Психологическая служба в образовании: перспективы развития.

Психологическая служба в образовании: перспективы развития.
Алехина С.В., Битянова М.Р., Метелькова Е.И.
Образование как целенаправленный процесс становления человека, его обучения и социализации, требует четких критериев его эффективности и качества. Одним из таких критериев выступают развивающие возможности образования. Отсюда следует, что в образовательной системе должна присутствовать структура, основной миссией которой является обеспечение развивающего характера образования. Такой структурой является Служба практической психологии, которая начала своё становление в российском образовании более 15 лет назад.
В сентябре – октябре этого года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерации психологов образования России состоялись Всероссийские семинары-совещания «Управление психологической службой на региональном и муниципальном уровне», «Организация и содержание деятельности психолога образовательного учреждения и ППМС-центра на современном этапе развития российского образования», «Психологическое обеспечение профессионального становления учащихся и студентов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования», «Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждениях дошкольного образования» и II Всероссийская неделя школьной психологии в ВДЦ «Орленок». В задачу специалистов, приехавших из 50 регионов России, входило определение того, что же такое Служба практической психологии образования в современных условиях, какова ее роль и перспективы развития. Итогом работы стала модель психологической службы, в основу которой положены два принципа:
1. Психологическая служба является частью системы образования, поэтому ее основные задачи и функции должны исходить из миссии образования. Декларируемые в Законе Российской Федерации "Об образовании" (ст. 2) принципы гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения.
2. Психологическая служба образования как организационная структура с рядом профессиональных и отраслевых задач не сможет эффективно функционировать, если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями. Мы считаем, что психологическая служба системы образования это многоуровневая структура с единой вертикалью управления, имеющая свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных учреждений, районные и городские методические объединения, краевые и областные центры) на разных управленческих уровнях. Психолог образовательного учреждения сотрудник такой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов и специфики образовательного учреждения. Возможности психолога и службы существенно отличаются. Служба, даже если она состоит из нескольких специалистов, располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели отдельный педагог-психолог образовательного учреждения. Эффективность же психологической службы как организационно-управленческой системы во многом зависит от выстроенности и согласованности профессионального управления.
Направления деятельности психологической службы
Мы считаем, что деятельность психологической службы образования должна затрагивать три направления:
психологическое обеспечение развивающего компонента образования,
психологическая помощь участникам образовательного процесса, сопровождение их в процессе решения задач образования и развития
совершенствование самой службы как организационной системы и профессиональное развитие специалистов.
Каждое из этих направлений реализуется на разных управленческих уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения.
1) Психологическое обеспечение развивающего характера образования предполагает мониторинг, проектирование и экспертизу психологических составляющих образования как системы развивающих возможностей.
Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных. Психологическая служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям, эффективность образовательного процесса и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования, прогнозировать и на основании этого проектировать необходимые изменения.
Проектирование в системе образования позволяет на идеальном уровне замысливать и на практическом – воплощать - систему социально-педагогических и психологических условий для решения задач обучения и развития учащихся. Проектирование в обязательном порядке должно учитывать возрастные и психологические особенности учеников, их восприимчивость к различного рода педагогическим технологиям, возможность усваивать предлагаемые объемы информации, эмоциональное благополучие и т.д.. Это необходимо в рамках любого образовательного проекта, независимо от того проектируем ли мы образовательную программу, учебник, новое здание школы, программу профилактики зависимого поведения или индивидуальный образовательный маршрут отдельного ученика. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить психологическое здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.
Психологическая экспертиза призвана оценить соответствие конкретной учебной программы, пособия, состояния образовательной среды поставленным развивающим задачам. В настоящее время индивидуальный образовательный маршрут обучающихся подвергается экспертизе и проектированию в рамках работы психолого - медико-педагогических комиссий и консилиумов. Настало время для проведения профессиональной психологической экспертизы учебников, профилактических программ, развивающих игр и игрушек.
Все три направления деятельности психологической службы реализуются на разных управленческих уровнях через различные виды деятельности структурных подразделений .
2) Психологическая помощь участникам образовательного процесса и их сопровождение реализуется через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную деятельность. Это традиционные виды деятельности психолога образовательного учреждения, они подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное наполнение определяется типом и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными факторами и т.д. Однако, важно, что все они обретают конкретную цель и метод в контексте целей развивающего образования.
