Рабочая программа по внеурочной деятельности, исследовательский проект Я — географ — следопыт, 5 класс

«Рассмотрено»
Руководитель МО
____/ Козенцова Е.Г./
Протокол №____от
«___» _______ 2015 г.


«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 9 имени М.И. Баркова»
____ /Реттель М.Х. /

«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ
№9 имени М.И. Баркова»
____/Антонцева И.Г./
Приказ № ______ от
«___» ________ 2015 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Безденежных Ирины Константиновны
Ф.И.О
I квалификационная категория
категория

по внеурочной деятельности,
исследовательский проект «Я-географ-следопыт», география, 5 класс
название, предмет, класс

















2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности исследовательский проект «Я -географ - следопыт» для обучающихся 5 класса составлена на основе программы внеурочной деятельности «Я – географ - следопыт» Аксеновой М.Ю, Храмовой Е.В, Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Внеурочная деятельность проводится за счёт выделенных часов из вариативной части учебного плана, 34 часа (1 час в неделю)
Содержание данной программы дополняет начальный курс физической географии. Исследовательский проект «Я – географ - следопыт» направлен на формирование универсальных учебных действий.
В течение занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научатся ориентироваться и проводить измерения на местности, создавать простые карты, схемы, справочники, наглядные пособия, исследовать свойства воды, познавать «тайны» географических названий, создавать географическую игротеку и многое
другое.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели:
установление истины, развитие умения работать с информацией,
формирование исследовательского стиля мышления.
Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Методические особенности организации занятий
самостоятельная практическая и умственная деятельность, направленная на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.
задания носят не оценочный, а обучающих и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу учащихся динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Цель курса:
расширение географических знаний, умений,
опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к
миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий
развития географической оболочки.
Задачи:
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского
поиска, включаю работу с различными источниками географической
информации;
развивать познавательные потребности и способности, креативность
Возможные результаты («выходы») внеурочной деятельности
альбом
паспорт

газета
плакат

журнал, книжка-раскладушка
серия иллюстраций

коллаж
справочник

коллекция
стенгазета

макет
сценарий праздника, игры

модель
учебное пособие

наглядные пособия
фотоальбом


Планируется использовать мультимедиа - учебники как для сопровождения лекционного материала, так и для самостоятельного изучения отдельных блоков занятий, тестирования, выполнения практических работ, презентаций в программе Microsoft Office PowerPoint, кроме этого обязательны практикумы, работа с картами.
Усвоение географического содержания проверяется с учетом требований к уровню подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образовании.



































Учебно-тематическое планирование

по внеурочной деятельности
Исследовательский проект «Я - географ - следопыт», география
предмет
Классы 5а,б,в
Учитель Безденежных Ирина Константиновна

Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков _____, зачетов _____, тестов .
Административных контрольных уроков __ .

Планирование составлено на основе программы Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы) [Текст]: учебно-методическое пособие / М.Ю. Аксенова, Е.В. Храмова. –Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. – 25 с.
программа
Учебник
название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

В.В.Николина. География: 6 класс: методические рекомендации: пособие для учителя:. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение - М: Просвещение, 2007. - 112с- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
В.В.Николина. География.. Мой тренажер. 5-6 класс: пособие для учащихся образоват. учреждений.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение - М.: Просвещение, 2010. - 80с- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
Гусева Е.Е. География: 6 кл.: «Конструктор» текущего контроля.; Рос. акад. наук, Рос акад. образования, изд-во «Просвещение - М: Просвещение, 2008. - 114с- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда)
Мультимедиа - учебник География. 6 кл.
Ресурсы Интернета
Электронные и энциклопедические справочники
Видеофильмы
Презентации в программе Microsoft Office PowerPoint
Атласы по географии
Электронные и энциклопедические справочники
Ресурсы Интернета
Материалы участников фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Первое сентября» (2007-08, 2008-09, 2009-10, 2010-11, 1011-12, 2012-13 г.г, 2013-14г.г) __
название, автор, издательство, год издания Календарно-тематическое планирование

п/п
Раздел
Тема
Кол-во
час
Тип урока
Требования к уровню подготовки
Формы контроля
Практические работы
Дата

1
Введение.
Почувствуйте себя
древними
географами! Древний
Египет
4
Моделиро вание
Уметь: приводить примеры развития представлений человека о Земле; вести фенологические наблюдения; опреде лять время по гномону
Построение модели для подтверж
дения шарообразности Земли


2

Почувствуйте себя
древними
географами! Работа с гномоном

Наблюде ние

Определение времени по гномону.


