Рабочая программа по изо (индивидуальное обучение для детей инвалидов и детей с ЗПР)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Программа рассчитана на 17 часов ( 0,5 часа в неделю)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России, программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского. Учебно – методический комплект (УМК):
Неменская Л.А. Изобразительное искусство. «Искусство всюду вокруг нас»: учебник для 3 класса (2010 г.)
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. без приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда — с далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников — Мастеров Изображения, Украшения, Постройки — в создании среды жизни человека. В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах: «Что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира — дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусств в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей. В данном классе обучаются дети седьмого вида, обучение которых ведется по традиционной программе. Но требования ЗУН другие. Настоящий курс рассчитан на 17 часов школьных занятий. 1 час в 2 недели. Уроки состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы по теории изобразительного искусства, композиции, живописи, декоративно прикладного искусства. В программу включены экскурсии, беседы, посещение выставок.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Цель: третьего года обучения – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний , раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма.
Задачи:
Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; Фантазии, т.е.способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
Воспитание культуры восприятия произведений ИЗО;
Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;
Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Ученики должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
•имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
названия наиболее крупных художественных музеев России;
названия известных центров народных художественных ремесел России.
Ученики должны уметь:
•применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
•различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
для самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
Формы контроля уровня обученностиВикторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценка "5"
·        учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;
·        правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;
·        верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;
·        умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
·        учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
·        гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
·        умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
·        учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
·        допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
·        учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
·        не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
·        учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идеи содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегосяОБОРУДОВАНИЕ
• Учебные столы, зкран, компьютер, мультимедийный проектор
• Доска большая универсальная
• Стеллажи для хранения работ, художественных материалов, методического фонда.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
Образцы работ обучающихся
Методические таблицы с изображением этапов работы (по темам программы)
Фотографии проектов обучающихся
Иллюстративный (фото-, видео-) материал работ.
Информационные источники и средства обучения.
Для учителя:
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству / Творческий центр Сфера, Москва, 2007.-156с.
2.Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического – СПб.: КАРО, 2004. – 176с.: ил.
3. Ельченко Н.Ю., Бобкова Л.Г. разработка рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» методические рекомендации для учителей изобразительного искусства 4. Ельченко Н.Ю. Оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства / 5. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство «Ты и искусство» учебник для второго класса (2010 год).
6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Москва , «Просвещение», 2007.-141с.
7.Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2010г.
8 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе. /Москва, Издательский центр «Академия», 1999.-364с.