Программа кружка английского языка для вторых классов начальной общеобразовательной школы «Занимательный английский»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39





П Р О Г Р А М М А

Кружка английского языка для вторых классов начальной
общеобразовательной школы



«Занимательный английский»








Составитель:

Учитель высшей категории
Герасева Ирина Николаевна






г.Дзержинск
Нижегородская область




1


Оглавление

Введение 2 - 3

2. Пояснительная записка 4 - 5

3. Цели и задачи 6 - 7

4. Содержание обучения 8 - 10

5. Требования к уровню подготовки учащихся,
оканчивающих первый класс 11 - 12

6. Обучение учащихся написанию писем своим
сверстникам в страны изучаемого языка 13 - 15

7. Контроль в обучении иностранному языку 16 - 17

8. Тематическое планирование. 18 - 20

























2


Введение

Изменения, происходящие в стране, затрагивают все сферы нашей жизни, в том числе и народное образование. Перед школой стоит сложная задача: по-новому взглянуть на процесс школьного образования, уточнить и переосмыслить его цели, содержание, способы организации обучения на разных этапах. Особенно актуальна эта проблема для начальной ступени.
Иностранный язык - один из наиболее универсальных предметов, способных обогатить начальное образование, поскольку дети младшего школьного возраста обладают врожденной и ещё не утраченной способностью к овладению языками, а языки в свою очередь могут стать действенным средством развития детей.
Желание изучать язык другого народа – это начало доброго отношения к самому народу, осознания своей принадлежности ко всем людям нашей планеты, независимо от того, где кто живёт и на каком языке говорит.
Начальное образование - первая ступень общего образования.
Изучение иностранного языка на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;
сформировать элементарные коммуникативные умения в четырёх видах речевой деятельности (говорении,
аудировании, чтении и письме) с учётом речевых
возможностей и потребностей младших школьников;
ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
приобщать детей к новому социальному опыту с использование иностранного языка за счёт расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;


3

формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересам младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся.











































4

Пояснительная записка


Социально – экономические и культурные преобразования, происходящие в России, существенно повлияли на расширение функций иностранного языка как учебного предмета. Из предмета второстепенного он становится в один ряд с наиболее востребованными дисциплинами. России, расширяющей связи с зарубежными странами, требуются специалисты, владеющие иностранным языком как средством общения. А это в свою очередь влияет на цели обучения иностранному языку.
В школе основная цель обучения иностранному языку – это развитие способностей школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Причем, “ диалог культур” понимается не только как знакомство с культурой англо – говорящих стран, но и как “ознакомление с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и её вкладом в мировую культуру.”
Обучение на современном этапе - это не просто процесс передачи и накопления знаний. Это процесс развития учащихся. Основная цель, к которой должна стремиться современная школа, это развитие способности думать. Иностранный язык вносит неоценимый вклад в решение этой проблемы. Через коммуникативную (или практическую) цель достигаются воспитательная, образовательная и развивающая цели, а это и есть всестороннее развитие личности. Таким образом, иностранному языку принадлежит важная роль в решении основной задачи школы - развитии и формировании личности школьников.
Уже на ранней ступени (первый год) начинается обучение английскому языку как средству общения и процессу воспитания, образования и развития учащихся с помощью этого языка.
Первым непременным условием является коммуникативная направленность всего учебно-воспитательного процесса.
Работа осуществляется с учетом принципа дифференциации и интеграции обучения разным видам речевой деятельности и разным аспектам языка.
Процесс обучения ( первый год ) ведется на основе воспитывающего бучения или индивидуализации, наглядности, посильности и других общедидактических принципов, реализуемых в процессе преподавания иностранного языка.
В процессе обучения английскому языку детей младшего возраста огромную роль приобретает игра. Чем больше игр, тем прочнее формируются умения.