3,4

Почувствуйте себя
фенологами-
наблюдателями!

Наблюде ние

Отчет по результатам наблюдения
Умение вести фенологические
наблюдения.


УУД Личностные: осознание целостности природы;
Коммуникативные: осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; познавательный интерес
Регулятивные: оценивать достигнутый результат;
Познавательные: овладение практическими умениями по использованию приборов, умение вести наблюдение за объектами и явлениями
географической среды.

5
Внутреннее строение Земли
Осваиваем метод
моделирования!
Строим свою модель Земли
6









2



Моделиро вание
Знать: основные понятия темы,
Уметь: определять внутреннее строе ние Земли, определение положения действующих вулканов на границах
литосферных плит, определять горные породы и минералы
Определение внутреннего строения Земли
Модель «Внутреннее строение Земли»


6

Осваиваем метод
моделирования!
Создаем конструктор
литосферных плит

Комбинированный
ИКТ

Модель «Литосферные плиты»
Определение положения действую щих вулканов на границах
литосферных плит



7,8

Почувствуйте себя геологами!

Изучение нового материала
ИКТ

Научить собирать и оформлять
коллекцию горных пород и
минералов.


9, 10

Почувствуйте себя геодезистами
2
Комбинированные
Уметь работать с нивелиром по опреде ление высоты холма, строить профиль склона.
Полевые исследования, метод
нивелирования.
Профиль склона


11,12

Почувствуйте себя
топонимистами!

Комбинированные
Уметь работать с томонимистическими
словарями, энциклопедиями

Книжка- раскладушка
«Топонимы Иркутской области» или «Топонимы Братского района»


УУД Личностные: овладение системой знаний
Коммуникативные: осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Регулятивные: оценивать достигнутый результат, замечать допущенные ошибки,
Познавательные: овладение основными навыками нахождения и использования географической информации, умение описывать и объяснить признаки географических объектов, работать с приборами

13,14,15
Атмосфера
Почувствуйте себя
метеорологами.
Создаем свою метеорологическую
станцию
4
Комбини
рованный
ИКТ
Знать метеорологические приборы, их предназначение
Уметь пользоваться и создавать метеоро логические приборы для определения погоды, составлять прогноз погоды

Метеоприборы


16


Почувствуйте себя
метеорологами- синоптиками

Комбини рованный

Прогноз погоды



УУД Личностные: овладение системой знаний
Коммуникативные: осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Регулятивные: оценивать достигнутый результат, замечать допущенные ошибки,
Познавательные: овладение основными навыками нахождения и использования географической информации, умение описывать и объяснить признаки географических объектов, работать с приборами

17
Водная оболочка
Земли
Почувствуйте себя
гидробиологами!
7
Исследование
Изучить различные свойства воды в
природе и в жизни человека
Уметь использовать различные источни ки географической информации для
воображаемого путешествия по рекам Волги и Тереку.
Плакат «Свойства воды»


18

Почувствуйте себя
мореходами!

Актуализация знаний
и умений ИКТ

Игра «Знатоки морских названий»


19, 20

Почувствуйте себя
гидрологами!

Самостоя тельная

Проект путешествия







работа




21,22

Почувствуйте себя гидрологами!
Познакомимся с
принципом «рабо ты» родников.

Комбини рованный
Изучить и уметь различать водопроница емые и водоупор ные породы на основе модели родника.