Психологические службы учреждений высшего профессионального и дополнительного образования взрослых помимо работы с учащимися и студентами могут оказывать психологическую помощь специалистам системы образования, повышающим в них свою квалификацию. Именно здесь может осуществляться консультирование самих педагогов и психологов, снимая, таким образом, извечную дилемму: может ли психолог учреждения консультировать коллег, работающих с ним в одном учреждении по личным психологическим проблемам, или это противоречит профессиональным этическим принципам.
3) Активная и целенаправленная деятельность по развитию собственного кадрового, организационного, управленческого потенциала гарантирует эффективность психологической службы и ее востребованность системой образования. Самообразование, обмен опытом, наставничество внутри образовательного учреждения работают на саморазвитие службы. Формирование профессионального сообщества, придерживающегося единых этических норм, регулярное общение и обмен опытом с коллегами в рамках семинаров, конференций, форумов и конгрессов, научно-методическое и инструментальное обеспечение специалистов службы, создание научно-методических советов для решения актуальных проблем образования организационно и методически обеспечивают соответствие возможностей службы потребностям системы образования.
Уровни управления службой
На сегодняшний день мы наблюдаем существование разрозненных элементов психологической службы на разных уровнях управления образованием: от федерального до конкретного образовательного учреждения. Отсутствие ясного представления о целях и задачах самой службы и нормативно-правовой базы, регулирующей ее деятельность, тормозит формирование психологической службы образования как целостной организационной структуры, обеспечивающей всю систему, в рамках которой она функционирует, и задачи которой решает.
Таким образом, необходимо связать элементы вышеозначенной системы в единое целое, согласовать цели и задачи службы, соотнеся их с миссией системы образования в Российской Федерации, простроить вертикаль ее управления и зафиксировать все это в нормативных документах.
Четкая регламентация деятельности позволит психологу решать профессиональные задачи на более высоком организационном и методическом уровне, создаст комфортные условия для развития и самосовершенствования, а образовательное учреждение убережет от роли «полигона» для испытания психотехник и методик недобросовестным специалистом. Целесообразным представляется введение системы профессиональной сертификации, гарантирующей качество подготовки специалиста для работы с использованием различных психологических технологий.
На муниципальном уровне удельный вес управленческих задач у специалистов службы возрастает. ППМС-центры, имеют в своем составе педагогов-психологов, но в связи с тем, что обслуживают учащихся разных образовательных учреждений и координирует деятельность специалистов муниципальной системы образования, относятся к муниципальному уровню управления службой. На этом уровне существуют городские методобъединения, проводятся семинары и совещания специалистов и руководителей службы, осуществляется мониторинг и научно-методическое сопровождение подразделений службы в образовательных учреждениях. К компетенции службы муниципального уровня относится психологическая экспертиза коррекционно-развивающих программ и инновационных образовательных проектов, аттестация и методическое сопровождение работников образования (через методкабинеты, ИУУ, ИПКРО).
На региональном уровне проводится мониторинг образовательной среды и состояния развития, обучающихся на территории региона, а также собственных подразделений службы, осуществляется проектирование программ и концепций развития образования в регионе, экспертиза учебников, программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования. Развитие самой службы на этом уровне определяется региональным научно-методическим советом, а также съездами и конференциями, проводимыми в рамках региона.
Федеральный уровень управления службой обеспечивает ее целостность, организационное единство в достижении целей и решении задач образования. В Министерстве образования и науки, необходим отдел, курирующий деятельность школьной психологической службы, ППМС-центров, учреждений профессионального и дополнительного образования и т.д. Создание федерального научно-методического совета службы позволило бы проектировать деятельность и развитие самой службы с учетом потребностей системы образования и достижений психологической науки.
Факторы развития службы
Психологическая служба – это организационная структура, и все ее подразделения должны работать четко и слаженно. Это возможно в случае согласованного понимания ее целей и задач. Психологическая служба обеспечивает развивающий характер образования. Психолог не может и не должен подменять педагога, но он может дать объективную информацию о том, как отражаются конкретные образовательные программы на развитии и психологическом благополучии детей в данном образовательном учреждении. Психолог и педагог совместными усилиями способны подобрать оптимальные пути решения образовательных задач с учетом особенностей учебного коллектива, разработать технологию реализации профилактических программ и работы с родителями.
Для проектирования, проведения психологического мониторинга, экспертизы учебников, программ, образовательной среды, других видов работ в рамках основных направлений деятельности необходима специальная подготовка, нужны психологи различной специализации. Это один из важнейших факторов развития службы. Психолог, работающий в системе образования, должен быть профессионально подготовлен и методически оснащен для исполнения своих должностных обязанностей.
Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения осуществляется в интересах человека, общества и государства, а, значит, самые последние достижения психологической науки ставятся на службу образовательной практике. Любой человек в нашей стране, независимо от уровня и особенностей развития и подготовки, имеет право получить образование, основными принципами которого являются гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Без высокопрофессиональной психологической службы обеспечение этих принципов государственной политики, а также реализация многих федеральных и региональных и муниципальных программ в области образования невозможны.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ
НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ УПРАВЛЕНИЯ

