Конспект внеклассного мероприятия для 9-11 классов «О китайской мудрости и экологической ситуации, или Что по силам одному и многим»

Разработка внеклассного мероприятия по экологии для учащихся 9 – 11 х. классов
«О китайской мудрости и экологической ситуации, или Что по силам одному и многим»
Безрукавова Марина Николаевна,
учитель биологии,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» города Астрахань










































Рекомендации к проведению мероприятия

В данном внеклассном мероприятии принимают участие члены экологического кружка, а также учащиеся старшего звена школы, изучающие экологию как самостоятельный предмет или в рамках курса биологии.
Цели:
1) углубление и расширение знаний учащихся по вопросам важнейших экологических проблем и поиска их решений;
2) воспитание экологической культуры и формирование экологического мировоззрения у учащихся;
3) формирование общеучебных умений (анализировать, проектировать, делать логические выводы, научно аргументировать, строить схемы на основе принципа ассоциативных связей).

Для подготовки к мероприятию учащиеся делятся на группы и получают следующие задания:

"Я и природа"

Проанализировать с помощью теста или анкеты взаимоотношения с природой своих сверстников (одноклассников). Результаты представить в виде диаграммы и озвучить во время мероприятия с соответствующими комментариями. Вопросы анкеты или теста должны отражать рационально-потребительское, осознанное и безразличное отношение к природе (см. Приложение).
"Экологический бумеранг"

Учащимся предлагается подобрать такие научные аргументы, которые убедят человечество в том, что экологические проблемы требуют незамедлительного решения и являются проблемами №1 в мире. (Озвучить их во время мероприятия).

"На пути к устойчивому развитию!"

Учащимся предлагается выбрать один из принципов устойчивого развития общества и построить схему на основе ассоциативных связей, отражающую пути и условия реализации этого принципа. Схему выполнить наглядно, продемонстрировать и прокомментировать во время мероприятия.

"Возмутители спокойствия"

Учащиеся должны выбрать любой способ информирования людей об экологических проблемах (выступление на радио, ТВ, агитлистовки, агитплакаты, создание Интернет-сайта и т.д.) и продемонстрировать его на мероприятии.


"Один в поле не воин»



Группы учащихся готовят и оформляют проект школьного экологического движения (название, девиз, цели и задачи, структуру, предполагаемые действия и акции). Данный проект заслушивается на мероприятии и в дальнейшем может быть предложен для реализации учащимся школы.
Мероприятие включает несколько логически связанных этапов, названных соответственно заданиям ("Я и природа", "Экологический бумеранг" и т.д.). Каждый предваряется соответствующим эпиграфом-высказыванием известного учёного, поэта, писателя.
Эпиграфом ко всему мероприятию является высказывание Линтона К. Колдуэлла: " Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа Наиболее важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить".
При подготовке к заседанию целесообразно сделать презентацию, в которой представлены: название, эпиграф к мероприятию, последовательно сменяющиеся слайды к каждому этапу мероприятия, сопровождающиеся смысловыми картинками, логическими схемами и т.д. Демонстрация слайдов сопровождает всё заседание. Для усиления эмоционального восприятия необходимо подобрать соответствующую музыку ( в начале заседания можно использовать видеоклип популярной рок-группы "Linkin Park" – "What I've Done", а в заключении - "Лунная сонату" Л.Бетховена или др. классическое произведение).
Заседание экологического общества ведут 4 ведущих. Каждый этап заседания сопровождается показом соответствующего слайда. Ведущие зачитывают эпиграф; сообщают информацию по данной экологической проблеме, а затем учащиеся демонстрируют и комментируют выполненные задания, после чего делаются логические выводы и переход к следующему этапу.
Ход мероприятия

Заседание начинается с показа видеоклипа группы Linkin Park "What I've Done". Ведущие озвучивают эпиграф к заседанию и название.


Ведущий 1: Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить на самую актуальную тему на данном этапе существования человеческого общества – тему взаимоотношения человека с окружающей средой.
Ведущий 2: Так уж случилось, что эта проблема сегодня отодвигает на задний план все остальные и требует незамедлительного решения.
Ведущий 3: Сегодня вы будете не пассивными слушателями, а активными участниками заседания.
Ведущий 4: А о какой китайской мудрости идёт речь, вы узнаете несколько позже.
Заседание Школьного Экологического Общества объявляется открытым!

