Комплекс интонационных упражнений в младших классах на примере анализа учебных пособий по сольфеджио


Комплекс интонационных упражнений в младших классах на примере анализа учебных пособий по сольфеджио
ТОКОВЕНКО Анна Валерьевна

Задачей курса сольфеджио является всестороннее развитие музыкального слуха.
На это направлены все формы работы по данному предмету.
Существуют два вида музыкального слуха: интонационный и аналитический.
Интонационный слух -навык пения, воспроизведения нотного текста, способность воспринимать, запоминать звуки разной высоты.
Музыкальное восприятие и воспроизведение тесно взаимосвязаны.
Процесс формирования интонационного слуха - восприятие музыки, подражательное пение ребёнка в раннем возрасте (рефлекторное) до яркого , чёткого осознания музыкантом ступеней, интервалов, ладотональности, аккордов.
Интонация» и «интонирование» - слова однокоренные. В основе этих слов лежит понятие - «тон» - звук определённой высоты, находящийся в тех или иных отношениях к другим звукам.
Человек мысленно (а иногда и вслух) напевает, вспоминая и воспроизводя то или иное музыкальное произведение.
Интонирование, как любая деятельность осуществляется на базе функционирования памяти. Способность к запоминанию высоты и удержанию её на протяжении отрезка времени- важное условие точного и осмысленного интонирования. Память на высоту обеспечивает запоминание тоники и иных опорных тонов лада, которые необходимы в процессе точного интонирования мелодии.
На первом этапе развития интонации нужно воспитывать чувство тональной устойчивости, освоить диатонику на любой высоте.
Следующий этап -воспитание способности «преодолевать» диатонику (упражнения «вне лада», от любого звука).
Затем -освоение альтерации ступеней, хроматических и проходящих вспомогательных, и наконец, переход в новую тональность при отклонениях и модуляциях (переосмысление).
Процесс формирования интонационных навыков в курсе сольфеджио слагается из 4 -х моментов:
Слушанье (эмоциональное восприятие);
Пение по слуху;
Технические упражнения(изучение интонаций);
Пение по нотам (исполнение музыкальных построений).
Значение интонационных упражнений -подготовить базу для интонирования мелодий, т.е. чтения с листа, воспроизведение голосом музыкальных произведений.
Немалую роль при чтении с листа играет зрительное восприятие нотного текста , умение понять написанное (плавное движение, узкие и широкие скачки, опевание звука и т. д) поэтому работая над развитием интонационного слуха следует укреплять связь между зрительными представлениями и их звуковом воплощении.
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения в умеренном темпе, в свободном ритме по руке педагога. В дальнейшем их нужно ритмически оформлять.
Упражнения даются как в ладу (гаммы, ступени лада, секвенции, интервалы , аккорды в ладу с разрешением), так и от заданного звука.
Важно приучить учеников слушать себя при пении, следить за качеством звука (точность высоты), дыханием.
Интонируемые упражнения -составная часть каждого урока сольфеджио. В то время как одни упражнения, проработанные в классе и дома, поются подолгу, постепенно становясь привычными для учащихся и могут быть спеты по первому требованию преподавателя (перед диктантом, перед сольфеджированием), другие быстро сменяются новыми. В свою очередь, эти «новые» через некоторое время становятся хорошо знакомыми и занимают своё место в строю слуховых и интонационных навыков, пополняя накопленный багаж знаний.
Проработка каждой темы в курсе сольфеджио может идти примерно по одному пути. Сначала краткое объяснение с соответствующими примерами из музыкальной литературы; затем пение специальных технических упражнений, от простых к более сложным; слуховой анализ примеров, сочинённых преподавателем, позже -образцов из художественной музыкальной литературы. Пение с листа, с элементами из новой темы, и ,наконец, диктант.
Таким образом, интонируемые упражнения, выступая в самом начале каждой темы, принимают на себя значительную нагрузку. Они заостряют внимание, слух, память учащихся именно на данном микроэлементе муз. языка.
Работа над чистотой интонирования -одна из важнейших и самых трудных задач в курсе сольфеджио.
Особое значение в этом процессе приобретают певческие навыки.
