Развитие речи детей с синдромом Дауна


"РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА"
На первое место выходит задач регулирующая и коммуникативные функции, является «каналом развития образовательной деятельности и обеспечивает формирования общеучебных, трудовых навыков, социализация и успешная интеграция выпускника с отклонениями в умственном и физическом развитии в современном обществе. Но социальная адаптация невозможна без речевого общения поскольку речь, выполняя когнитивнуюедствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми. Поэтому на учителя – логопеда возлагается очень ответственная задача.
Речевой профиль детей ребёнка синдромом Дауна характеризуется задержкой в накоплении словаря, понимания слов у них опережает произнесение, у большинства детей речь неразборчива, сильно искажено звукопроизношение, возникают серьёзные проблемы на всех уровнях речевого развития – от планирования до артикуляции и фонетики.
Цель логопедической работы:
- создание условий, способствующих изучению, коррекции и дальнейшему развитию речи ребёнка с синдромом Дауна в условиях домашнего обучения, с целью успешной адаптации его в социуме.
Задачи в работе учителя-логопеда:
- формирование понятийного словаря;
- развитие слухового восприятия и внимания;
- формирование произносительных умений и навыков;
- развитие органов артикуляционного аппарата;
- развитие зрительного восприятия и памяти;
- развитие и совершенствование мелкой моторики рук;
- коррекция слоговой структуры слова;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие навыков связной речи;
В своей практической работе я выделяю следующие этапы логопедического воздействия:
1. Базовая диагностика
2. Медико – психолого - педагогический консилиум
3. Разработка и внедрение индивидуального логопедического маршрута
4. Анализ динамики речевого развития
1 этап. Базовая диагностика
Задача:
- выявить уровень речевого развития, характер особенностей эмоционально - личностной и познавательной сферы, психолого-педагогические возможности ребенка в обучении.
Данный этап самый важный, поскольку задачи коррекционно- логопедической работы могут быть правильно определены на основе диагностики и оценки ближайшего прогноза речевого развития, который определяется исходя из понятия зоны ближайшего развития. При логопедическом обследовании ребёнка с синдромом Дауна в полной мере должен использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными речевыми функциями, и к каким последствиям такие «взаимоотношения» могут привести.

2 этап. Медико - психолого - педагогический консилиум.
Задача:
- выявление успешности пройденного пути развития и обозначение направлений дальнейшей работы по усвоению учебного материала.
Этот этап включает в себя обмен информацией, полученной в результате обследования психолога, дефектолога, логопеда, врача - психиатра. Заполняется индивидуальная карта сопровождения ребёнка с синдромом Дауна, обеспечивающая передачу информации о ребёнке в системе преемственности (начальное звено - старшее звено), и определяются направления работы каждого специалиста.
3 этап. Разработка и реализация индивидуального логопедического маршрута.
С учётом выявленных речевых нарушений, я выстраиваю индивидуальный логопедический маршрут для каждого ребёнка с синдромом Дауна по трём направлениям (блокам):
1 блок «Звуковичок»;
2 блок «Я познаю мир»;
3 блок «Пишем и читаем». В основу этих блоков положен принцип индивидуального подхода, поскольку только при его реализации можно добиться оптимальных результатов у данной категории детей и достичь максимальной реализации имеющихся у них потенциальных возможностей.
1 блок «Звуковичок».
Задачи:
- развитие фонетико - фонематической стороны речи и слухового
внимания;
- формированразвитие речевого внимания и зрительной памяти;
Направления работы:
Основная работа здесь ведётся по развитию органов артикуляционного ие навыков правильного произношения;
- аппарата, идёт усвоение гласных и согласных звуков, развивается умение различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
Начинается коррекция звукопроизношения со звуков, которые у ребёнка сохранны. Сначала эти звуки произносятся в открытых слогах, затем из данных слогов составляются слова и затем предложения из 2 - 3 слов. Далее идет работа над сложными звуками, которые вводятся в словах, так как ребёнку с синдромом Дауна тяжело произносить звук изолированно.
Компоненты индивидуального логопедического занятия, которые используются с учетом плана работы учителя-логопеда с конкретным ребенком:
1. Мотивационная установка.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Упражнения на развитие фонематического слуха.
5. Проговаривание сохранных слогов и слов, составление предложений.
6. Вызывание звука в открытых слогах и словах.
7. Закрепление произношения звука
а) в словах
б) в предложениях
8. Упражнения на развитие высших психических функций.
2 блок «Я познаю мир».
Задачи:
- развитие понимания устной речи;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- формирование умений составлять короткие рассказы
по картинке, серии картин;
- формирование диалогической формы общения;
Занятия на данном этапе направлены на формирование лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с синдромом Дауна.
Критерием перехода к данному блоку служит готовность ребёнка строить связное предложение.
Направления работы:
- накопление и обогащение словарного запаса;
- обучение составлению рассказа по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок с опорой на вопросы;
- пересказ коротких сказок;
- разучивание стихотворений.
Компоненты индивидуального логопедического занятия.
1. Мотивационная установка.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Работа над составлением словосочетаний (прил. + сущест., сущест. + глагол).
5. Работа над составлением рассказа (по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок).
6. Работа над стихотворением.
7. Упражнения на развитие высших психических функций.
3 блок «Пишем и читаем».
