Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный следопыт


Краснодарский край, Кущёвский район, хутор Зелёная Роща
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 19

Программа кружка
«Юный следопыт»
1-4 класс
Духовно-нравственное направление
Учитель
Кушнир Татьяна Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Юный следопыт» составлена для работы с младшими школьниками 1-4 классов и направлена на духовно-нравственное воспитание младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.
Кружок «Юный следопыт» по содержанию имеет краеведческую направленность. По времени реализации кружок рассчитан на годичную подготовку учеников в рамках данной программы-на 34 часа.
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время все больше возникает потребность в расширении кругозора учащихся, ознакомлении их с жизнью страны, воспитании любви к родине, гордости за свой народ. Изучение родного края, его истории, культурных традиций, современных достижений – процесс увлекательный для совместной деятельности, открывающий большие возможности для реализации творческих проектов, экскурсий, встреч, выполнения исследовательских работ и поисковых заданий. Помимо того, программа предполагает изучение истории родной школы, что позволит не только узнать страницы ее прошлого, но и воспитать чувство гордости к ней.
Программа внеурочной деятельности «Юный следопыт» является актуальной, т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Кружок «Юный следопыт»» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.

Задачи программы:
Образовательная:
приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
Воспитательная:
- формировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитание интереса к истории родной школы и края.
- углубить и расширить знания учащихся по истории родного края, школы;
- развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками;
- способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников;
- приобщить учащихся к поисково-исследовательской работе;
- дать дополнительные знания по гуманитарным предметам;
- воспитать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Формы занятий:
теоретические занятия (изучение истории родного края, села и основ музейного дела);
практические занятия (работа по созданию школьного музея).
Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музейной деятельности. Предполагает организацию посещений музеев, музейных комнат района и края, просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музеях.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный поиск, совместную деятельность с родителями, сбор экспонатов для музейной комнаты школы, первичное знакомство с музейным делом.
В ходе занятий предполагается задействовать широкий круг источников: источники личного происхождения – воспоминания, фотоматериалы и т.д., периодическую печать и другие. Также занятия предполагают самостоятельный поиск литературы учащимися для расширения их кругозора.
Ожидаемые результаты:
- получение учащимися умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности;
- формирование навыков исследовательской и поисковой работ;
- воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю;
- оформление и пополнение школьного музея.
В качестве проверки результатов освоения программы предполагается проведение бесед, дискуссий, организация конференции по итогам учебного года, в ходе подготовки к которым учащиеся должны представить собственную самостоятельную работу.
Ожидаемый результат:
рост познавательной активности у ребят;
увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
Личностные результаты :формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Предметные результаты :расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
понимание специфики каждой;
Метапредметные:
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию.
Население: национальный состав населения; труд людей в селе.
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Рекомендуемая литература:
Голованов В.П. Педагогика дополнительного образования детей .Емельянов Б.В. Экскурсоведение-М.2000.
Музей и школа: пособие для учителя/ под редакцией Т.А.Кудрявцевой.
Юренева Т.Ю. Музееведение-М., 2003
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике./ М.Ю. Юхневич.-М.,2001.
Календарно-тематическое планирование
кружка «Юный следопыт»
№ п/п Тема Кол-во часов Дата Элементы содержания занятия
план факт КРАЕВЕДЕНИЕ (12 ч.)
1. Краеведение 1 Что такое краеведение? Роль школьного краеведения.
2. Исторический источник 1 Типы и виды источников. Методы работы с источником. Методика обработки школьного материала
3. Что такое музей? 1 Изучение роли музеев в жизни человека, как фактора воспитания .Основные социальные функции музеев. Роль школьного музея.
4. Роль музея в жизни человека. 1 5. Экскурсия в районный краеведческий музей. 2 Знакомство с историческим и культурным наследием района.
СОЗДАНИЕ ЛЕТОПИСИ РОДНОЙ ШКОЛЫ (22 ч.)
6. Я и мой класс 1 Сбор материала для создания альбома своего класса.
1 Создание истории класса, оформление альбома.
7. Наша школа: собираем информацию 2 Сбор информации о школе и экспонатов для музейной комнаты: фотографии, воспоминания родителей.
2 Проведение интервью с учителями, директором, выпускниками.
8. Знакомство с правилами оформления экспонатов. 2 Понятия «музейная экспозиция», «экспонат».Тематические экспозиции музея.
9. Классификация и регистрация экспонатов о школе. 2 10. Оформление стенда (стенгазеты) о школе. 2 Классификация собранной информации, создание макета стенда.
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА (34 ч.)
11. История возникновения моего хутора. 2 Основание хутора. Работа с архивными материалами.
12. Великая Отечественная война и наш хутор. 3 Участие хуторян в войне. Сбор информации о ветеранах войны, воспоминания жителей.
13. Мой хутор раньше и теперь. 2 Жизнь села в советское и современное время.
14. Трудом славны мои земляки. 2 История колхоза «Маяк коммунизма».
Встречи с бывшими колхозниками, сбор воспоминаний.
15. Экскурсии по местам боевой славы района. 4 Организация поездок по памятным местам района, знакомство с памятниками воинам-землякам.
16. Наши земляки. Известные люди нашего хутора. 2 Знакомство с людьми, добившимися значимых успехов в жизни.
17. ОБОБЩЕНИЕ 1ч. Подведение итогов работы за год.
Всего: 34 часа.