5

Программа данного курса рассчитана на 3 часа в неделю (102 часа в год).
Курс кружка английского языка во втором классе позволит научить ребенка общаться, развивать речь ребенка на английском и на родном языке; повысить уровень памяти, устойчивость внимания; научит побуждать учащихся к самостоятельности, позволит повысить активность учащихся, их кругозор, коммуникативные возможности, активизировать их умственную деятельность в процессе развития речевых умений и навыков. У
учащихся будет возможность в процессе усвоения данного курса подготовиться к основному курсу усвоения английского языка, который начинается со второго класса. Они получат общие сведения о своей стране, стране изучаемого языка.









































6

Цели и задачи курса кружка английского языка

Основной целью курса кружка английского языка является развитие индивидуальности учащихся, способствование речевому, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей.
Данный курс построен с учетом комплексного решения развивающих, образовательных, воспитательных и практических целей обучения.
Воспитательные и образовательные цели связаны с решением таких задач, как:
привитие устойчивого интереса детям к иностранному языку;
обеспечение гармонического развития личности ребенка, обращая внимание на формирование основных психических механизмов (памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы, воображения), на развитие умения вступать в коммуникацию; на создание трудоспособного и дружного коллектива детей;
обогащение учащихся элементарными сведениями по лингвострановедению (о странах изучаемого языка, некоторых обычаях и традициях англичан, литературных и сказочных героях и т. д.).
Практические цели предполагают:
введение и отработку всех звуков английского языка (в словах, сочетаниях слов, простых предложениях) с использованием при этом необходимых опор (графических - транскрипции; ассоциативных, например, звукоподражания; работу над интонацией утвердительного, повелительного и вопросительного предложений (активно-общие вопросы);
формирование аудитивных умений учащихся на базе выражений классного обихода, команд и распоряжений (необходимых в процессе проведения игр), рифмовок, стихотворений, песенок, а также коротких рассказов (с активным использованием наглядности, движений, жестов, повторов, вопросов к детям по ходу слушания, выборочного перевода- игра в “переводчика”);
формирование элементарных умений монологической и диалогической речи на основе тематики и ситуаций,
7


близких интересам детей данной возрастной группы.
Развивающие цели связаны с решением таких задач, как:
формирование культурного сознания, ценностного мировосприятия;
развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся;
развитие нравственного, духовного, эстетического уровня школьников;
активизация мыслительной деятельности учащихся через иноязычное общение.
Изучение курса кружка английского языка учащимися второго класса вносит определенную лепту в воспитание их как всесторонне развитых личностей, дает им возможность приобрести практические навыки и умения пользоваться иностранным языком на элементарном уровне.






























8



Содержание обучения


Содержание обучения английскому языку первоклассников отобрано в соответствии с требованиями программы. Лингвистический компонент содержания обучения представлен в программе тематикой устной и письменной речи, речевым и языковым материалом.
Первый год обучения английскому языку охватывает фрагментарно две темы:
1. “Ученик и мир, в котором он живет”:
“Знакомство”;
“Состав семьи”;
“Место жительства”;
“День рождения”;
“В школе”;
“Животные в нашем доме”;
“В продовольственном магазине”;
“Любимые занятия”;
“Праздники”;
“Мой друг”.
2.”Страны изучаемого языка”:
детские стихи и рифмовки;
детские песенки;
игры;
элементарные сведения о странах изучаемого языка, сообщаемые на родном языке.
Речевой материал представлен речевыми образцами разного объема от текста (устного и письменного, диалогов и монологов) до предложения. Отбор и организация речевого материала в качестве основного опирается на принцип коммуникативных функций произведения (полилога, реплики, монотекста разного уровня) в речи, например: выражение удовлетворения, неудовлетворения, благодарности, совета, согласия, несогласия и т.д.
Языковой фонетический материал первого года обучения охватывает все звуки английского языка, четыре интонационные модели (повествовательные, отрицательные, утвердительные и вопросительные), ритм, фразовое и логическое ударение, редукцию строевых слов, мелодию. В первый год обучения должно быть усвоено около 350 лексических единиц, отобранных с учетом ситуаций речевого общения.

9

В области грамматики учащиеся должны овладеть речевыми образцами с глаголом “to be” (am, is, are), со знаменательными глаголами в Present Simple и Present Continuous (утвердительная, отрицательная и вопросительная формы), образцами безличных предложений типа “Today is Sunday”; “It’s 3 o’clock”, модальными глаголами “can, may, must”, личными местоимениями, формами единственного и множественного числа существительных, артиклями, предлогами местонахождения.
В психологический компонент содержания обучения в первый год обучения входят умения и навыки устной и письменной речи, знания формообразования и употребления языкового учебного материала.
В первый год обучения формируются следующие речевые умения:
аудирование:
умение воспринимать и понимать на слух речь, построенную на программном материале курса, в естественном темпе в процессе общения с учителем, вымышленным персонажем, друг с другом;
умение использовать зрительные иллюстрированные опоры для общего и детального понимания звучащего текста;
умение понимать на слух речь одного или нескольких персонажей.
диалогическая речь:
умение вступить в разговор, поддержать и закончить его по аналогии с диалогом-образцом;
умение вести диалог - расспрос (задавать вопросы разных типов и отвечать на них);
умение вести диалог - обмен мнениями (обмениваться сведениями, выражать просьбы, предложения).
монологическая речь:
умение спланировать высказывание во внутренней речи;
умение оформить монологическое высказывание с помощью языковых (лексико-грамматических и фонетических) и неязыковых, но коммуникативно-значимых средств (жесты, мимика, поза);
умение композиционно правильно оформить монологическое высказывание типа “описание” и “рассказ” (умение начать монологическое высказывание – зачин, умение логически изложить центральную часть и умение закончить – концовка).
чтение:
знание букв алфавита, транскрипции;


