РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Выполнение столярных работ по адаптированной программе профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 18880 Столяр строительный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский многопрофильный техникум»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.01 Выполнение столярных работ

по адаптированной программе профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья

18880 Столяр строительный


















Ульяновск
ОДОБРЕНА
Методической цикловой комиссией
Строительного профиля
Председатель МЦК
________ ________________
__________________201__г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе учебного плана адаптированной программы по профессии 18880 Столяр строительный

Зам. директора по учебно-производственной работе
__________ _________________
_____________________ 201__г.




СОГЛАСОВАНО
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________


Зав.методическим кабинетом/Методист
_____________ _________________
____________________201__г.





Разработчики: Мушников А.В. - мастер п/о ОГБПОУ УМТ, Сазонова А.А. методист





















СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

19

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

21




























1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. Выполнение столярных работ

1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью адаптированной программы профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и разработана в соответствии профессионального стандарта по профессии 18880 Столяр строительный в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение столярных работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК) :
ПК 1.1. Изготавливать простые столярные тяги и заготовки столярных изделий; ПК 1.2. Изготавливать и собирать столярные изделия различной сложности; ПК 1.3. Выполнять столярно-монтажные работы;
ПК 1.4. Производить ремонт столярных изделий.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональном обучении. Опыт работы не требуется

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
Цель: Реализация различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов в деятельности и ключевых компетенций профессионального модуля.
Задачи:
- развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения умений, навыков по выполнению столярных работ с использованием современного учебного и производственного оборудования, современных инструментов и материалов, развития профессионально значимых личностных качеств и психологических свойств обучающихся;
- формирование умений рационально организовать рабочее место, использовать современную технику и технологии для качественного выполнения профессиональной деятельности, соблюдения правил техники безопасности и охраны труда;
- воспитание понимания сущности и социальной значимости своей профессии, проявление к ней устойчивого интереса, формирование профессиональной культуры.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- изготовления простых столярных тяг и заготовок столярных изделий;
- изготовления и сборки простых и средней сложности столярных изделий;
- выполнения столярно-монтажных и ремонтных столярных работ;
уметь:
- отбирать пиломатериалы, выполнять их разметку и обработку, пользоваться ручным и электрифицированным инструментом;
- изготавливать и устанавливать простые и средней сложности столярные детали и изделия;
- устанавливать крепежную фурнитуру;
- выполнять обшивку стен и потолков по каркасу отделочными индустриальными материалами;
- собирать и устанавливать встроенную мебель;
- выполнять ремонтные столярные работы;
- выполнять требования охраны труда и техники безопасности;

знать:
- виды и свойства древесины, устройство инструментов, электрических машин и станков для обработки древесины;
- виды и способы изготовления столярных изделий и деталей;
- виды и способы выполнения столярно-монтажных и ремонтных столярных работ;
- виды технической документации на производство работ;
- мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при изготовлении столярных изделий и выполнении столярно-монтажных работ.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 1986 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 306 часов, включая;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 204 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 102 часа;
учебная практика – 870 часов;
производственная практика – 810 часов.



































результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Выполнение столярных работ», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями.

Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1.
Изготавливать простые столярные тяги и заготовки столярных изделий

ПК 1.2.
Изготавливать и собирать столярные изделия различной сложности

ПК 1.3.
Выполнять столярно-монтажные работы

ПК 1.4.
Производить ремонт столярных изделий

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля

Код
профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная
(по профилю специальности),**
часов





Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК 1.1; ПК 1.2; ПК 1.3; ПК 1.4.
Раздел ПМ 01
Выполнение столярных работ
1986
204
102
-
102
-
3 870
810




I семестр

36
18
-
18
-




II семестр

80
40
-
40
-




III семестр

40
20
-
20
-




IV семестр

48
24
-
24
-





1986
204
102
-
102
-
870
810







3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ 01 Выполнение столярных работ
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел ПМ 01
Выполнение столярных работ




МДК 01. 01.
Технология столярных работ

306



Тема 1.1. Общие сведения о древесине и древесных материалах
Компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ПК 1.1. Изготавливать простые столярные тяги и заготовки столярных изделий
уметь:
- определять плотность, влажность, водопоглощение, предел прочности древесины;
знать:
- основные структурные характеристики, физические и механические свойства древесины, способы хранения древесины.
36




Содержание учебного материала
17



1.
Введение. Место древесины в строительстве. Основные породы древесины, применяемые в строительстве
2
2


2.
Строение дерева и древесины. Главные разрезы ствола дерева. Строение дерева на поперечном разрезе.
2
2


3.
Физическое свойство древесины. Плотность древесины. Влажность древесины и свойства, связанные с ее изменением. Усушка и разбухание.
2
2