В занятиях сольфеджио используется ряд общеизвестных упражнений:
Пение мажорных и минорных гамм;
Пение интервалов на ладовой основе и от заданного звука;
Пение звукорядов ладов народной музыки;
Пение и разрешение диссонирующих интервалов;
Пение гармонических последовательностей, включающих альтерации и модуляции;
Пение упражнений для развития чувства ритма;
Пение с транспонированием;
Пение упражнений на различные приёмы преобразования тематического материала.
ГАММЫ
Пение натуральных мажорных гамм нужно начинать в первый период развития слуха. Для этого выбираются тональности, удобные для диапазона голоса тональности.
До начала пения учащимся должна быть известна структура гаммы, особенное внимание следует уделить «вводнотонывым тяготениям между полутонами.
Существует методика пения гаммы в объёме тонической квинты (до -соль), с добавлением в дальнейшем VII ступени снизу и VI сверху (Б. Незванов «Интонирование в курсе сольф-о», стр. 62). Преимущества гаммы в квинтовом диапазоне в том, что она заставляет интонировать большие и малые секунды( тоны и полутоны), выявляет мажорное или минорное наклонение лада.
Важно выработать у учащихся чувство «вводнотоновости» (м. 2, III и IV ступени маж. лада, II и III ст. минорного лада).
Необходимо на протяжении пения гаммы твёрдо помнить первый звук тоники. Это основной момент развития внутреннего звука.
Для этого ещё можно использовать пропевание гаммы по частям -вверх вслух, вниз- «про себя» и наоборот, с пропуском ступеней( устойчивые -вслух, неустойчивые - «про себя»). Когда закрепится представление о мажорном ладе, можно переходить к минору.
Освоение трёх видов минора происходит на тех же упражнениях, а также используются упражнения, подчёркивающие характерные ладовые обороты (соединение VII н. с тоникой, VII с тоникой), восходящий ход на ув. 2.
Нельзя допустить неосознанное «механическое» пение гаммы, как заученной мелодии. Нужно для этого разнообразить, варьировать исполнение звукоряда (тетрахордами, в разных ритмах, размерах, по очереди несколькими учениками).
ИНТЕРВАЛЫ
Большое значение на начальном этапе развития интонационного слуха - изучение интервалов в ладу и взятых от любого звука. Тренировка в интонировании интервалов от отдельных звуков служит накоплению внутренних музыкальных представлений, вокально -певческих ощущений при пении их и закрепление в памяти их звуковых образов.
Необходимо отметить, что всякое созвучие несёт в себе две функции -фоническую( эмоциональную) и ладовую (логическую). Созвучия вначале должны изучаться в основных ладах (нат.dur и нат. moll) с разделением на 4-ре группы: тоническая функция, субдоминантовая, доминантовая, смешанная и неопределённая.
Вначале знакомства с интервалами необходимо объяснить на какие виды разделяются интервалы (широкие -узкие, диссонансы- консонансы), научить учеников различать интервалы на слух.
С самой первой стадии освоения интервалов каждый из них должен восприниматься учащимися как интонация. Для этого петь интервалы нужно друг за другом вне всякого ритма, чтобы не получились два не связанных друг с другом звука, и добиваться вспоминания интонации «про себя».
Интервалы следует петь в разных направлениях- восходящем и нисходящем, а также чередуя направления.
Необходимо наряду с пением отдельных интервалов в тональности петь интервалы в виде последовательностей («цепочек»):
I II VI V VII
3 4 2 6 2
Или
I II III VI V III
3 4 6 3 6 3
Последовательности, когда производный тон предыдущего интервала служит исходным для следующего. Например:
б3 ч4 б3 б2 м6 ум5 и т.д
Подобные задания подготавливают учащихся к освоению модуляций. Учащиеся приучаются слушать не только один голос, а оба голоса интервальной последовательности.
Усложнять задания, составляя последовательность таким образом, что каждый интервал строится от нового звука:
До ля фа соль ре ля ре
б3 ч5 ч4 м3 б7 б3 ув4 и т. д.

СТУПЕНИ
Важную и взаимодополняющую роль в интонировании интервалов играет интонирование ступеней.