Исследовательский, эксперимент,
моделирование. Модель родника



23

Почувствуйте себя фольклористами!

Исследование
Уметь находить в тексте географичес кие названия и работать с топонимичес ким словарем.
Учебник, дневник географа-следопыта. (Коллаж «Ангарские бусы»)



УУД Личностные: овладение системой знаний
Коммуникативные: осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
Регулятивные: оценивать достигнутый результат, замечать допущенные ошибки,
Познавательные: овладение основными навыками нахождения и использования географической информации, умение описывать и объяснить признаки географических объектов, работать с приборами

24,25
Биосфера
Почувствуйте себя
биогеографами!
12
Комбини
рованный
Уметь создавать коллекцию комнатных
растений по их географическому прин ципу, определять морских обитателей по их описанию на разных глубинах
океана.

Атлас комнатных растений школы



26,27

Создайте географи ческую игротеку!

Комбини
рованный
ИКТ

Игротека


28,29

Почувствуйте себя
исследователем
глубин океана

Комбини
рованный
ИКТ

Устройство «Глубины океана», определитель морских обитателей



30, 31

Почувствуйте себя
экотуристами

Актуализа
ция знаний и умений
Уметь работать с текстом, составлять картосхемы
Знать понятия «национальный парк», «заповедник»
Составление по тексту схемы
путешествия
Проспект для путешествия


32

Почувствуем себя
экскурсоводами.
Разработка
виртуальной или
реальной экскурсия в национальный парк!


Комбини рованный

Коллаж «Экскурсия по национальному парку»



33,34

Защита проектов по
темам: «Погода
метеорологические
наблюдения», «Вода в земных кладовых»!

Защита проектов
Знать основные правила составления презентации
Уметь составлять презентацию
Исследовательские проекты


УУД Личностные: овладение системой знаний, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, техническими средствами информационных технологий; формирование устойчивой мотивации к обучению
Коммуникативные: осуществлять деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач; осуществлять совместную деятельность в группах;
Регулятивные: оценивать работу; исправлять и объяснять ошибки; применять методы информационного поиска, искать и выделять необходимую информацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Познавательные: овладение основными навыками нахождения и использования географической информации, умение описывать и объяснить признаки географических объектов, работать с приборами, умение вести наблюдение за объектами и явлениями географической среды.















Требования к уровню подготовки учащихся

В результате внеурочной деятельности в 5 классе ученик должен:

освоить:
географические понятия и закономерности:
научиться:
ориентироваться и проводить измерения на местности,
создавать простые карты, схемы, справочники, наглядные пособия,
исследовать свойства воды,
познавать «тайны» географических названий,
создавать географическую игротеку и другое
оценивать:
роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
универсальное значение природы, человека;
Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя

Аксенова М.Ю., Храмова Е.В. Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы) [Текст]: учебно-методическое пособие. –Ульяновск: ОГБУ ДПО УИПКПРО, 2013. – 25 с.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2004, 288с. – (В помощь школьному учителю)
Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс Лучшие нестандартные уроки: пособие для учителя М.: Айрис-пресс, 2003
Сонин Н. И, Казарян К.П. Природоведение.5 класс: Дидактические карточки-задания к учебнику Плешаков А. А., Сонин Н.И. М.: Дрофа, 2002


Дополнительная литература

Мультимедиа - учебник География. 6 кл. «Дрофа»
Мультимедиа - учебник Природоведение «Дрофа»
VIDEOUROKI.NET География 6 класс. Начальный курс. 2014, ООО «КОМПЭДУ»
Ресурсы Интернета
Электронные и энциклопедические справочники
Видеофильмы
Презентации в программе Microsoft Office PowerPoint
Атласы по географии
Электронные и энциклопедические справочники
Ресурсы Интернета
Материалы участников фестиваля педагогических идей «Открытый урок», «Первое сентября» (2007-08, 2008-09, 2009-10, 2010-11, 1011-12, 2012-13 г.г, 2013-14г.г)

























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415






13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815


13PAGE 15


13PAGE 141015




15