Докла ученицы 4 класса Я и мои ровесники


Я и мои ровесники: история и настоящее

Лоскутникова Марина, учащаяся 4 А класса
МОУ "Кокуйская СОШ №1".
Руководитель Борисенко Э.В.
Потертые джинсы, челка до глаз –
западной моды пленники.
Все: рэп, эмо, рок, готика, джаз –
это я и мои ровесники...
Мы очень часто слышим от взрослых: «Вот мы в свое время были совсем другими, не то что вы сейчас.» Может быть это так, ведь говорят: « Меняется время, меняются и люди». Так ли это на самом деле? В этом я и решила разобраться.
Цель моей работы: дать сравнительную характеристику моему ровеснику, подростку, жившему в прошлом ХХ веке и живущему в ХХI, во втором тысячелетии.
Для реализации указанной цели на начальном этапе исследования были поставлены задачи:
совершить экскурсию в далекое прошлое нашей Родины, в то время, когда жили наши прадеды, деды и отцы для того, чтобы поближе познакомится с нашими сверстниками, жившими в прошлом тысячелетии;
используя периодические издания, электронные источники, свои наблюдения создать образ современного подростка- ровесника миллениума (второго тысячелетия);
попытаться дать сравнительную характеристику нашим ровесникам- прошлого и нынешнего веков.
Какой- же он, мой ровесник, современник и тот, кто жил 30-70 лет назад? На этот вопрос я и постараюсь дать ответ в своей работе.
Прежде совершим путешествие в прошлое нашей Родины, попытаемся своими глазами увидеть наших ровесников в разные периоды ее существования.
Наши прадеды жили в тяжелые военные и послевоенные годы. Некоторые из них были непосредственными участниками Великой отечественной войны.
Как, например, Ваня Солнцев- главный герой повести Валентина Катаева «Сын полка», который в девятилетнем возрасте прибился к полку, ведущему освобождение оккупированных фашистами территорий. Вместе с полком он дошел до Берлина.
Многие наши ровесники, оказавшись на оккупированных фашистами территориях, участвовали в партизанской войне, как например Тихон Баран- «маленький Сусанин». Свою войну с немецкими захватчиками он начал девятилетним мальчиком. Его подвиг краеведы датировали 22 января 1944 года. В этот день в деревне снова появились каратели. За связь с партизанами всех жителей расстреляли. Деревню сожгли. Тихону приказали указать путь к партизанам. Тихон, как и три века назад Иван Сусанин, завел фашистов в топкое болото. Немцы мальчика расстреляли, но и сами выбраться из болотной трясины не смогли.