Задачи:
- формирование умения соотносить звук и букву;
- обучение чтению и письму;
- формирование практических навыков словообразования
и словоизменения;
Совершенствование грамматического строя речи у ребёнка с синдромом Дауна должно осуществляться постоянно, поскольку это необходимо для развития звуковой стороны речи и накопления словаря.
Компоненты логопедического занятия.
1. Мотивационная установка.
2. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Задания на согласование слов в предложении.
5. Задания на обучение послоговому чтению.
6. Упражнения на развитие высших психических функций.
Наполняемость каждого занятия зависит от индивидуальных особенностей речевого развития каждого ребёнка с синдромом Дауна на данном этапе.
Форма взаимодействия учителя – логопеда и ребёнка с синдромом Дауна: индивидуальные занятия продолжительностью 30 минут. И самое главное, чтобы ребёнок почувствовал успех, чтобы ему захотелось общаться, поэтому обучение должно проходить на таком уровне, на котором ребёнок может достичь этого успеха.
Приёмы работы.
Обучение на занятиях осуществляется с помощью разных приёмов, применяемых в соответствии с решаемыми задачами. Целесообразно на занятиях использовать наряду с традиционными приёмами и методами работы современные логопедические технологии:
1. Использование компьютерных игр, программ на разных этапах речевого развития учащихся.
На занятиях с успехом используются коррекционно-развивающие
логопедические программы «Учимся с Гарфилдом», логопедические
тренажеры «Дельфа-1,2».
2. Лего - конструктор.
Это прекрасный дидактический материал при работе над звуко-буквенным анализом слов.
3. Материалы Монтессори – педагогики, суджок-терапия.
Активно используются в работе по развитию мелкой моторики,
тактильных ощущений и восприятий графического образа букв и др.
4. Различные музыкальные инструменты (бубен, гитара, барабан и т.д.)
Для развития слухового восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики и др.
5. Кукольный театр.
Прекрасно способствует закреплению поставленных звуков, введению их в речь, формированию диалогической речи и т.д.
6. Совместное изготовление с ребёнком тематических книжек.
Данный прием помогает учителю-логопеду сделать интересной работу по накоплению и обогащению словаря ребенка.
Показатели результативности
Результаты работы по развитию речи детей с синдромом Дауна можно увидеть в процессе наблюдения за ними в учебной и внеурочной деятельности. Работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы ребенок чувствовал себя успешным на уроках в своей школе: понимал учителя и одноклассников, мог давать ответы на вопросы, выполнять задания вместе со всеми учащимися, но с учетом его индивидуальных возможностей. Необходима работа в тесном контакте с учителями, чтобы знать учебные успехи каждого своего учащегося. На методических объединениях обсуждается и выстраивается индивидуальная образовательная траекторию для детей с синдромом Дауна, анализируется результат их достижений. У учащихся 4-7 классов формируется послоговое чтение, осмысленное списывание с текста, они могут составить короткий рассказ по картинкам, но самое важное они, как и остальные учащиеся активно участвуют в учебном процессе.
Общешкольные праздники - также возможность для детей продемонстрировать свои успехи и таланты. Ребенок всегда уверен, что получит поддержку, одобрение, восхищение зрителей, и только мы,
педагоги школы-интерната хорошо знаем, каким трудом дается каждое сказанное слово.
Мы верим, что и в дальнейшем у наших особых детей все получится. Они приобретают в школе - интернате учебные, трудовые навыки, которые обязательно пригодятся им после окончания школы.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Ромена Августова. Говори! Ты это можешь;
2.Маленькие ступеньки (Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; 8 частей);
3.Гленн Доман. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга;
4.Лариса Зимина. Солнечные дети с синдромом Дауна;
5.Е. Л. Набойкина. Сказки и игры с "особым" ребенком;
Синдром Дауна (Под редакцией Ю. И. Барашнева);
6.Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна;
7.Каролина Филпс. Мама, почему у меня синдром Дауна?;8.Михаил Ремер. Даун;
9.Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком;
10.Валентина Ласлоцки. Мой маленький Будда;
11.С. Голышев. Мой сын - даун;
12.1Патриция С. Уиндерс. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна;
13.1Марианна Бруни. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна;
14.1Т. П. Медведева Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна;
15.П. Л. Жиянова Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна;
16.П. Л. Жиянова. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна;
17.Кэрол Тингей-Михаэлис. Дети с недостатками развития;
18.1Даунсайд Ап (Серия книг Центра ранней помощи детям с синдромом Дауна);
19.Либби Кумин. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи;
20.П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. Малыш с синдромом Дауна;
21.С. Бакли и Дж. Бёрд. Удовлетворение образовательных потребностей детей с синдромом Дауна;
22.Дж. Баркер Перевод К.Я. Кравченко. Пение и музыка как средства развития речи у детей с синдромом Дауна;
23.Л.В. Лобода; ред. Е.В. Пол. Логоритмика для детей с синдромом Дауна;
24.Дж. Е. Медлен Перевод К.Я. Кравченко. Наблюдение за весом детей с синдромом Дауна старшего дошкольного возраста;
25.Дети с синдромом Дауна и кратковременная слуховая память (По материалам Сэнди Олтон);
26.Рождение ребенка с синдромом Дауна (Брошюра для сотрудников родовспомогательных учреждений);
27.П.Л. Жиянова. Семейно-центрированная модель ранней помощи;
28.Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей (Под ред. Сьюзан Дж. Скаллерап);
29.Уильям Серз и Марта Серз. Ваш ребенок