10


умение воспринимать и понимать зрительный текст учебного и коммуникативного характера;
умение читать вслух с полным пониманием фразы и короткие тексты, построенные на усвоенном в устной речи программном языковом материале;
умение читать про себя фабульные тексты из адаптированной детской литературы.
письмо:
умение писать буквы, слов и фразы, построенные на изученном в устной речи языковом материале;
умение найти орфографические ошибки в письме других и переписать речевое произведение грамотно.
Умения и навыки самостоятельного учебного труда составляют методологический компонент содержания образования первого года обучения:
умение работать с магнитофонными пленками и CD;
умение работать с печатным материалом курса, справочниками и Рабочей Тетрадью;
умение планировать свое время для регулярного занятия иностранным языком в домашних условиях или в условиях группы продленного дня и т.д.


























11

Требования к уровню подготовки учащихся,
оканчивающих второй класс

В результате изучения английского языка во втором классе ученик должен знать и понимать:
алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
особенности интонации основных типов предложений;
название стран изучаемого языка и их столиц;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений стран изучаемого языка;
наизусть рифмовки детского фольклора (доступные по содержанию и форме).
Ученик должен уметь:
понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность;
участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (“Кто?”, “ Что?”, “ Где?”, “ Когда?”) и отвечать на них;
кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
составлять небольши описания предмета, картинки (о домашнем животном, квартире) по образцу;
читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на изученном языковом материале;
читать ” про себя”, понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;
списывать текст, вставляя в него пропущенные слова в соответствии с контекстом;
писать краткие письма и поздравления с опорой на образец;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
устного общения с носителями иностранного языка,
12

развития дружелюбного отношения к
представителям других стран;
преодоления психологических барьеров в
использовании иностранного языка как средства
общения;
ознакомления с детским зарубежным фольклором и доступными образцами детской художественной литературы на иностранном языке;
более глубокого осознания некоторых особенностей родного языка.



































13


Обучение учащихся написанию писем своим
сверстникам в страны изучаемого языка


Серьезные изменения, происходящие в нашей стране, как в сфере внешнеполитических отношений, так и в области экономического развития, вызывают повышенный интерес к изучению иностранного языка, в частности, английского.
Программа кружка английского языка предполагает обучение общению на иностранном языке с помощью переписки учащихся со своими сверстниками из США.
Обучение написанию письма ведется в единстве познавательной, регулятивной, целостно-ориентационной и этикетной функций. Обучение с помощью письма является средством познавательной деятельности. Оно предполагает формирование и развитие умения учиться, регулирует поведение личности, побуждает к тем или иным речевым действиям, к взаимодействию, повышают мотивацию учения.
Основная цель:
развитие способностей школьников использовать иностранный язык в качестве инструмента общения в диалоге культур современного мира;
формирование и развитие коммуникативной компетенции, необходимой для коммуникативно – -
-приемлемого общения на иностранном языке с
зарубежными сверстниками;
умение оказать помощь своим друзьям – соотечественникам при общении с иностранцами;
умение пользоваться иностранным языком при организации отдыха;
развитие языковой культуры при описании реалий повседневной жизни нашей страны;
культуроведческое обогащение школьников по принципу расширяющегося круга культур;
создание языковой среды и условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия;
овладение этикетом письменной речи.





14

Содержание работы над написанием письма
зарубежному другу по переписке:


написание пробных (тренировочных) писем друг другу;
обучение особенностям структуры письма и особенностям письменной речи;
формы обращения;
комплиментарные фразы в начале и в конце письма;
употребление усилительных междометий;
употребление эмфазы;
употребление прописных букв;
лексические трудности;
советы по правилам написания и стилистике письма;
множественное число существительных;
употребление предлогов;
трудности в расстановке знаков препинания;
клише, выражения и предложения, полезные для переписки.