14-летний минский подпольщик Володя Щербацевич был одним из первых подростков, кого немцы казнили за участие в подполье. Володя и его мама с первых дней оккупации Минска прятали у себя на квартире советских командиров, которым подпольщики время от времени устраивали побеги из лагеря военнопленных.
Ленинградская школьница Зина Портнова. Ей было пятнадцать... она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию – отравила более ста гитлеровцев. К тому времени она уже была связана с Обольской подпольной организацией «Юные мстители». После выполнения очередного задания ее схватили каратели. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Зинаиде Мартыновне Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с награждением орденом Ленина.
Большинство же наших сверстников в годы войны трудились, ковали вместе со взрослыми победу в тылу. В свободное время, которое хоть и редко выпадало, они также как и мы любили поиграть, позволяя себе шалости, порой совершая не очень благовидные поступки.
Наши бабушки и деды, мамы и папы, родившиеся уже в послевоенное время, в нашем возрасте были пионерами, членами всесоюзной пионерской организации. Пионер, т.е. впередсмотрящий. Пионерская организация учила жить детей в обществе, помогать старшим, уважать и ценить труд других и самому приносить пользу. Пионеры вместе со всеми восстанавливали разрушенное войной народное хозяйство, трудились на заводах и фабриках, полях и, конечно, учились.
Мне хочется рассказать еще об одном моем ровеснике‚ жившем в те далекие послевоенные годы - Турсунали Матказимов- житель Таджикистана, который тогда входил в состав Советского Союза. Пионерская дружина, членом которой был и Торсунали, выращивала хлопок на отведенной колхозом земле. Ребята ухаживали за посевами. Но случились заморозки, и весь урожай оказался под угрозой. Несколько ночей ребята дежурили на полях, жгли костры, а каждый кустик накрыли специальными колпачками из бумаги, всячески сохраняя тепло Это предложение было внесено Торсунали, он же организовал работу по их изготовлению. Конечно, были потери, но большая часть была спасена. Всему отряду Турсунали была объявлена благодарность, а в 1948 году Турсунали было присвоено звание Героя Социалистического труда…
Наши мамы и папы участвовали в мероприятиях по сбору металлолома и макулатуры, субботниках по благоустройству и озеленению поселка, были тимуровцами. Они также как герой Аркадия Гайдара – Тимур, помогали тем, кто нуждался в помощи: пожилым людям, инвалидам войны, семьям погибших и просто одиноким и беспомощным людям.
Такие они - мои ровесники, жившие в том прошлом, ХХ веке.
А какой он - современный школьник 11-12лет?
Это подросток,порой не очень падкий на обучение, однако, незаурядный изобретатель, когда речь идет о невинных выходках. Мой ровесник – это уже не маленький мальчик или девочка, а настоящий самодостаточный человек с уже сложившимся характером, своим взглядом на окружающий его мир (почти у всех есть некая тайная любовь).
В каждом из нас рядом с увлеченностью компьютерными играми, интернетом, спокойно уживается желание исследования чердаков и подвалов домов, прогулки босиком по лужам после дождя, драки после школы, собирание наклеек, постеров, игры с куклами и т. д.- все это о нас, современных подростках.
Важно не забыть упомянуть о любви к спорту. Футбол, баскетбол, лыжи, стрельба, бокс, тренажерные залы мало кого из моих сверстников оставляют равнодушными. Особенно интерес к спорту возрос в этот олимпийский год. Многие мои одноклассники с удовольствием посещают секции спортивной школы и мечтают принять участие в одной из следующих олимпиад.
Характерной чертой многих моих ровесников является постоянное желание узнавать что-то новое, однако, не из книг или рассказов взрослых, а из собственного опыта, методом проб и ошибок.
Какие же мы на самом деле дети нового тысячелетия, ровесники миллениума?
Мы любим учиться, получать знания, открывая для себя всё новое и неизвестное, расширяя границы своего мировоззрения.
Мы любим спорт, состязания, борьбу и часто добиваемся победы.
Мы любим ходить в походы, и на экскурсии.
Мы любим музыку, поэзию, живопись.
Мы стараемся не отставать от научных достижений и идти в ногу с техническим прогрессом.
Мы отстаиваем честь нашей школы, поселка, района и края.
Все мы разные и в тоже время такие одинаковые: порой трудные, грубые, злые, неуправляемые, отрицающие все моральные принципы и проявляющие черты бунтаря. В душе мы еще маленькие дети, добрые, ранимые, застенчивые, любопытные и часто беззащитные.
Не наша вина, что сейчас нет октябрят, пионерских отрядов, тимуровских дружин, но в каждой школе есть детские организации, отряды младших школьников. В нашей школе – это «Родничок».
Мы принимаем участие в общероссийских‚ краевых‚ районных и школьных конкурсах и олимпиадах, научно-практических конференциях. Мы всегда готовы заступиться за слабого, мы помогаем взрослым и уважаем старших. Мы помним и чтим подвиги и заслуги наших бабушек и дедушек. И в то же время еще с детским удовлетворением играем на детских площадках со сверстниками и соседскими малышами, забывая, что ростом почти догнали родителей.
Мы, как и наши ровесники прошлого столетия, способны и на серьезные поступки.
Это доказал двенадцатилетний забайкалец Павел Мыльников, спасший тонущего в реке товарища. «Не каждый решится рисковать своей жизнью во имя спасения другого», - заметил губернатор края Константин Ильковский, вручая Павлу одну из почетных наград России – медаль «За спасение утопающего».
Аналогичный поступок совершил и девятилетний школьник Алдар Аюшеев из поселка Агинское. Когда загорелся дом, в нем были только Алдар и его 4-летний брат Тимур. Алдар пытался сам потушить пламя. Поняв, что справиться с огнем не удастся, он разбил окно, вытолкнул младшего брата во двор и выпрыгнул сам. В тяжелом состоянии маленького героя доставили в ожоговый центр первой городской больницы Читы, где он перенес несколько операций по пересадке кожи.
Нас еще не затронули взрослые проблемы, хотя мы уже начинаем задумываться, над тем, кем будем, как сложится наша жизнь, какой будет наша Родина‚ наш Забайкальский край в будущем. Иногда нам становится страшно, и мы ужасно не хотим взрослеть. Мы понимаем, что пока родители проявляют заботу о нас, мы  свободны и защищены от многих проблем жизни. И наша такая напущенная претензия на самостоятельность все-таки больше детская. С одной стороны, мы уже не просто дети, мы хотим участвовать во взрослой жизни, принимать решения, хотим, чтобы к нашему мнению прислушивались, стремимся самостоятельно распоряжаться собственной жизнью. А с другой, порой и я и мои ровесники ещё не готовы принять всю ответственность за свои поступки.
Вот такой он мой ровесник, тот кто жил в прошлом столетии и тот, кто находится сейчас рядом. Вам судить: насколько точно я его описала.
В завершении хочется вернуть к началу моей работы. Меняется время, меняются и люди. И это действительно так. Мы сегодня другие, но мы такие же дети как, и вы взрослые, несколько лет назад, мы так же любим свою Родину, своих родных и близких. И мы так же, как и вы, способны на серьезные поступки.
Мы дети своего времени, дети новой эпохи нашей страны, планеты. Сейчас мы учимся в школе и изучаем родной язык, географию своей страны, историю своего народа. Мы понимаем‚ что у человека‚ незнающего своего прошлого, своих корней, нет шансов на будущее. Мы не знаем, что ждет нас впереди. Но одно мы знаем точно, мы – маленькая частичка огромной России. Я и мои ровесники будем сами создавать свою судьбу. Мы - будущее нашей страны‚ и судьба России в наших руках.
Но стойте, судить не спешите,
Полет мечты глубок
В каждодневной полемике...
На братской могиле живые цветы
От меня и моих современников.
И если вдруг зазвучат боя набаты,
Изменим прически-веники,
Сменим джинсы на форму солдат
Я и мои ровесники.