Урок развития речи в 7 классе Подготовка к сочинению-описанию русского национального костюма В рамках конкурса Туган тел


Урок развития речи в 7 классе
Тема: «Золотых рук творение» Подготовка к сочинению-описанию русского национального костюма.
Цель:
Формирование умения работать над композицией, планом сочинения
Развитие речевой активности учащихся в процессе знакомства с самобытным народным костюмом.
Воспитание толерантности как одного из качеств гражданственности.
Ход урока:
Разминка.
- Угадайте героя, произведение, автора.
А) «На крыльце стоит его старуха.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга сгрузили шею,
На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки». (Столбовая дворянка, « Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин А.С.)
Б) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван». (Левша, «Левша» Н.С. Лесков)
В) «Да, парубки, вам ли я чета?.. У меня сорочка шита красным шёлком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна!» (Оксана, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь)
- Что помогло быстро и точно узнать героев? (Описание костюма)
- Значит, костюм может многое рассказать о человеке. Как вы думаете, о чём? (где живёт, социальное положение, беден или богат, род занятий, характер человека.Работа над темой.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня мы должны научиться описывать костюм. Запишем тему «Подготовка к сочинению-описанию женского русского костюма».
У русской национальной одежды многовековая история. Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. С XVI века костюм стали шить из богатой ткани и делали много разноцветной вышивки. Но всё же нарядной на Руси во все времена считалась одежда из красной ткани. С красным в народе складывалось представление о красивом и добром.
Русская народная одежда различалась по назначению (Будничная, праздничная, свадебная), по семейному положению. Русский национальны костюм был неотделим от жизни народа и нашёл отражение в фольклоре. Например во время масленицы пели:
Сарафан, мой сарафан,
Светлые пуговицы.
Ты везде, мой сарафан, пригождаешься
Добрым коням на попоны,
Красным девкам на запоны.
Ой, подружки, собирайтесь,
В сарафаны наряжайтесь.
Будем вместе хороводы водить,
Надо нам ещё и зиму проводить.
А сколько пословиц! Например:
Бабьи рубашки те же мешки: рукава завяжи да что хочешь положи.
По платью видят, кто такой идёт
Хорош на девке шёлк, коли в девке толк
Сапог каши просит.
Словарная работа.
- Чтобы написать сочинение-описание женского костюма, нужно познакомиться с определённой лексикой.
Сарафан – женская одежда без рукавов на проймах или лямках.
Душегрея – нагрудная женская одежда с рукавами или на лямках.
Кокошник – женский праздничный головной убор.
Онучи – узкие длинные (до 5 метров) куски ткани, которыми обвёртывали ноги; носили вместе с лаптями.
Лапоть – плетёная обувь из лыка.
Сафьян – тонкая мягкая кожа.
Орнамент – (от лат. «украшение) узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических изобразительных элементов.
Галун – отделка в виде тканной тесьмы с узором или без.
- Вспомните, из скольких частей состоит любое сочинение? (из 3 частей: вступления, основной части, заключения)
- Итак, начинаем работу. Перед нами костюмы, которые носили женщины Поволжья в XIX веке. Основные элементы костюма – рубаха, сарафан, кокошник. Давайте о каждом элементе костюма поговорим подробнее.
Первый элемент рубаха (записывают в тетрадь.) Я расскажу о рубахе, а вы потом запишите словосочетания, характеризующие данный элемент.
Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шёлка. Она была длинной до ступней, собранными в низках рукавами, с разрезом для горловины. По горловине, разрезу, низкам рукавов её украшали яркой, сочной вышивкой (сказочными птицами, деревьями, цветами…)

Запишем: Рубаха: белое полотно, цветной шёлк, пышные рукава, кружевная оборка, яркая вышивка.
Сарафан. Белые рубахи крестьянки Поволжья носили с сарафанами, которые вошли в моду с XVII века. Делали чаще из однотонной ткани (синего холста, бязи, чёрной шерсти), чтобы много узорная и многокрасочная вышивка ярче выделялась. Наиболее распространённым был сарафан со швом по середине переда, отделанный узорными лентами и кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Расширенный книзу сарафан придавал фигуре стройность. Часто украшали подол сарафана. На Руси никогда не ходили без пояса, так как считалось, что он оберегает от бед.
- А это что за элемент, короткий широкий? (самобытная русская одежда – душегрея)
- От какого словосочетания образовано? (душу греет).
Душегрею шили из дорогих, нарядных тканей, вышивали узорами, либо обшивали по краю тесьмой. Надевали поверх сарафана.
Запишем словосочетания. Сарафан: Узорная ткань, золотой галун, расширенный книзу, разнообразный орнамент, золотые листья, гибкие травы, гирлянды цветов, парчовая душегрея, блестящие пуговицы. Головной убор.
- Послушайте слова из русской народной песни. О каком обычае идёт речь:
Ты не шей мне, матушка,
Красный сарафан.
Не входи, родимая,
Попусту в изъян.
Рано мою косынку
На две расплетать
Прикажи, родимая,
В ленты убирать.
- Девушка не хочет выходить замуж. Обычно на Руси девушки заплетали волосы в одну косу, а замужние – в две и укладывали вокруг головы. Замужняя женщина должна была прятать волосы, а девушки выставляли их непокрытыми.
Парадным головным убором являлся кокошник. Сначала это был головной убор только замужней женщины, а потом его стали носить и девушки. Кокошник обтягивали яркой тканью, расшивали обычно жемчугом. Нижний край обшивали сеткой из жемчуга. В качестве украшений использовали жемчужные, коралловые, янтарные ожерелья, бусы, серьги.
С XIX века добавляется ещё один элемент костюма. Это русский красочный платок, шаль яркого цвета с разнообразными узорами. Они становятся обязательным элементом женского костюма.
Запишем: Кокошник – золотая вышивка, ажурная сетка, бисерные подвески, жемчужное ожерелье.
-И последний элемент русского костюма – обувь. Говорят «обут и одет», значит, одежда и обувь – разные вещи.
Самой простой обувью считались лапти. Деревенские умельцы за день изготовляли пять а то и десять пар. А что же ещё носили? Обувью служили и онучи с лаптями, сапожки ярких цветов, башмачки из бархата, кожи, сафьяна.
Запишем .Обувь – сафьяновые сапожки, бархатные башмачки, онучи с лаптями.
- Мы поговорили об основных элементах костюма, а теперь попробуем составить план сочинения.
Золотых рук творения
Тысячелетний мир костюма.
Женский русский костюм.
А) Белая рубаха.
Б) Яркий сарафан.
В) Праздничный головной убор.
Г) Бархатные башмачки.
3. Труд мастериц.
- Что же мы запишем в 3 части в заключении? Что объединяет все костюмы? Труд мастериц. Посмотрите, сколько фантазии, творчества, труда вложили люди в эти костюмы. Каждый костюм индивидуален, каждый костюм представляет собой маленький шедевр. Практически каждый костюм шили вручную, это очень трудоёмкий, кропотливый труд.
- Закончите предложения. Мастерица украшает сарафан (богатым, праздничным, скромным, ярким, цветным, красочным) орнаментом.
Талантливые русские мастерицы умели создавать необыкновенные (национальные, нарядные, праздничные) костюмы.
Домашнее задание.
1 уровень. Написать сочинение «Золотых рук творение»
2 уровень. Интервью с мастером салона «Модная одежда и обувь народов России».