Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный следопыт»


Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный следопыт»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ
Тип программы: комплексная
Срок реализации: 1-4 классы
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения).
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МОБУ СОШ № 4
Программа «Юный следопыт» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 классов.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».
Программа  курса «Юный следопыт » предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. И главное, проектная деятельность имеет краеведческую направленность.
Основными направлениями работы являются: научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное.
Актуальность программы  курса обусловлена тем, что:
- знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. 
- Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.
- позволяет расширить знания учащихся о родном крае.
Главная цель:   – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, его истории и особенностях. 
Задачи:   
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности;
освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями;
формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Описание места программы курса «Юный следопыт» в учебном плане.
Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.
Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле).
Еще одна важность заключается в том, что в основе работы курса лежит организация клуба «Юный следопыт», куда должен вступить каждый ребенок на официальных правах. Так он становится безоговорочным участником всех проектных работ. У него появляется право выполнения своей индивидуальной работы по интересующей только его теме. Также такая процедура «вступления» оказывает благотворное влияние на ответственность детей к работе.
Сама работа курса включает в себя: проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний клуба младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Планируемые  результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В результате работы проектной деятельности «Юный следопыт»  обучающиеся на ступени начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
обретут чувство гордости за свою Родину, народ и его историю;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
получат возможность осознать своё место в мире; 
познакомятся с некоторыми способами изучения природы родного края и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
выделять объект исследования;
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
вести наблюдения окружающего мира;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
работать в группе.
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; —осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; — проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- Умения и навыки работы в сотрудничестве;
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- Умение выдвигать гипотезы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения иллюстраций, аудио объектов;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Характеристика результатов
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы;
- особенности родного края (достопримечательности, природа, люди)
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
Направления работы проектной деятельности

Тематическое  планирование. 1 класс

Наименование тем Количествочасов
Введение (1 час)
1. Что такое проект 1
Учимся делать проекты (8 часов)
2 Что такое проблема 1
3 Как мы познаём мир 1
4-5 Школа «почемучек» 2
6-7 Удивительный вопрос 2
8-9 Источники информации 2
Мы исследователи (25 часов)
10-11 Любимое число 2
12-14 Классная газета. Рубрики. 3
15-16 Почему мы любим, встречать Новый год 2
17-19 Игры  и игрушки наших дедушек и бабушек 3
20-23 Растения 4
24-25 Детская косметика: за и против 2
26-31 Сказки 6
Заключение ( 3 часа) 32 Что мы узнали и чему научились за год. 1
33-34 Моя лучшая работа. 2
Тематическое планирование. 2 класс
№ Наименование тем Количество часов
Моя маленькая родина (5 часов)
1. Моя школа – мой дом 1
2. Из истории школы. Традиции школы 1
3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. 1
4. Достопримечательности на нашей улице. 1
5. Мой район 1
Наш город (5 часов)
6. Где мы живем (Россия, город …). Имя моего города 1
7. Символы нашего города 1
8. Культурно – просветительные учреждения нашего города 1
9. Профессии города. Где работают родители 1
10. Конкурс рисунков «Наш город» 1
Наша область (18 часов)
11. Географическое положение нашего края. Наша область на карте России 1
12. История возникновения моего города 1
13. Символика моего города 1
14. Коренные жители нашей области 1
15. Богатства нашей земли. 1
16. Традиционные ремесла моего края 1
17. Растительность нашего края. Деревья 1
18. Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека 1
19. Животный мир нашей области. Разнообразие животного мира 1
20. Животный мир нашей области. Охрана и значение животного мира 1
21. Водоемы нашего края. Реки и озера 1
22. Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов 1
23. Какие полезные ископаемые добывают в нашей области 1
24. Нефть – черное золото. 1
25. Сельское хозяйство в нашей области. 1
26. Что растет на полях нашей области. 1
27. Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства. 1
28. Создание викторины. 1
Люди нашего края (5 часов)
29. Труд людей нашего края 1
30. Люди, прославившие мой город. 1
31. Экскурсии на предприятия города 1
32. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители 1
33. Профессии и предприятия, на которых работают наши родители 1
Итоговые занятия (1 час)
34. Мы хотим Вам рассказать… 1
Тематическое планирование. 3 класс

Наименование тем
Количество часов
1-8 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период. 8
9-16 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период. 8
17-20 Свойства воздуха. 4
21-26 Свойства воды. 6
27-34 Условия, необходимые для развития растений. 8
Тематическое планирование. 4 класс
№ Наименование тем Количество часов
1-6 Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание) 6
7-10 Определение прозрачности воды 4
11-20 Свойства воздуха 10
21-27 Дневник наблюдений за погодой 7
28-34 Почва и ее состав 7