4.
Механические свойства древесины. Прочность на растяжении, при сжатии, при изгибе. Ударная вязкость и деформативность древесины.
2
2


5.
Технологические свойства древесины. Способность древесины удерживать металлические крепления. Износостойкость древесины.
2
2


6.
Круглые лесоматериалы. Размеры круглых лесоматериалов. Пиломатериалы применяемые в строительстве. Брусья, бруски, доски, шпалы, горбыль. Тонкие и толстые пиломатериалы. Заготовки: пиленые, калиброванные, клееные.
2
2


7.
Пороки древесины. Пороки формы ствола. Пороки строения древесины. Грибные поражения. Повреждения насекомыми.
2
2


8.
Материалы на основе древесины. Лущеный и строганный шпон. Фанера. Древесно-волокнистые и древесно-стружечные плиты.
2
2


9.
Хранение древесины. Стойкие и нестойкие лесоматериалы. Влажный и сухой способы хранения. Сушка древесины. Атмосферная сушка пиломатериалов.
1
2


Лабораторные работы
-




Практические занятия:
№1. Определение строения и состава древесины
№2. Определение строения различных древесных пород
№3. Определение физических свойств различных пород древесины
№4. Определение влажности различных пород древесины
№5. Определение плотности различных пород древесины
№6. Определение коэффициента температуропроводности различных пород древесины
№7. Определение механической прочности различных пород древесины
№8. Определение пороков древесины
№9. Определение методов и средств защиты древесины.
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2



Контрольная работа №1 по теме
1


Тема 1.2. Основные операции по обработке древесины
Компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,
ОК 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.
ПК 1.1. Изготавливать простые столярные тяги и заготовки столярных изделий
уметь:
- отбирать пиломатериалы, выполнять их разметку и обработку;
- пользоваться ручным и электрифицированным инструментом;
- изготавливать простые и средней сложности столярные изделия и детали;
- выполнять требования охраны труда и техники безопасности;
знать:
- виды и свойства древесины, устройство инструментов и станков для обработки древесины;
- виды и способы изготовления столярных изделий и деталей;
- мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при изготовлении изделий и выполнении столярно-монтажных работ.
44




Содержание учебного материала
21



1.
Рабочее место столяра. Столярный верстак, его устройство. Приспособления для работы на верстаке.
2
2


2.
Основы резания древесины. Общие понятия и термины. Инструменты и приспособления. Правила и приемы поперечного и продольного резания древесины.
2
2


3.
Ручные инструменты для резания древесины.
Долбление долотами и резание стамесками.
2
2


4.
Разметка древесины. Общие понятия и термины. Инструменты и приспособления. Правила и приемы разметки.
2
2


5.
Теска древесины. Общие понятия и термины. Инструменты и приспособления. Правила и приемы тески древесины.
2
2


6.
Пиление древесины ручными пилами. Виды, конструкции и назначение ручных пил.
2
2


7.
Строгание древесины. Общие понятия и термины. Инструменты и приспособления. Правила и приемы строгания древесины разных пород.
2
2


8.
Ручные инструменты для строгания древесины. Виды ручных рубанков и приемы работ. Рейсмусы, фуговальные и строгальные станки, их устройство и приемы работ.
2
2


9.
Сверление древесины. Назначение сверления. Применяемые ручные инструменты. Подготовка к работе.
2
2


10.
Абразивные инструменты и работа с ними. Шлифовальные шкурки, порошки и пасты.
2
2


11.
Вспомогательные инструменты необходимые при проведении столярных работ. Работа с инструментами.
1
2


Лабораторные работы
-




Практические занятия:
№10. Выбор оборудования и инструментов для рабочего места столяра строительного
№11. Определение устройства столярного верстака
№12. Выбор инструментов и приспособлений для операции резания древесины
№13. Составление алгоритма выполняемых работ для резания древесины
№14. Составление алгоритма выполняемых работ для разметки древесины, правила и приемы разметки
№15. Составление алгоритма выполняемых работ для тески древесины, правила и приемы тески древесины
№16. Составление алгоритма выполняемых работ для строгания древесины разных пород
№17.Определение устройства строгальных станков
№18. Составление алгоритма выполняемых работ для сверления древесины
№19. Выбор абразивных инструментов для отделочных работ по древесине
№ 20. Выбор вспомогательных инструментов необходимых для проведении столярных работ.
22
2
2
2
2
2