"Я и природа"

Ведущий 1. "Плохо то, что мы до сих пор не сумели осознать, что являемся частицей большого и неделимого целого. Слишком долго мы придерживались примитивного представления, будто наша "богом данная" роль состоит в том, чтобы "быть хозяином рыб в море, птиц в небе", всего живого, что населяет Землю. Мы не сумели понять, что не Земля принадлежит нам, а мы принадлежим Земле" (Рольф Эдберг). Задавали ли вы себе вопрос: "Кто я?" Попробуйте ответить на него, и вы убедитесь, что "я" складывается из разнообразных составляющих. Когда вы отвечаете на вопрос "Кто я?", говорите: "Я – человек", то определяете этим своё место в природе, в мире в целом.
Ведущий 2. Одним их важных проявлений личности, по которым можно судить, насколько значителен и интересен человек, является его отношение к окружающей природе.
Ведущий 3. Стремление к природе заложено в людях изначально. Хотя большинство из нас живут в больших городах, где природу теснят кирпич, стекло и бетон, отдых мы стараемся провести за городом, в лесу, у водоёма. Мы чувствуем свою неразрывную связь с природой, хотя (и это необходимо признать) не всегда понимаем её роль в нашей духовной жизни.
Ведущий 4. Кто из вас согласился бы жить без свежего воздуха, без Солнца и звёзд, без дождя и снега? Недаром человек, лишённый хотя бы элементарного общения с природой, становится жестоким, агрессивным, эгоистичным, теряет свои лучшие человеческие качества. Следовательно, изменения, происходящие в окружающем мире, влияют на личность. Разрушая природу или равнодушно не замечая, как её разрушают другие, мы тем самым незаметно разрушаем и самих себя.
Учитель. А как относитесь к природе вы? Предлагаем вам оценить своё отношение к природе. Это отношение во многом зависит от того, насколько вы его осознаёте. Настало время подвести итоги вашего исследования.
Участники заседания демонстрируют и комментируют результаты исследования среди своих сверстников "Я и природа".




"Экологический бумеранг"

