Сценарий литературно-музыкальной композиции «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ. ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА» (5-6 класс)


РЕСПУБЛИКАНСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ «Ливадийская общеобразовательная санаторная школа-интернат I-III ступеней министерства образования и науки Республики Крым»
Методическая разработка
сценария литературно-музыкальной композиции
«Есть такая профессия – родину защищать.
вОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА»

Составила воспитатель 5-6 классов
Балановская И.А.
Ялта – Ливадия – 2015
ЦЕЛЬ: расширить представления детей о военных профессиях, готовить к защите Родины
ЗАДАЧИ:
- знакомство с историей военно-медицинской службы, увековечивание памяти героев Крымской войны, Великой Отечественной войны, воинов-интернационалистов;
- обучение анализу драматического произведения, элементам актерского мастерства;
- формирование навыка сценического поведения, пластики, эмоционального восприятия;
- воспитание патриотизма, антифашизма, коллективизма, взаимовыручки, уважения друг к другу;
- развитие социальной активности, приобретение коммуникативных навыков, апробация социальных ролей с помощью драматизации.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Предварительная работа:
- проведение бесед о работе военных медиков в годы Великой Отечественной войны, просмотр фотографий, прослушивание стихов, песен, воспевающих военных врачей и медсестер;
- выбор музыкального сопровождения композиции;
- подготовка сценических костюмов.
В сценарии использованы стихотворения Ю. Друниной, С. Белоключевского, В. Дэнина, песни «Вальс фронтовой сестры» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова), «Гвардии сестренка» (музыка В. Соловьева-Седого, слова: Я. Голякова). (фонограмма 01_вступление)
1-й ученик. Под белым халатом не спрячешь погоны,
Эмблем медицинских не скроешь от глаз.
Врачи в медсанбатах в тылу обороны
Умело спасают от гибели нас.
1-й ученик. Ко многому их обязали погоны,
В них долг офицера, отвага и честь.
Им званье присвоил Министр обороны,
Страна приказала, ответили: «Есть!»
1-й ученик. Они надевают халат и перчатки,
И скальпели острые в руки берут.
2-й ученик. Своё мастерство отдают без остатка,
А, значит, бойцы ни за что не умрут.

(фонограмма 02_Кто такие военные медики)

3-й ученик. Что такое работа военных врачей и медсестер в условиях боя? (слайд № 1)
1-й ученик. Это не только оказание первой медицинской помощи на поле боя «под свистящими пулями противника», но и организация работы медицинского пункта батальона, роты, бригады, отряда специального назначения. (слайд № 2)
2-й ученик. Это еще и вопросы эвакуации раненных и больных, использование средств защиты, специальной и санитарной обработки, а также проведение бактериологической, химической и радиационной разведки. (слайд № 3 - 9)
3-й ученик. Ни для кого не секрет, что на долю нашей страны выпало множество тяжелых военных испытаний. (слайд № 10)
1-й ученик. В течение каждого столетия шли войны и раненых бойцов кто-то должен был лечить и выхаживать.
2-й ученик. Еще при Петре I была законодательно оформлена военно-медицинская сухопутная служба.
3-й ученик. В строящемся Петербурге возведен каменный военный госпиталь для лечения солдат, матросов и офицеров.
1-й ученик. XIX столетие – это эпоха деятельности великого хирурга и анатома Н.И Пирогова. (слайд № 11)
2-й ученик. Именно он провел первую операцию под наркозом, именно он добился производства лучших в Европе медицинских инструментов, именно он стал привлекать женщин для ухода за ранеными.
(фонограмма 03_Даша Севастопольская)

3-й ученик. В книгах и документах, посвященных обороне Севастополя, рядом с прославленными именами адмиралов В. Корнилова, П. Нахимова, В. Истомина, великого хирурга Н. Пирогова, стоит имя Даши Севастопольской. (слайд № 12)
1-й ученик. Ей суждено было стать в дни Крымской войны первой в мире военной сестрой милосердия. (слайд № 13)
2-й ученик. Очевидцы вспоминали, как эта отважная девушка под градом неприятельских пуль промывала и перевязывала раны, помогала страдающим воинам. (слайд № 14)
(фонограмма 04_война)
3-й ученик. История Великой Отечественной Войны – это история подвига военных врачей, медицинских сестер, санинструкторов. (слайд № 15)
2-й ученик. Например, благодаря их труду за годы Великой Отечественной войны 72,3 процента раненых и 90,6 процента больных воинов было возвращено в строй.
(фонограмма 05_Пылают танки)

1-я ученица. “На ничьей земле пылают танки.
Удалось дожить до темноты...
Умоляю: “Летние портянки
И белье сдавайте на бинты”.
Я стираю их в какой-то луже,
Я о камни их со злостью тру,
Потому как понимаю — нужно
Это все мне будет поутру”.
2-я ученица. Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
3-я ученица. Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
2-я ученица. Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
3-я ученица. А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!

(фонограмма 06_сестренка и вальс)
1-я ученица. Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит...
«Вальс фронтовой сестры»
(песню исполняет вокальный ансамбль класса, танец – в исполнении ученицы-солистки)
1. Фронтовой санбат
У лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат,
Что лежал без ног,
- Мы с тобой, сестра, еще станцуем.
2. А сестра - как мел...
Вдруг запела вальс...
Голос дрогнул, закачался зыбко.
Улыбнулась всем
- Это я для вас, -
А слеза катилась на улыбку...
(фонограмма 07_в наше время тревожно)
1-й ученик. Наше время, увы, тоже не так спокойно, как хотелось бы.
2-й ученик. Локальные конфликты, этнические войны, военная кампания в Афганистане, чеченская война…
3-й ученик. Везде честно и самоотверженно выполняют свой воинский и профессиональный долг военные врачи.
(фонограмма 08_финал)
1-й ученик. Развёрнут снова операционный зал.
2-й ученик. Наркоз. И военврач насупил брови
1-я ученица. Уж очень велика потеря крови.
Как пот, слезу смахнул медперсонал.
1-й ученик. - Зажим. Тампон. Ещё тампон. Зажим.
2-я ученица. - Зажми артерию и навесу держи.
3-й ученик. Короткий перекур и снова в бой.
1-я ученица. Везут спецназовца с простреленной ногой.
3-я ученица. Бинты-повязки насквозь кровью пропитались.
2-я ученица. Он бредит. И зовёт тех, кто остались,
В селе, которое спецназ их зачищал...
1-й ученик. - Татуировка группы крови есть подмышкой.
2-й ученик. - Пока анализ будем делать - ему крышка.
3-й ученик. - Вливайте первую. Вторая у него.
1-й ученик. - В татуировке минус, ничего.
1-я ученица. В годы войны вы нас врачевали,
Когда уж, казалось, пришел нам конец,
2-я ученица. Многих от смерти кровавой спасали
Нежностью рук и жаром сердец.
2-я ученица. Земной поклон - всей медицинской службе.
В петлицах их змеёй фиал обвит.
1-й ученик. Их подвиг на войне, в жару и в стуже,
Вместе. Спасёнными не будет позабыт!