Этот вид работы является востребованным при подготовке к ЕГЭ, так как одним из видов творческих работ в части “C” является написание письма друг другу и его оформление.
Учащиеся знакомятся с письмами своих сверстников и выполняют ряд упражнений, которые призваны помочь учащимся правильно оформить их корреспонденцию зарубежным друзьям.
Данный вид работы:
повышает активность учащихся;
способствует выработке их самооценки;
способствует формированию лингвистических способностей;
создает условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
повышает мотивацию обучения;
способствует развитию социокультурной осведомленности учащихся;
учит их культуре письменной речи (языковая грамотность, речевая приемлемость письменного текста, композиционная стройность).
Школьники учатся вести беседу со своими сверстниками по переписке в правильной и интересной форме, давая как фактическую информацию, так и свои комментарии по данной проблеме. Они овладевают


15

элементарными навыками техники ведения беседы (правильное начало и заключение письма, умение расспросить, дать информацию, сделать выводы).
Что касается языкового оформления письменного иноязычного высказывания, то работа с письмами, безусловно, способствует развитию таких навыков, как грамматическая корректность, вариативность используемых лексико - синтаксических единиц, адекватность используемых лексико – грамматических средств.
Мы стоим ещё только в начале большой работы, требующей от учителя огромных затрат времени и энергии. Но со временем она принесет свои плоды, и сегодняшняя переписка станет началом большой дружбы со школьниками других стран.






































16


Контроль в обучении иностранному языку


Органичным компонентом учебно-воспитательного процесса в средней школе является контроль. Реализация контроля требует ясного и четкого представления о требованиях к нему и его функциям. Он призван поставлять информацию, которая позволяет совершенствовать учебный процесс.
В учебно – воспитательном процессе контролю отведены определенные функции. В частности, контроль находится в тесной взаимосвязи с деятельностью учителя и учащихся. Благодаря контролю учитель получает возможность составлять представление об уровне подготовки учащихся . Поэтому структура контроля предполагает наличие функции обратной связи, что позволяет учителю эффективно управлять учебным процессом, осуществлять индивидуальный подход, варьировать обучение языку путем использования разнообразных приемов и средств обучения, совершенствовать свою педагогическую деятельность, регулируя и контролируя её.
Кроме того, контроль имеет диагностическую функцию. Выполняя её, контроль помогает учащимся выявлять свои пробелы, недостатки в знаниях, навыках и умениях, успехи и достижения, оценивать свои результаты и в дальнейшем улучшать процесс овладения иностранным языком. При этом контроль способствует также повышению общей культуры умственной деятельности учащихся.
Обновление содержания языкового образования в школе требует изменений форм контроля уровня владения иностранным языком. В связи с этим вводятся качественно новые формы контроля, сформированности иноязычных знаний, умений и навыков. При разработке современных форм контроля учитывается международный уровень владения иностранными языками и международно-признанные экзамены.
В процессе овладения иностранными языками контроль предусматривается как на каждом занятии кружка, так и после завершения работы над темой, в конце четверти, полугодия, учебного года.
Первый вид контроля принято называть текущим, а контроль, проводимый в конце определенного этапа обучения ,- итоговым.
Учитель может использовать:
вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме;
выделение ключевых слов текста с последующим воспроизведением;
перевод.
Итоговый контроль может проводиться в форме:


17

викторин;
ролевых игр;
творческих вечеров;
инсценировании сказок;
проектных заданий, выполняемых в письменной форме (написание письма своему зарубежному другу).





