Ведущий 1. Практически ежедневно через средства массовой информации на нас обрушиваются предупреждения о неминуемых, если не происходящих, экологических бедствиях. Нам ещё сложно бывает представить себе такие глобальные явления, как "парниковый эффект" или "разрушение озонового экрана планеты". Мы подчас с недоверием относимся к сообщениям учёных-биологов о том, что каждый день на планете исчезают десятки видов живых организмов. Но все мы уже почувствовали на себе и твёрдо усвоили, что жизненно необходимые нам воздух и вода загрязнены и являются причиной многих болезней.
Ведущий 2. Мы перестали радостно подставлять лицо тёплому летнему дождю, потому что дожди всё чаще стали выпадать кислотные. В летнюю жару нас встречают на водоёмах запрещающие знаки: "Купаться запрещено!" или "Опасно для здоровья!" Открывая окна в квартирах или в рабочих помещениях, чтобы проветрить их, вдохнуть свежего воздуха, получаем как раз обратное. Что же происходит с планетой, с нашим общим домом?
Ведущий 3. В 1968г. Земля впервые была сфотографирована с поверхности Луны. Эти снимки яснее, чем когда-либо ранее, продемонстрировали, что наша планета – шар, парящий в пустынном космосе. Она напоминает космический корабль в бесконечном путешествии. У него нет базы, на которую можно вернуться для ремонта, чтобы пополнить запасы, избавиться от отходов.
Ведущий 4. Человек, являясь членом экипажа этого корабля, стал причиной возникающих проблем. В частности, человек (как вид Homo Sapiens) увеличивает свою численность совершенно несоразмерно с другими существами. Это создаёт тяжёлую нагрузку на все системы и одновременно снижает их продуктивность из-за загрязнения и переэксплуатации.
Ведущий 1. Экологическая проблема – это отражение противоречий, возникающих в системе "общество-природа", на условиях жизни людей, социально-экономических, политических и других процессах.
Учитель. Итак, представьте себя специалистами в области изучения и охраны окружающей среды. Сформулируйте самые важные аргументы, которые должны убедить человечество в том, что экологическая проблема в наши дни – проблема №1.
Участники озвучивают аргументы.
Учитель. Что же такое экологический бумеранг и чем он к нам может вернуться?
Участники делают выводы о том, что отношения человека и окружающей среды строятся по принципу бумеранга. Логическим завершением этого этапа заседания являются: высказывание индийского вождя: "То, что суждено пережить Земле, суждено и детям Земли»; демонстрация фрагмента фильма "Жить или не жить" об экологических проблемах Земли.
Ведущий 1. Мы продолжим наш разговор с вопроса: "Какой вы хотели бы видеть окружающую Вас природную среду?" Попробуйте несколькими предложениями описать ваш идеал. Вероятно, вы назовёте чистую воду, чистый воздух, плодородную почву, отсутствие опасных загрязняющих веществ, обширные нетронутые человеком природные пространства с богатым животным и растительным миром. А какова реальная ситуация? Кратко охарактеризуйте нынешнее состояние окружающей среды и сравните с тем, что вы хотели бы иметь. Думаем, вывод будет таким: "То, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим".
Ведущий 2. Существует старинная китайская поговорка, несущая при всей своей простоте глубокий смысл: "Если не получаешь желаемого, измени свои действия". Применительно к нынешней сложной экологической ситуации это означает, что необходимо пересмотреть свою позицию по отношению к окружающей среде, изменить взгляд на экологическую проблему, постараться глубже её понять. Ведь наши ценности меняются по мере осознания проблемы. Поступая в соответствии с пересмотренными ценностями, мы будем изменять и экологическую ситуацию.
Ведущий 3. Ответственное, бережное отношение к окружающей среде ведёт к изменению взглядов и действий человека. Ваше личное участие в улучшении окружающей среды может заключаться в изменении собственного повседневного образа жизни, сотрудничестве с экологическими движениями, во влиянии на политику и законодательство, в посильной природоохранной деятельности, предстоящей профессиональной деятельности.
Ведущий 4. Каждый человек должен руководствоваться в своей жизни следующими этическими принципами экологического мировоззрения:
1) Принцип единства – все мы являемся частью природы.
2) Принцип уважения к природе – каждое живое существо имеет право на жизнь. Наличие этого права не зависит от степени его полезности для нас.
3) Принцип сотрудничества – наша роль заключается в понимании и сотрудничестве с природой, а не в её завоевании.
4) Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни – не материальное.
5) Принцип охраны природы – недостойно человека быть причиной преждевременного исчезновения каких-либо видов, существующих в природе.
6) Принцип "Чти свои корни" – Земля без нас сможет существовать, а мы без неё – нет, истощённая Земля – истощённая экономика.
7) Принцип "Люби свой край" – изучайте и любите природу своего края, живите в согласии с ней, ступайте по Земле с осторожностью.
8) Принцип "Непосредственный опыт – лучший учитель" – чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.

"На пути к устойчивому развитию!"

Ведущий 1. Нашу цивилизацию называют технологической или индустриальной. Если судить по статистическим данным, то вторая половина ХХ века характеризуется замечательными успехами в развитии мировой экономики, но это благополучие достигнуто в значительной мере за счёт невосполнимого ущерба окружающей среде. Нельзя забывать, что наша планета имеет количественный предел антропогенной нагрузки, т.е. нагрузки, которую оказывает на неё деятельность человека.
Ведущий 2. Расчёты показали, что если темпы роста народонаселения, экономики, скорость истощения природных ресурсов будут такие же, как в последние десятилетия, то мировая система потерпит катастрофу из-за истощения ресурсов примерно в 2020-2040 гг.
Ведущий 3. Располагая многочисленными фактами, свидетельствующими о нерациональном хозяйствовании, нетрудно понять, почему термин "устойчивое развитие" стал основным в дискуссиях, касающихся проблем защиты окружающей среды.
Ведущий 4. Устойчивое развитие как форма развития общества, которая удовлетворяет потребность ныне живущих людей и не ущемляет возможности будущих поколений обеспечивать своё существование. Сейчас наступил такой период развития, когда обеспечение безопасности человечества становится даже более важным, чем дальнейший технический прогресс.
Ведущий 1. Устойчивое развитие станет реальностью при соблюдении следующих условий:
1) стабилизация численности населения;
2) создание сбалансированного сельского хозяйства, не истощающего почвенных и водных ресурсов и не загрязняющего землю и продукты питания;
3) рециклизация, т.е. повторное использование отходов;
4) использование экологически чистых источников энергии, например, солнечной энергии;
5) переход к более энерго- и ресурсосберегающему образу жизни.
Задача человечества заключается в том, чтобы соблюдение этих условий как можно скорее стало для каждого законом.
Учитель. Ваша задача – сконструировать модель устойчивого развития мировой системы на примере одного из принципов. Для этого применим метод построения ассоциативных связей. Ученики демонстрируют и комментируют схемы устойчивого развития.



