Программа творческой мастерской Юный следопыт


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Свердловской области
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность Урала»
Филиал оздоровительно-образовательный центр «Уралочка»
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
протокол № от 2015 г. УТВЕРЖДЕНО:
Приказом начальника ООЦ «Уралочка»
№ от 2015 г.
Елисеева Н.А.
«Юный следопыт»
Программа творческой мастерской
для детей 6-14 лет, воспитанников
государственных образовательных учреждений
Свердловской области
Составитель: Черных
Светлана
Сергеевна,
воспитатель
Тел.: 8 953 046 48 75
г.о. Верх-Нейвинский
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фотография – это правда,
а кино – это правда
24 кадра в секунду.
Жан Люк Годар.
После развала СССР одним из самых серьезных изменений в общественной жизни стал поворот отечественной культуры в сторону большей открытости, ее готовность к межкультурному диалогу. Спустя десятилетия идеологической конфронтации и «железного занавеса», обрекшие нашу культуру на обособленное развитие, сегодня активизировались процессы международного культурного обмена и взаимодействия. Наблюдается расширение и углубление межкультурных контактов и связей на всех уровнях, и, как следствие, активное проникновение в Россию культурной продукции других стран, в особенности западных. Наиболее заметным явлением в культурной жизни последних лет стало широкое распространение у нас американских фильмов и их доступность зрителю.
Знакомство зрительской аудитории с кинематографом, который долгие годы не мог пробиться через «железный занавес», явление скорее положительное. Однако столь активно начавшееся распространение американских фильмов вызывает и глубокую обеспокоенность в обществе. Кинематографисты, деятели культуры, творческая интеллигенция усматривают в этом процессе опасность, с одной стороны, для развития отечественного кинематографа, с другой – для нашего зрителя, который оказался «погруженным» в поток американской кинопродукции, и даже для культуры в целом – ведь речь идет о широкой культурной экспансии, массовом вторжении чужеродных культурных ценностей.
Однако активное вторжение американского кинематографа в жизнь российского общества – это только одна сторона проблемы. В связи с тем, что Россия просто не в силах справиться с нынешним наплывом западной кинопродукции, наполненной экшеном, экстремизмом и динамичным развитием событий, отечественный кинематограф начинает перенимать американские стандарты кино. Постепенно русские фильмы начинают наполняться отсутствием здравого смысла, обилием спецэффектов присущих, в основном, зарубежной кинопродукции. Для поднятия рейтинга кинофильмов Россия перешла на американские стандарты, потеряв при этом идею, спокойствие и глубинный смысл отечественной продукции. Сами того не осознавая, российские кинематографисты толкают наше общество к деградации. Зритель, попавший под влияние фильмов, снятых по западным образцам, пропагандирующих жестокость и безнаказанность, начинает подражать своим героям. Такое отношение к жизни и уход от реальности впоследствии приводит к увеличению преступности по стране. Люди не боятся наказания за содеянное, они просто не ждут наказания, им все сойдет с рук, ведь именно так нынешние российские кинематографисты преподносят действительность в своих работах.
В связи с подобным влиянием «новой» российской кинопродукции на взрослую аудиторию неизбежно встает вопрос: а как подобная продукция влияет на подрастающее поколение? Чему может научиться ребенок, чье сознание только формируется и впитывает всю информацию подобно губке, если мультипликаторы преподносят в общество старые отечественные мультфильмы, переделанные на современный американский лад? Подобная мультипликация нередко наполнена жестокостью, которая часто производит на ребенка неоднозначное впечатление. Часто такие американизированные мультфильмы приводят к расстройству детской психики и, впоследствии, потере связи с реальностью.
Изложенные выше обстоятельства определяют актуальность исследуемой проблемы. На сегодняшний день становится очевидной возможность утраты национально-культурной идентичности, потери своеобразия русской культуры в условиях абсолютной открытости западному влиянию. Отсюда следует, что необходимо бороться с американизацией, чтобы сохранить культурно-исторические традиции нашей страны и национального самосознания. Какими же способами бороться с натиском американской культуры? Прежде всего, следует ограничить поток американской продукции в Россию и выставить жесткие рамки цензуры для предлагаемых к просмотру кинофильмов. Особое внимание стоит уделить мультипликации. Только тщательный отбор как зарубежной, так и «новой» русской продукции позволит сократить приток непригодных для просмотра детской аудиторией мультфильмов, так отрицательно влияющих на психику. Также большое внимание следует уделить жанровому репертуару современного русского кинематографа. Режиссерам стоит задуматься о создании новой жанровой композиции для своих произведение, и тогда проблема «избитости» содержания кинофильмов просто отпадет. Люди снова проявят интерес к русскому кинематографу, который, благодаря новым идеям режиссеров и живой игре актеров, снова наполнится смыслом и станет интересен публике любых возрастов.
Основываясь на Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.10.2015 № 503 «О проведении в Российской Федерации Года российского кино» была создана программа «Киностудия 21 КАДР».
Основная идея программы лета-2016:
Идея проекта – создание серии короткометражных документальных фильмов об увлекательных, интересных событиях из жизни детей, находящихся на оздоровление и отдыхе в Центре «Уралочка».
Поэтому я ставила следующие цели и задачи своей творческой мастерской «Юный следопыт».
Цель: воспитания творческого потенциала ребёнка, проявляющий интерес через культурную направленность, а именно через кино.
Задачи:
развить физические и интеллектуальные способности;
создать условия для реализации творческого потенциала через создание короткометражных фильмов;
развить у детей эстетический вкус и образное, самостоятельное мышление;
обучить этике общения при совместной деятельности в детском коллективе;
активизировать интеллектуально-познавательную деятельность и творческое самовыражение.
Ожидаемый результат:
адаптация ребёнка к жизни в личностно значимой сфере через приобщение его к культуре;
проявлять активность в творческой деятельности.
создание благоприятного микроклимата в группе;
развитие мышления, речи;
формирование определенных практических навыков (владение ножницами, линейкой, карандашом, фото-видеоаппаратурой)
знать правила составления рассказа;
знать этапы создания короткометражного фильма;
самостоятельно определять план своей творческой деятельности;
знать правила общения в коллективе;
сплочение детского коллектива;
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 1-4 СМЕНУ
ЛЕТО 2014
1 смена «Кино для всех»
Учебно – тематический план