18

Тематическое планирование


№п\п
Название темы
Количество
часов

1.
Секреты чисто-английских звуков.
1

2.
Сценка “Знакомство и прощание.”
1

3.
Сценка и песенка “Как тебя зовут.”
1

4.
Улыбающиеся краткие гласные [I],[e],[x].
1

5.
Сценка “Кто ты?”
1

6.
Сказка “Теремок” по сценке “Кто ты?”
1

7.
Краткие звуки [O],[u],[A].
1

8.
Выполнение команд. Игры.
1

9.
Игра “Я могу прыгать” Cтихотворение.
1

10.
Долгие звуки [°],[R]. Нейтральный звук [q].
1

11.
Выполнение команд “Не прыгай!...”
1

12.
Игра “Я не могу летать”
1

13.
Долгие звуки [L],[H],[W]. Сказка про звуки.
1

14.
Уроки в лесной школе. /”Что это?”/
1

15.
“Большой и маленький.”
1

16.
Дифтонги [eI],[aI],[OI].
1

17.
Сценка “На ферме.” Животные.
1

18.
Сценка “Домик в лесу.” Игра.
1

19.
Дифтонги [aV],[qu],[Iq].
1

20.
Инсценирование стихотворения “Ты можешь?”
1

21.
Песня “Мы желаем вам весёлого Рождества.”
1

22.
Дифтонги [Fq],[uq],[aIq],[auq].
1

23.
Весёлый Новогодний маскарад.
1

24.
Утренник, посвящённый Новогоднему празднику.
1

25.
Сценка “В продовольственном магазине.”
1

26.
Сценка и игра “В магазине.”
1

27.
Разрешение. Разучивание рифмовки.
1

28.
Буквы Aa, Bb, Cc.
1

29.
Игра “Кошки-мышки.”
1

30.
Буква Dd. Игры.
1

31.
Буква Ee. Игры.
1

32.
Сценка “В продовольственном магазине.”
1

33.
Буква Ff. Игры.
1

34.
Буква Gg. Игры.
1




19

№п\п
Название темы
Количество
часов

35.
Сценка “Мишка и кукла.”
1

36.
Буква Hh. Игры.
1

37.
Буква Ii. Игры.
1

38.
Рифмовки для плюшевого мишки и куклы.
1

39.
Буква Jj. Игры.
1

40.
Буква Kk. Игры.
1

41.
Буква Ll. Игры.
1

42.
Буква Mm. Игры.
1

43.
Сценка “Лиса и куриное семейство.”
1

44.
Буква Nn. Игры.
1

45.
Отрицательная форма 3его лица ед. ч. глагола to be.
1

46.
Буква Oo. Игры.
1

47.
Буква Pp. Игры.
1

48.
Сценка “На озере.”
1

49.
Буква Qq. Игры.
1

50.
Буква Rr. Игры.
1

51.
Сценка “Cемья.”
1

52.
Буква Ss. Игры.
1

53.
Буква Tt. Игры.
1

54.
Сценка “Накрываем на стол.”
1

55.
Буква Uu. Игры.
1

56.
Буква Vv. Игры.
1

57.
Сценка “В гостях у медведя.”
1

58.
Буква Ww. Игры.
1

59.
Буква Xx. Игры.
1

60.
Рифмовки гостей.
1

61.
Буква Yy. Игры.
1

62.
Буква Zz. Игры.
1

63.
Сценка “Что любят Майк и Джейн.”
1

64.
Сценка “Кто это? Что они делают?”
1

65.
Сценка “Весёлые зверята.”
1

66.
Сценка “В гостях у куклы.”
1

67.
Сценка “В гостях у мишки.”
1

68.
Сценка “Какой беспорядок!”
1

69.
Сценка “В парке.”
1

70.
Рифмовки с командами.
1

71.
Сценка “Лошадки и пони.”
1

72.
Сценка “Карусель.”
1

73.
Сценка “Воробьи и вороны.”
1



20

№п\п
Название темы
Количество
часов

74.
Сценка “Завтрак.”
1

75.
Рифмовки и стихотворения на тему “Завтрак.”
1

76.
Сценка “Одежда.”
1

77.
Сценка “В зоопарке.”
1

78.
Сценка “День рождения Майка.”
1

79.
Сценка “У доктора.”
1

80.
Сценка “В школе.”
1

81.
Рифмовки о режиме дня.
1

82.
Сценка “Хоровод.”
1

83.
Игра “Загадки.”
1

84.
Игра “Отгадай, какой это предмет.”
1

85.
Игра “Школа.”
1

86.
Игра “Отгадай, кто это.”
1

87.
Игра “Хорошие манеры за столом.”
1

88.
Игра “Испорченный телефон.”
1

89.
Игра “I can’t see.”
1

90.
Игра “Где книга?”
1

91.
Время и числительные.
1

92.
Игра “I am hungry. I am thirsty.”
1

93.
Погода и времена года.
1

94.
Игра “Эхо.”
1

95.
В больнице. Болезни.
1

96.
Игра “Вопрос-ответ.”
1

97.
Игра “С Днём Рождения!”
1

98.
Игра “Переводчик.”
1

99.
Игра “Светофор.”
1

100.
Игра “Лягушки на бревне.”
1

101.
Игра “Show me”
1

102.
Концерт для родителей.
1









15