«Ступеневый слух не может развиваться без всякой опоры на интервальные представления, и наоборот -интервальный слух должен базироваться на ступеневом…»

(Е.В. Назайкинский)
Осознание интервала делает воспроизведение хода от одной ступени лада к другой именно интонированием, и сами ступени становятся не отдельными высотными точками , а вступая в непосредственную связь между собой, приобретают смысл интонации (особенно, если интервально -ступеневые последовательности оформлены метроритмически).
Пение ступеней в ладу должно выработать чувства опорности ( I - III -V) и вводнотонности (VII - II - III - VI). развитое чувство вводнотонности способствует большей выразительности интонирования и обеспечивает овладение учащимися навыками восприятия и интонирования хроматизма.
Большое значение педагог должен придавать пению и определению на слух ступеней мажора и минора.
Важное значение для интонирования приобретают ступени Т 53 (III, V)
Неоднородно воспроизводятся неустойчивые ступени. Так VII отстоит на 0,5 тона от устоя и интонируется очень ярко и высоко, а II ступень на 1 тон, что немного ослабляет её тяготение в тонику. VI и IV ступени занимают своеобразное положение и в разных ладах интонируются по -своему ( в мажоре -VI ярко, высоко, а в миноре затаённо, с тенденцией к понижению).
Для развития ступеневого слуха используются упражнения:
1) поочерёдное пение учащимися устойчивых и неустойчивых ступеней гаммы:
1 ученик «до» - «ми» - «соль» - «ми» - «до»
2 ученик - «ре» - «фа» - «ля» - «ре»
2) устойчивые ступени -громко, неустойчивые -тихо.
3) устои -вслух, неустои -мысленно.
4)пение ступеневых «цепочек»:
I III II VII I;
I III V IV III II VII I и т. д.
АККОРДЫ
Следующий этап после освоения ступеней и интервалов - интонирование 3-х и 4 -х звучных аккордов.
Для формирования интервального и аккордового слуха необходимы навыки:
а) медленного и быстрого перехода с одной ступени на другую и ощущение интонаций между этими звуками;
б) правильное пение своей партии при одновременном восприятии другой в гармоническом многоголосии.
Аккорд состоит из интервалов, поэтому некоторые приёмы для интонирования интервалов вполне могут быть использованы и при интонировании аккордов.
Можно использовать приём «подстройки» голосов (поочерёдное вступление голосов) к начальному тону. это даёт возможность услышать вертикаль в 3-х или 4-х голосном звучании. После этого снять его и ещё раз повторить свой тон одновременно.
Одноголосное интонирование должно быть обязательно в обоих направлениях -вверх и вниз. Это принесёт пользу при пении с листа и анализе аккордов на слух.
Аккорды как и гаммы лучше интонировать в определённых метроритмах.
Из пройденных аккордов составляются последовательности в тональности и вне лада ( «цепочки») -цифровки в форме 8 -ми такта. Усложнять эти упражнения можно меняя направления аккордов то вверх, то вниз.
Очень важно прочно закрепить в памяти учащихся звучание того или иного аккорда и его обращения.
Для обострения гармонического слуха полезно наиболее удачные ,с точки зрения голосоведения, гармонические последовательности учить так: три голоса играть, а пропущенный петь.
Теперь рассмотрим на примере некоторых учебных пособий предложенный комплекс интонационных упражнений, начиная с подготовительного класса по четвёртый включительно.
Подготовительный класс
1) пение с названием нот гамм До -мажор ( 1-е полугодие), Фа -мажор , (2-е полугодие)
(Ю.Фролова «Подг. Класс» стр. 36, стр. 69, стр. 42 б), в), стр. 53.)