п/п Название темы Всего
часов Из них
Теория Практика
1 Инструктаж по технике безопасности. 1 0,25 0,75
2 История создания фильмов о войне 2 0,25 1,75
3 Создание макета (морская база) 2 0,25 1,75
4 Создание макета (авиабазы) 2 0,25 1,75
5 Создание макета (танковая база) 2 0,25 1,75
6 Творческий отчет 1 - 1
Итого: 10 1,25 8,75
Тема 1: Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с колющими и режущими предметами.
Тема 2: История создания фильмов о войне.
Дети познакомятся с фильмами о войне. Примерные: «».
Подготовка к созданию макетов. Знакомство с правилами создания макетов.
Тема 3: Создание макета (морская база).
Создание морской технике из бумаги (оригами), из аппликации, в технике пластилина.
Тема4: Создание авиабазы.
Изготовление самолётов из бумаги, пластилина, из аппликации.
Тема 5: Создание макета (танковая база).
С воспитанниками создаются деревья, площадка, танковая техника из пластилина, бумаги.
Пояснение к содержанию смены: выбор фильмов зависит от уровня
Форма контроля: итоговая выставка по теме смены.
В 1 смену мною предусмотрены презентации по истории создания фильмов о войне. Создание макетов военных баз. Разработаны сценарии мероприятий. Проведение в течении смены выставок.
2смена «Мультстрана»

п/п Название темы Всего
часов Из них
Теория Практика
1 Инструктаж по технике безопасности. 1 0,25 0,75
2 История появления мультфильма 2 0,25 1,75
3 Изготовление реквизита к сказке «Колобок» 2 0,25 1,75
4 Изготовление реквизита к сказке «Теремок» 2 0,25 1,75
5 Изготовление реквизита к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» 2 0,25 1,75
6 Творческий отчет: «Мультфильм по любимой сказке» 1 - 1
Итого: 10 1,25 8,75
Тема 1: Инструктаж по технике безопасности
Знакомство детей с техникой безопасности на рабочем месте (ножницы, клей, иголки)
Тема 2: История появления мультфильма
Познакомить детей с появлением мультфильма и его структурой создания.
Тема3: Изготовление реквизита к сказке «Колобок»
Вспомнить сказку «Колобок». Изготовление реквизита.
Тема 4: Изготовление реквизита к сказке «Теремок».
Вспомнить героев сказки, интерьер. Начать изготовление реквизита.
Тема 5: Изготовление реквизита к сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»
Просмотр мультфильма. Его обсуждение. Изготовление реквизита.
Тема 6: Коллективная работа «Мультфильм по сказкам»
В течение смены снять мультфильм по одной из предложенных сказок.
Пояснение к содержанию смены: выбор мультфильмов зависит от уровня развития воспитанников.
Форма контроля: итоговая выставка по теме смены.
Для 2 смены подготовлена презентация по истории создания мультфильма. Итоговые выставки.
3 смена «Удивительный мир кино»

п/п Название темы Всего
часов Из них
Теория Практика
1 Инструктаж по технике безопасности. 1 0,25 0,75
2 Изготовление киноафиши 2 0,25 1,75
3 Изготовление масок 2 0,25 1,75
4 Изготовление париков 2 0,25 1,75
5 Изготовление аксессуаров 2 0,25 1,75
6 Творческий отчет: 1 - 1
Итого: 10 1,25 8,75
Тема 1: Инструктаж по технике безопасности
Умение владеть детьми ножницами, клеем и другими предметами.
Тема 2: Изготовление киноафиши.
Показать и рассказать из чего делается киноафиша.
Тема 3: Изготовление масок.
Изготовление масок разными техниками (пластилин, папье-маше)
Тема 4: Изготовление париков
Научить детей делать простые парики из различного материала (бумага, нитки, мочало)
Тема 5: Изготовление аксессуаров.
Изготовление сумочек, шляпок, платьев.
Тема 6: Коллективная работа
Пояснение к содержанию смены: выбор зависит от уровня развития воспитанников.
Форма контроля: итоговая выставка по теме смены.
Подготовлена презентация об кинематографии. Итоговые выставки.
4 смена «Фильмы о главном»