2

2
2
2
2
2



Контрольная работа № 2 по теме
1


Тема 1.3. Столярные соединения
Компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,
ОК 2 Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем
ОК 3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ПК 1.2. Изготавливать и собирать столярные изделия различной сложности
уметь:
- подбирать клеи при изготовлении изделий;
- отбирать пиломатериалы; выполнять разметку и обработку столярных соединений;
- изготавливать простые и средней сложности столярные соединения;
- выполнять требования охраны труда и техники безопасности;
знать:
- виды и способы выполнения столярных работ;
- виды технической документации на производство работ;
- назначение клеевых составов, виды клеев;
- мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при изготовлении изделий и выполнении столярных работ.
36




Содержание учебного материала
17



1.
Столярные соединения применяемые в строительстве. Виды столярных соединений.
2
2


2.
Конструктивные части и элементы столярных соединений. Понятие о детали, узле группе.
2
2


3.
Способы соединения деревянных соединений: наращивание, сращивание, сплачивание, пересечение, примыкание, образование углов.
2
2


4.
Назначение и виды каждого способа соединения. Шиповые соединения столярных изделий.
2
2


5.
Выработка шипов и проушин в столярных изделиях.
2
2


6.
Соединения элементов на гвоздях, шурупах и нагелях.
2
2


7.
Столярные соединения на клеях. Классификация клеев и требования к ним. Природные (натуральные) или синтетические клеящие вещества.
2
2


8.
Подготовка элементов к склеиванию. Порядок и правила склеивания, способы запрессовки деталей. Режим выдержки склеенных элементов.
2
2


9.
Приспособления для склеивания и запрессовки столярных изделий. Дефекты при склеивании изделий. Меры предупреждения дефектов при склеивании изделий.
1
2


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
№21. Определение видов столярных изделий применяемых в строительстве
№22. Вычерчивание конструктивных частей и элементов столярных соединений
№23. Вычерчивание соединений, применяемых в столярно-строительных изделиях
№24. Определение видов шипов столярных изделий
№25. Разработка технологической карты на изготовление шиповых столярных изделий
№26. Разработка технологической карты на изготовление угловых соединения столярных изделий
№27. Разработка технологической карты на изготовление брусков различной формы
№28. Определение свойств различных клеевых составов и их применение
№29. Разработка технологической карты на изготовление клееных деревянных изделий
18
2
2
2
2
2
2

2
2
2



Контрольная работа № 3 по теме
1


Тема 1.4. Конструкции простых столярно-строительных изделий
Компетенции:
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ПК 1.2. Изготавливать и собирать столярные изделия различной сложности
уметь:
- определять по внешнему виду конструкции простых столярно-строительных изделий; выполнять требования охраны труда и техники безопасности;
знать:
- виды и назначение простых столярно-строительных изделий;
- мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при изготовлении простых столярно-строительных изделий.
4




Содержание учебного материала
2



1.
Современные требования к столярным изделиям. Столярные тяги. Виды и назначение. Конструкции накладных оконных и дверных приборов, плинтусов, карнизов.
2
2


Лабораторные работы
-



Практические занятия
№30. Вычерчивание простых столярно-строительных изделий, их назначение
2
2



Контрольная работа
-


Тема 1.5. Деревообрабатывающие станки
Компетенции:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ПК 1.3. Выполнять столярно-монтажные работы
уметь:
- выбирать оборудование для производства столярных изделий;
- выполнять требования охраны труда и техники безопасности;
знать:
- виды и назначение деревообрабатывающих станков;
- мероприятия по охране труда и правила техники безопасности при изготовлении изделий на деревообрабатывающих станках.
20




Содержание учебного материала
9



1.
Виды и назначение деревообрабатывающих станков. Станки общего назначения. Специализированное оборудование. Разделение применяемого оборудования по степени механизации.
2
2


2.
Конструктивные элементы деревообрабатывающих станков (главные и вспомогательные органы, станины, столы, механизмы резания, подачи, управления).
2
2


3.
Ознакомление с устройством и принципом работы деревообрабатывающих станков различного назначения.
2
2


4.
Механизация процессов производства. Технические характеристики оборудования общего назначения.
2
2


5.
Выполнение безопасных условий труда при производстве работ на деревообрабатывающих станках.
1
2


Лабораторные работы
-



Практические занятия:
№31. Выбор деревообрабатывающего станка для выполнения заданных операций
№32. Выбор видов деревообрабатывающего оборудования для технологической схемы производства мебели
№33. Выбор деревообрабатывающих станков для выполнения заданных операций
№34. Расчет производительности различных видов деревообрабатывающих станков
№35. Определение скорости резания и подачи заготовок на деревообрабатывающих станках разных типов
10
2
2

2
2
2



Контрольная работа №4
1


Тема 1.6. Технология изготовления простых столярных изделий
Компетенции:
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ПК 1.2. Изготавливать и собирать столярные изделия различной сложности
уметь:
- изготавливать простые