Давыдова «3 класс” стр. 14 упр. 45)

ля -минор, ре - минор
(Ю.Фролова «подг. Класс» стр.56, стр. 79, стр. 82 в) ,г)
2) пение устойчивых и неустойчивых ступеней;
3) знакомство с интервалами -латинские названия, количество ступеней (цифры), звучание (теоретические сведения, интонации, построения от звука секунды, терции, пропевание на примере гаммы и ступеневых цепочек);
4) интонации б2 -м2 (Фролова стр. 71 (г);
1 -й класс
1) работа в тональностях(гаммы, ступени) Соль- мажор , Ре- мажор , ля -минор, ре -минор,
(Ю, Фролова «1 -й класс»: стр.20, стр. 28,
А. Барабошина «Сольф -о» 1 -й класс стр. 52;
Е. Давыдова «Сольфеджио» 3 класс: стр. 42, (182);
Тональности ре -минор, ля -минор, ми -минор (гармонический вид минора)
Ю.Фролова «1 класс» стр. 49 (а -в), стр. 37, 44 (а- б), стр. 45 (г), стр. 46 (а -б)
Давыдова -Запорожец «3 класс»
Стр. 23 (87) стр. 42 (4).
2) устойчивые и неустойчивые ступени лада, ступеневые дорожки
Ю.Фролова «1 класс» стр. 5, 12, 75
А. Барабошкина «1 класс» стр. 52;
3)знакомство с интервалами ч 4, ч 5, м6 ,б6, разрешение неустойчивых интервалов
(Ю.Фролова «1 класс» стр. 35 (№ 2);
Е. Давыдова - С. Запорожец стр. 31 (123-124), стр. 31, 32 (126 ,129), стр. 37 (157, 158, 160, 162)
4) Аккорды. построение и пение трезвучий вне лада, трезвучие D53 (в гарм. Миноре - VII ), Т, S,D
Е. Давыдова -С. Запорожец стр. 34 (142, 144, 146, 148, 149);
Ю.Фролова «1 класс” , стр. 12, 13 , 43.
5)пение по нотам -сольфеджирование:
Ю.Фролова «1 класс» стр. 6, 9. 31 (б- в);
Пение двухголосных упражнений
Стр. 93 (№ 4 и е), стр. 76, 101, 102 (7);
А. Барабошина «1 класс» стр 71- 72.
6) пение секвенций
Ю.Фролова “1 класс»: стр. 21.
2 -й класс
1) пение гамм в тональностях - B - dur, Es - dur, A -dur g -moll, fis - moll, c -moll;
2) пение ступеней, ступеневых дорожек
Е. Давыдова -С. Запорожец «3 класс»: стр. 17, 21, 23(9); стр. 21, 49 (208-209), стр. 50-51, стр. 57, стр. 78 ( 336, 337, 340).
Ю.Фролова « 2 класс» : стр. 21 (б, д), стр. 25 (а - в), стр. 27 (а, б) , стр. 34 (г), стр. 39 (б0); стр. 44-45 (а -в), стр. 55, 56, стр. 76-77, 81-82;
А. Барабошкина «2 класс» стр. 16 -19.
3)пение интервалов:
А. Барабошина «2 класс» стр. 53- 55;
Ю.Фролова «2 класс»: стр. 26, стр. 45( а, в), двухголосие стр. 82 (д) , стр. 88, 94 (а- в)( один голос петь, другой играть- пример гармонического вида интервалов);
3)аккорды -трезвучия и обращения -секстаккорд, квартсекстаккорд:
Ю. Фролова «2 класс” : стр. 36, 57-59, 60, 62, 75 (з);
Е. Давыдова -С. Запорожец «3 класс»: стр. 16 (51,52,54,61), стр. 18 ( 60), стр. 55, стр. 61 (258, 260), стр. 66 (266, 284, 297, 298);
Пение аккордовых последовательностей в F, G, d, e
T(t) S D T III VI D T
T53 T6 T64 / S53 S6 S64 / D53 D6 D64 стр. 69, 76 (Ю. Фролова «2 класс»);
4) пение двухголосных упражнений
А. Барабошина «2 класс» стр. 47;
Ю. Фролова «2 класс» стр. 14 (е), стр. 34 (е), стр. 39 (д).
5) чтение с листа:
А. Барабошина « 2 класс» стр. 38
3 класс
1) пение гамм в тональностях Es dur, A dur, c moll, fis moll.
(3 вида):
Е. Давыдова «3 класс» стр. 55 (232), стр. 57 (240, 241, 243).