"Возмутители спокойствия"


Ведущий 1. Познакомившись с экологической ситуацией и стремясь доступными для вас средствами содействовать её улучшению, вы постепенно стали изменять свой образ жизни. Теперь очень важно, чтобы вы, знающий об экологической проблеме больше, чем многие окружающие вас люди, могли поделиться своими знаниями. Только подумайте: если вы сможете поговорить с родителями, старшей сестрой или младшим братом, соседями и друзьями так, чтобы они тоже поняли, насколько сложна нынешняя экологическая ситуация,- сколько единомышленников появится! Семья и друзья уважают вас и с удовольствием выслушают. Однако существуют и другие пути распространения знаний и привлечения сторонников.
Ведущий 2. Радио и газеты. Через радио и газеты вы сможете поговорить об экологических проблемах с тысячами слушателей и читателей. Обратитесь в местную газету или на радио и расскажите о том, чем вы занимаетесь и о чём узнали за это время.
Ведущий 3. Постановки и стихотворения. Люди слушают не только ушами, они могут слушать также и сердцем. Конечно, хорошо, когда они знают, что гибнут растения и животные, разрушаются памятники архитектуры, но ещё важнее, если они понимают, что с этим необходимо бороться, и хотят внести свой личный вклад в охрану окружающей среды. Инсценировки, песни, стихи - лучший способ говорить с сердцами и разумом людей.
Учитель. А какой способ достучаться до людей, информировать их об экологической ситуации выбрали Вы?
Ученики демонстрируют свои способы информирования.
"Один в поле не воин"
Ведущий 1. При всех политических ситуациях и социально-экономических изменениях, происходящих в каждом отдельном государстве и в мире в целом, экологические проблемы всегда актуальны. Здесь как нельзя более уместно вспомнить русскую поговорку "Один в поле не воин" – для решения экологических проблем люди должны объединяться. Сейчас в России условия социальной и политической жизни изменились. Общественное экологическое движение становится всё более активным, появляются новые неправительственные экологические организации.
Ведущий 2. Деятельность участников экологического движения очень разнообразна. Она включает:
сбор и распространение достоверной информации об окружающей среде, экологическое просвещение населения;
организацию общественной независимой экспертизы проектов и решений;
общественный контроль за состоянием окружающей среды, качеством продуктов питания, соблюдением предприятиями природоохранного законодательства;
формирование и отражение общественного мнения по проблемам экологической безопасности;
проведение практических природоохранных мероприятий и акций; объединение и координацию усилий общественности, развитие контактов в этой области, международное сотрудничество и кооперацию, изучение и распространение опыта зарубежного экологического движения и другие направления.
Ведущий 3. Особенно заметна деятельность международной экологической организации "Гринпис". Её члены предприняли ряд довольно дерзких акций протеста против военных (в том числе и бывших советских) и гражданских разрушителей природы. Организация не только привлекла к себе внимание мировой общественности, но и добилась заметных успехов в удовлетворении своих справедливых требований.
Учитель. А какой вклад в дело защиты окружающей среды можете внести Вы?
Вы можете создать школьное экологическое движение, деятельность которого будет направлена на решение экологических проблем родного края. Предложите Ваш проект школьного экологического движения.
Ученики защищают свои проекты.
Ведущий 4. С целью формирования экологического мировоззрения учащихся и привлечения их к непосредственному участию в деле решения экологических проблем региона вносим следующие предложения:
Организовать конкурс среди учащихся школы на лучший проект школьного экологического движения;
Провести школьный референдум по вопросу организации движения.
Организовать школьное экологическое движение.
Мы полагаем, что это будет наш посильный вклад в дело решения экологических проблем родного края.
Участники голосуют за предложение.
Звучит "Лунная соната" Л.Ван Бетховена, демонстрируются слайды с видами природы.
Ведущий. Старинная китайская мудрость гласит: "Если не получаешь желаемого, измени свои действия". Экологические заповеди, по которым должен жить каждый человек, сродни библейским, т.к. провозглашают те же принципы: любви, смирения, уважения, радости, добра. Жить по ним – значит, сохранить Землю нашим потомкам. Это и есть выход из экологического тупика!



