Адаптированная рабочая программа для детей инвалидов и детей с ЗПР (индивидуальное обучение 3 класс)


Пояснительная записка
Адаптированная индивидуальная образовательная программа начального общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану Муниципального общеобразовательного учреждения «Ям –Тесовская средняя образовательная школа « д. Ям – Тесово Лужского района Ленинградской области разработана на основе следующих документов:
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 (зарегистрирован в Минюсте России от 03.02.2015 г. №35847).
Проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с задержкой психического развития.
Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС для детей с задержкой психического развития .Конституция РФ.
Конвенции о правах ребенка.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Письмо министерства образования и науки РФ от 7.06.2013г № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Цель реализации АООП НОО для обучения на дому по индивидуальным учебным планам - формирование у обучающихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучения на дому по индивидуальным учебным планам предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечить гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование;
- создать комфортную педагогическую среду коррекционно-развивающего типа для каждого школьника с учетом своеобразия его личности, которую формируют: педагоги и их взаимоотношения с ребенком, конкретные процессы, происходящие на учебном занятии; родители и их взаимоотношения с ребенком; внеучебное время.
- обеспечить обучающихся знаниями, способствующими не только предметной подготовке, но и помогающими формированию социального опыта и коррекции личности ребенка на основе индивидуальных возрастных особенностей на этапе начального общего образования.
- создать основу для адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельности;
- формировать у обучающихся ценности здоровья и ЗОЖ.
- обеспечить социально-педагогическими отношениями, сохраняющими физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.
В основе реализации АООП НОО лежат личностно – ориентированный и деятельностный подходы к обучению обучающихся с ОВЗ, которые предполагают:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
- отношение к ученику как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а по собственному желанию и проявлять собственную активность;
- опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ям-Тесовская СОШ» для обучения на дому по индивидуальным учебным планам имеет следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированных образовательных программ начального общего образования.
3. Учебный план начального общего образования для обучения на дому учащихся с ОВЗ (индивидуальные учебные планы).
4. Рабочие программы учебных предметов.
5. Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения АООП НОО.
6. Условия реализации АООП НОО.
Цель программы: 
обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи программы: 
1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 2.Создание комфортной обстановки для получения обучающимися образования. 3.Организация психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Ценности программы: Определение необходимых и достаточных условий для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка. Приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка как активного носителя субъективного опыта в образовательном процессе.
Актуальность: Ребенку, согласно заключению ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной индивидуальной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития до окончания четвертого класса, а также в соответствии с ИПР инвалида . Адресность программы:Адаптированная индивидуальная образовательная программа создана для обучающейся 3класса Трифоновой Дианы, имеющей ограниченные возможности здоровья.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО
В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение специфической для младшего школьного возраста учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Поэтому одной из важнейших задач начального общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение « условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения,- детей с ограниченными возможностями здоровья», учёт их образовательных потребностей.
Цель программы - создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация. Для реализации программы коррекционной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность, созданы специальные условия обучения и воспитания, учитывающие особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно – оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
Освоение адаптированной образовательной программы начального общего образования, созданной на основе Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с задержкой психического развития трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные универсальные учебные действия .У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе Знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимая необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, спорности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие моменты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее уставные причинно-следственные связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные дня партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
3.Учебный план начального общего образования для обучения на дому обучающихся с ОВЗ
Пояснительная записка к индивидуальному учебному плану Трифоновой Дианы обучающейся 3 класса на 2016-2017 учебный год
Учебный план индивидуального обучения на дому в МОУ « Ям-Тесовская СОШ » является нормативным правовым актом, устанавливающим перечень предметов и объём учебного времени, отводимого на их изучение.
Индивидуальный учебный план по реализации домашнего обучения для обучающейся Трифоновой Дианы разработан в соответствии с приказом комитета образования администрации Лужского муниципального района от 07 сентября 2016года № 425
Индивидуальный учебный план разработан в соответствии с базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях;
Постановление правительства Ленинградской области от 12 ноября 2013 г. N 392 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Ленинградскй области»; Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993)
Приказ по школе № 198 от 07.09.2016г. «Об индивидуальном обучении на дому»
Организацию обучения на дому регламентирует Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (согласно п.10 ст.66 для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей – инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать общеобразовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому). Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому, направлено на создание благоприятных условий для обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, соматического и нервно-психического здоровья и основывается на принципах: - обеспечения конституционных прав детей-инвалидов на получение общедоступного качественного общего образования путем интеграции традиционно организованного учебного процесса и дистанционных образовательных технологий; - законности, демократизма, и гуманного отношения к детям; - индивидуального подхода к детям; - социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов с использованием элементов дистанционных технологий; - создания условий для обеспечения охраны здоровья детей-инвалидов.
Индивидуальный учебный план ориентирован на достижение основной цели обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, а также в соответствии с ИПР инвалида. Индивидуальный учебный план обучения на дому составлен для обучающейся 3 класса Трифоновой Дианы на основании заявления родителей, заключения врачебной комиссии от 15.07.2016 г. № 44 и заключения психолого-медико-педагогической комиссии от 27.05.2016 протокол № 12 И/16. Основываясь на рекомендациях ПМПК, учитывая индивидуальные особенности обучающегося, Трифоновой Диане рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития, а также в соответствии с ИПР инвалида.
Учебный план включает предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Иностранный язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство» и «Музыка», «Технология», «Физическая культура. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляют психолог (психолого-педагогический центр «Семья» г. Луги), учителя-предметники. Цель психологического сопровождения - создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме. Основными принципами содержания и форм работы являются: соблюдение интересов ребенка, системность, непрерывность, вариативность и рекомендательный характер. Психологическое сопровождение можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогу в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога. Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем: - определение наиболее адекватных путей и средств коррекционно-развивающей работы с ребёнком; - прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития; - реализация собственно психологической коррекционно-развивающей работы на протяжении всего образовательного процесса.
При обучении на дому устанавливается режим пятидневной учебной недели. Продолжительность учебного года в 3 классе – 34 учебные недели. Продолжительность урока - 40 мин. Продолжительность перерывов между уроками составляет не менее 10 минут. Максимальный объем учебной нагрузки в 2016-20167учебном году составляет 8 часов в неделю. Годичный план работы организован по учебным четвертям. Каникулы установлены в соответствии годовым календарным учебным графиком МОУ «Ям-Тесовская СОШ» на 2016-2017 учебный год.