2) пение ступеней и ступеневых дорожек:
Ю. Фролова « 3 класс» стр. 20, стр. 63;
Е. Давыдова - С. Запорожец «3 класс» стр. 55 (233, 236)
3) пение интервалов (тритон, ув 4- ум.5 в мажоре и миноре):
Е. Давыдова - С. Запорожец «3 класс» СТР. 61 (262 а, б, в)
Пение обращения интервалов:
Е. Давыдова - С. Запорожец «3 класс» стр 65 (280 а, б)
4) аккорды. Пение трезвучий от всех ступеней гаммы в ритме
Ю. Фролова «3 класс» стр. 30-31.
Пение аккордов:
Е. Давыдова - С. Запорожец «3 класс» : стр. 61 (262 (2));
Пение обращений аккордов:
Е. Давыдова - С. Запорожец «3 класс» : стр. 67 (289 а- г);
5) пение по нотам упражнений, с листа
Ю. Фролова «3 класс» стр. 9, 26, 40 , 66- 67;
6) пение двухголосий :Ю. Фролова « 3 класс» стр. 14(д), стр. 20,(д) стр. 60 , стр. 73 (г), стр. 104 (г).
4 класс
1) работа в тональностях, пение гамм - E dur, Es -dur, Es -dur, cis -moll, f -moll, g -moll, h -moll, три вида мажора и минора.
Е. Давыдова - С. Запорожец «4 класс» : стр. 6, 7 (17, 21), стр. 18 (64), стр. 56 (1- 4), стр. 59 ( упр. 212 № 4- 5)
Ю. Фролова «4 класс» стр. 15, 19, 40
повторение тональностей :
Е. Давыдова - С. Запорожец «4 класс» стр. 1-3.
Гармонический мажор:
Ю. Фролова «4 класс» стр. 35, 37 -38 (4);
2) пение ступеней
Е. Давыдова - С. Запорожец «4 класс» : стр. 4 (№4);
Ю. Фролова «4 класс» стр. 16-17 (а-ж), стр. 22 (а- г);
3) пение интервалов в тональности.Характерные интервалы (ув.4, ум.5) :
Ю. Фролова «4 класс»стр. 39 (2), стр. 28( г, в, д)
Е. Давыдова - С. Запорожец «4 класс» : стр. 19 (6) , стр. 20 № 74 (1- 4);
Стр. 30 упр. №108- 111, стр. 33 (127);
4) пение аккордов. Трезвучия T S D:
Е. Давыдова - С. Запорожец «4 класс» :, стр. 4 (а- в), стр. 36 упр. № 138(б), 139, стр. 41 (159) а -б.
Пение D 7 ,септаккордов:
Ю. Фролова «4 класс»: стр. 42- 43, стр 44 (2) пение аккордовых последовательностей
5) пение упражнений с листа, двухголосий , секвенций:
Ю. Фролова «4 класс» Стр. 16 -17 ( а -ж), стр. 22 (а -г);
Стр. 4 (№ 7 -9);
Е. Давыдова - С. Запорожец «4 класс»:двухголосия № 114, 115, 122.
Литература:
Давыдова Е.Сольфеджио для 3 класса ДМШ// методическое пособие.- М.: Музыка,1976.
Биркенгоф А.Интîнируемые упражнения на занятиях сольфеджио.-М.: Музыка, 1979.
Вахромеев В. А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ.- М.: Музыка, 1966.
Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио- М.: Музыка, 1986.
Вафоломос А. Пение в курсе сольфеджио.-Л.:Гос. Муз. Издательство, 1962.
Незванов Б. Интонирование в курсе сольфеджио.-Л.: Музыка, 1985.
Методика воспитания интонационного слуха//методическая разработка для ДМШ.-М.,1989.
Интонационные упражнения в курсе сольфеджио//методическая разработка для преподавателей сольфеджио средних специальных учебных заведений.-М., 1988
Сладков П. Основы сольфеджио.-М., 1997
Барабошкина А. сольфеджио 1 -4 класс.- М., Музыка, 1989.
Фролова Ю. учебное пособиедля ДМШ.-Ростов- на -Дону, : «Феникс», 2002.
Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио 3 класс.-М.: Музыка, 2005
Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс.-М.: Музыка, 1995.