Приложение (варианты вопросов к заданию "Я и природа")

Задумываетесь ли вы о своём отношении к природе?
Делите ли вы природные объекты на привлекательные ("красивые") и непривлекательные ("некрасивые")?
Всегда ли вы бережно относитесь к природе?
Заслуживают ли внимания, на ваш взгляд, окружающая природа и происходящие в ней явления?
Всегда ли вы обращаете внимание на окружающую вас природу?
Все ли в окружающей вас природе вас интересует?
Проявляется ли этот интерес в ваших поступках?
Цените ли вы разнообразие в природе?
Влияет ли природа на ваше настроение?
Можете ли вы объяснить, чем привлекают вас те или иные объекты природы или природные явления?
Вмешиваетесь ли вы в ситуации, когда видите, что кто-то наносит природе ущерб своими действиями?
Любите ли вы читать описания природы в книгах?
Влияет ли окружающая природа на ваши мысли?
Влияет ли природа на ваше поведение?
Часто ли вы отдыхаете на природе (в том числе в городских скверах, парках и т.п.)?
Приходилось ли вам вольно или невольно чем-то вредить природе?
Есть ли какие-либо занятия, которые вы любите делать на природе?
Часто ли вы проявляете равнодушие к природе?
Вы начали принимать посильное участие в охране природы в 1-5 классах?
Или в более старшем возрасте?
Любите ли вы рассматривать пейзажи или изображения животных и растений на картинках (фотографиях)?
Знакомы ли вам музыкальные произведения, связанные с природой?
Приходилось ли вам сочинять стихи о природе, рисовать природу, работать с природным материалом?
Всегда ли вы добросовестно относитесь к выполнению какой-либо работы по уходу за окружающей средой?
Повлияли ли на ваше отношение к природе уроки и другие учебные занятия? Если да, то укажите, по каким предметам?









Данное мероприятие рассчитано на учащихся старшего звена школы (9 – 11кл.) и предполагает большую подготовительную работу уч-ся (под руководством учителя) по группам. В ходе подготовки и проведения мероприятия достигаются важные цели: углубления и расширения знаний по вопросам важнейших экологических проблем и поиска их решений; воспитания экологической культуры и формирования экологического мировоззрения у учащихся; формирования общеучебных умений (анализировать, проектировать, делать логические выводы, научно аргументировать, строить схемы на основе принципа ассоциативных связей).
Мероприятие включает несколько логически связанных этапов, каждый из которых содержит информативную и практическую часть, что способствует не только приобретению теоретических знаний, но и их практическому применению. Итогом подготовки и проведения данного мероприятия является достижение у учащихся стойкого представления об экологических проблемах как проблемах №1 в мире (требующих незамедлительного решения), о необходимости рационального природопользования; осознание личной ответственности за сохранение и преобразование окружающего мира.
В содержательной части мероприятия поднимаются актуальные вопросы эколого-просветительского характера, способствующие формированию экологической культуры и экологического мировоззрения учащихся.
Комплексный подход с использованием разнообразных форм и методов в процессе подготовки мероприятия формирует у учащихся навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний, развивает аналитические способности, критическое мышление, стимулирует творческую активность.
Данная разработка может быть использована педагогами школ во внеклассной работе с учащимися старшего звена, изучающими экологию как самостоятельный предмет или в рамках курса биологии.



Заголовок 1 Заголовок 215