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.).
  Детям с синдромом Дауна ввиду недостаточности мелкой моторики целесообразно давать упражнения на перерисовывание по шаблону очертаний букв  и цифр, и только после этого он может попытаться нарисовать их самостоятельно. Важный момент – обучение без ошибок: достаточная практика в обведении, а затем в срисовывании.В обучении письму (рисованию) возможно перерисовывание с завязанными глазами по шаблону, предъявляемому ему предварительно. В этом случае происходит нейтрализация зрительной обратной связи от руки, ребенок сосредоточивается только на одной системе обратной связи – проприоцептивной. Такая нейтрализация позволяет закрепить «моторные программы» - при том условии, что ребенок обводит очертания точно по шаблону.
Обучение счету
   Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна более трудно, чем освоение чтения, что связано с необходимостью осознания абстрактной природы числа.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ЧИСЛАМ ОТ 1 ДО 5
механический счет от 1 до 5;
счет движущихся предметов от 1 до 5;
счет фиксированных предметов от 1 до5;
счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 5;
счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от1 до5;
механический счет путем называния чисел от 1 до 5;
счет и определение размеров набора из 1-5 предметов;
пересчет подмножеств набора из 1-5 предметов;
сопоставление с числами от 1 до 5;
выбор числа от 1 до 5;
называние по порядку чисел от 1 до 5;
называние в произвольном порядке чисел от 1 до 5;
счет от 1 до 5 с указанием соответствующей карточки с числом;
упорядочивание карточек с числами от1 до 5;
механический счет до предъявленного числа (от 1 до 5);
отбор карточек с числами от 1 о 5;
отбор компонентов из карточек с числами от 1 до 5;
отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от1 до 5;
сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками с числами от 1 до 5.
СЧЕТ ОТ 1 ДО 10
счет движущихся предметов от 1 до 10;
счет фиксированных предметов от 1 до 10;
счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 10;
счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до 10;
механический счет путем называния чисел от 1до 10;
счет и определение предметов набора из 1-10 предметов;
пересчет подмножеств набора  из 1-10 предметов;
сопоставление с числами от 1 до 10;
выбор числа от 1 до 10;
называние по порядку чисел от 1 до 10;
называние в произвольном порядке чисел от 1 до 10;
счет от 1 до 10 с указанием соответствующей карточки с числом;
упорядочивание карточек с числами от 1 до 10;
механический счет до предъявленного числа (от 1 до 10);
отбор карточек с числами от 1 до 10;
отбор подмножеств из карточек с числами от 1 до 10;
отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 10;
сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10.
Обучение самообслуживанию и хозяйственно-бытовому труду
   Ребенку с синдромом Дауна нужно прививать навыки самообслуживания – т.е., научить его есть, умываться, одеваться, раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой. Нужно научить ребенка самостоятельно принимать пищу.Дети, страдающие нарушением интеллекта, способны выполнять простейшие виды домашних дел. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.д. эти обязанности надо периодически  менять, чтобы поддерживать  интерес к ним и развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Нужно всячески поощрять стремление ребенка с синдромом Дауна правильно выполнить работу, даже небольшие, подчас малозаметные успехи должны быть отмечены.