Направления
деятельности
Уровни
управления
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАЗВИВАЮЩЕГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ


МОНИТОРИНГ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЭКСПЕРТИЗА



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
Структуры:
Министерство образования и науки РФ,
профильные федеральные НИИ,
профильные федеральные вузы
Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории России
Мониторинг психологической службы
Участие в проектировании программ и концепций развития образования
Проектирование деятельности психологической службы
обр.программ,
учебников,
программ подг., переподг. и пов.квалификации,
обр. среды (в том числе игр и игрушек),
региональных программ развития образования
инновационных проектов

Федеральный научно-методический совет
Съезды, конференции, симпозиумы в России и зарубежом
Научно-методическое сопровождение региональных психологических служб
Профессиональные СМИ
Издание профессиональной литературы


РЕГИОНАЛЬНЫЙ
Структуры:
органы управления образованием субъектов РФ,
профильные региональные НИИ,
профильные региональные вузы,
ИУУ, ИПКРО,
региональные ППМС-центры,
региональные ПМПК
Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории региона для целей и задач региональных органов управления образованием
Мониторинг муниципальных психологических служб для целей и задач региональных органов управления образованием

Участие в проектировании программ и концепций развития образования в регионе,
Проектирование деятельности региональной психологической службы
образовательных программ,
учебников,
коррекционно-развивающих программ,
программ подг., переподг. и пов.кв.,
образовательной среды учреждения
инновационных проектов
Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса (региональные ППМС-центры, региональные ПМПК)
Региональный научно-методический совет
Съезды, конференции, симпозиумы в России и зарубежом
Научно-методическое сопровождение муниципальных психологических служб (профильные региональные НИИ, профильные региональные вузы, ИУУ, ИПКРО,
региональные ППМС-центры)
Профессиональные СМИ
Издание профессиональной литературы





Пс. профилактика
Пс. просвещение
Пс. диагностика
Пс. коррекция
Пс. консультирование


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
Структуры:
муниципальные органы управления образованием,
ППМС-центры,
муниципальные ПМПК,
методические центры,
методические кабинеты
центры мониторинга (?)
Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) в образовательных учреждениях на территории муниципального образования для целей и задач муниципальных органов управления образованием
Мониторинг психологических служб образовательных учреждений для целей и задач муниципальных органов управления образованием

Участие в проектировании программ и концепций развития образования на территории муниципального образования,
Проектирование деятельности муниципальной психологической службы
Психологическая экспертиза образовательной среды учреждения
(ППМС-центр)
Аттестация работников образования (методкабинеты, ИУУ-ИПКРО)
Психологическая экспертиза коррекционно-развивающих программ (ППМС-центры)
Психологическая экспертиза инновационных проектов
Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса (муниципальные ППМС-центры, муниципальные ПМПК)

Муниципальные методобъединения
Семинары и совещания специалистов и руководителей психологической службы
Издание профессиональной литературы
Научно-методическое сопровождение психологических служб образовательных учреждений (ППМС-центры)






Пс. профилактика
Пс. просвещение
Пс. диагностика
Пс. коррекция
Пс. консультирование


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Структуры:
Психологическая служба ДОУ
Психологические службы школ всех типов и видов
Психологическая служба вуза
Психологическая служба ссуза
Психологическая служба учреждения дополнительного образования

Психологический мониторинг образовательной среды и развития обучающихся (воспитанников) внутри и для целей самого образовательного учреждения

Проектирование образовательной среды,
Проектирование индивидуального образовательного маршрута обучающегося (воспитанника),
Проектирование деятельности психологической службы образовательного учреждения
Психологическая экспертиза индивидуального маршрута обучающегося (психолого-мед-пед консилиум школы, психолого-пед консилиум ДОУ, ППМС-центр)

Психологическое опровождение субъектов образовательного процесса (психологические службы образовательных учреждений)

Самообразование,
обмен опытом,
наставничество внутри образовательных учреждений





Пс. профилактика
Пс. просвещение
Пс. диагностика
Пс. коррекция
Пс. консультирование















13PAGE 15


13PAGE 14115


13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 115