Учебный план
индивидуального обучения на дому
Трифоновой Дианы Максимовны
обучающейся 3 класса МОУ «Ям-Тесовская СОШ»
Принято «Утверждаю»
решением педагогического Директор МОУ «Ям-Тесовская СОШ»
совета ________________ Михайлова Н.А.
протокол № 1 от «31» августа 2016 г Приказ № 198 от «07» сентября 2016
«Об индивидуальном обучении на дому»
Образовательные компоненты
(учебные предметы) Итого количество часов
в неделю Итого количество часов
в год
Русский язык 2 68
Литературное чтение 1 34
Математика 2 68
Окружающий мир 0,5 17
Изобразительное искусство 0,5 17
Музыка 0,5 17
Физическая культура 0,5 17
Иностранный язык 0,5
17
Технология 0.5 17
Объём учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе 8 272
ИТОГО 8 часов272
Принято «Утверждаю»
решением педагогического Директор МОУ «Ям-Тесовская СОШ»
совета ________________ Михайлова Н.А.
протокол № 1 от «31» августа 2016 г Приказ № 198 от «07» сентября 2016
«Об индивидуальном обучении на дому»
Расписание уроков индивидуального обучения на дому
ученицы 3 класса
Трифоновой Дианы
День недели Урок Время
Понедельник Математика
Изобразитеьное искусство 8.35- 9.15
12.20 – 13.00
Вторник Окружающий мир
Русский язык 11.10 – 12.00
12.20 – 13.00
Среда
Музыка
Литературное чтение 11.10 – 12.00
13.10 – 14.00
Четверг Физкультура
Русский язык 12.20 – 13.00
13.10 – 14.00
Пятница Иностранный язык
Технология
Математика 11.10 – 12.00
12.20 – 13.00
13.10 – 14.00

С расписанием уроков ознакомлены:_______________________________________________________________
(ФИО родителя или законного представителя)
«______» _________________ 20 г.
____________________________________________________________