п/п Название темы Всего
часов Из них
Теория Практика
1 Инструктаж по технике безопасности. 1 0,25 0,75
2 Изготовление декораций для фильма 2 0,25 1,75
3 Подбор и изготовление костюмов 2 0,25 1,75
4 Написание сценария 2 0,25 1,75
5 Съёмочный процесс каждого дня 2 0,25 1,75
6 Творческий отчет: 1 - 1
Итого: 10 1,25 8,75
Тема 1: Инструктаж по технике безопасности
Умение владеть детьми ножницами, клеем и другими предметами.
Тема 2: Изготовление декораций для фильма.
Выбор с детьми фильма и изготовление декораций
Тема 3: Подбор и изготовление костюмов.
Изготовление костюмов из отбросового и подручного материала
Тема 4: Написание сценария.
Дать алгоритм написания сценария. Дать возможность написать сценарий детям самостоятельно
Тема 5: Съёмка эпизодов каждого дня.
Выбрать видео-оператора, который будет снимать эпизоды из жизни детей.
Тема 6: Итоговый фильм за смену.
Показать конечный продукт воспитанникам, что получилось у них.
Пояснение к содержанию смены: выбор зависит от уровня развития воспитанников.
Форма контроля: итоговая выставка по теме смены.
Постановка спектаклей и проведение мероприятий. Итоговые выставки. Просмотр детских фильмов. Видео и фото съёмка одного или нескольких дней из жизни воспитанников в «Уралочке».

ФОРМЫ РАБОТЫ
В процессе работы по программе «Юный следопыт» применяются следующие формы работы с детьми:
индивидуальная;
групповая;
теоретическая;
4)практическая;
коллективная;
выставки.
Формы занятий с детьми.
эвристическая;
игровая.
Конкретный выбор форм занятий и форм работы с детьми обусловлен физическими и психическими особенностями детей.
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для успешной организации учебного процесса необходимым условием является наличие определённого оборудования, материалов, инструментов и технического оснащения:
Оборудование:
столы, стулья;
шкафы для хранения материалов и инструментов;
мультимедиа
Материалы:
бумага (белая, цветная);
картон разной толщины (цветной, белый);
пластилин;
коробочки, тряпочки;
клей ПВА;
салфетки;
шерстяные нитки;
краски;
фольга
Инструменты:
ножницы;
кисточка для клея;
клеёнки;
карандаш, ластик.
Техническое оснащение:
магнитофон;
аудиозаписи;
компьютер;
телевизор.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Просвещение, 2010.
Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – М.: Просвещение2009.
Гусакова М.А. Аппликация. - М.: Просвещение, 2011.
Гармапин А. Оригами для начинающих. Игрушки из бумаги. – М.: Владос,2005.
Конышева Н.М. Чудесная мастерская. – М.: Ассоциация 21 века АО «Московские учебники», 2000.
Кочеткова Н.В. Мастерим игрушки сами. – Волгоград: Учитель, 2010.
Полуэхтова И.А. Американское кино как средство культурной экспансии Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. .- М., 1993 161 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
ФИО составителя: Черных Светлана Сергеевна
Место работы: ГБУ центр «Юность Урала», филиал ООЦ «Уралочка»
Должность: Воспитатель
Образование: Уральский государственный педагогический университет
(г. Екатеринбург), окончила в 2003 году, квалификация – учитель географии по специальности «География».
Педагогический стаж: 10 лет (с 2005 года)
Квалификационная категория: 1 категория 13 разряд
Домашний адрес: г. Новоуральск, ул. Садовая д.27, кв.11.
Телефоны: домашний: 8 (34370) 9-87-83
рабочий: 8 (34370) 5-93-16
сотовый: 8 953 0464875
АННОТАЦИЯ
Деятельность творческой мастерской «Юный следопыт» предназначена для воспитанников государственных образовательных учреждений Свердловской области приезжающих в Центр «Уралочка» для отдыха и оздоровления.
Цель деятельности:
- адаптация ребёнка к жизни в личностно-значимой сфере через приобщение его к культурным ценностям;
- развитие в каждом ребёнке творческого начала и организации своего досуга.
Задачи:
- помочь ребёнку в преодолении поведенческих и коммуникативных проблем;
- раскрыть творческие способности детей.
Комплекс занятий разработан для воспитанников 3-5, 6-9 и 10-12 лет, с учётом интеллектуальных способностей детей.