Интеллектуальная игра Самый лучший знаток русского языка и литературы среди учащихся 5-7 классов


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«САМЫЙ УМНЫЙ знаток русского языка и литературы»
Цель данного мероприятия: • закрепить знания по русскому языку и литературе; • развивать логическое мышление, познавательную деятельность учащихся; • обогатить кругозор, словарный запас; • прививать интерес к языку; • создавать условия для развития творчества учащихся. Оборудование: интерактивная доска, карточки Эпиграф к игре: «Чем больше человек знает, тем интереснее и дороже он для людей»
М.ГорькийХод мероприятия 1. Приветствие.
Добрый день! Пусть будет приятным наше общение, И побеждает самый достойный! 
Чтение девиза игры:
Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без корова.
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово. А.Ахматова2. Психологический настрой с целью снятия психологической зажатости класса, создание благоприятного эмоционального состояния учеников Условия игры  Игра состоит из ______ туров. Каждый тур состоит из нескольких вопросов. За правильный ответ ученик получает жетон.  В группе _______ учащихся. После каждого тура выбывает тот, у кого наименьшее число жетонов. I тур. «Ответь правильно» 1. Что изучает «Лексика»? (словарный состав языка) 2. Со слов «жили-были» начинается… (сказка) 3. Синонимы (слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или близкое лексическое значение) 4. Продолжи строчку «Лес, точно терем расписной»… (Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной. Стоит над светлою поляной) 5. Антонимы (слова одной части речи, противоположные по значению) 6. Автор «Снежной королевы» (Ганс Христиан Андерсен) 7. Омонимы (слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению) 8. Кто написал произведение «Ночь перед рождеством» ( Н.В. Гоголь)9. Фразеологизмы (устойчивые сочетания слов) 10. Как зовут деда из повести «Белый пароход»? (Момун) 11. Главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое) 12. Из какого стихотворения «Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва спаленная пожаром»? ( Бородино) 
13. Второстепенные члены предложения. (Определение, дополнение, обстоятельство) 14. Автор произведения «Конек-горбунок»? ( Петр Ершов) 15. Что изучает «Морфология»? (части речи) 16. В какой стране родился великий сказочник Г.Х. Андерсен? ( В Дании) 17. Имя числительное (самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов) 18. В кого превратился «гадкий утенок»? (в прекрасного лебедя) 19. Местоимение (самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их) 20. Что помогло выздороветь девочке в сказке Андерсена? (одна из пяти горошин) 21. Глагол (самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?) 22. Автор «Двенадцать месяцев» (Самуил Маршак) 23. Сколько наклонений у глагола? (изъявительное, повелительное, условное) 24. Кто такая Мэри Поппинс? (няня-волшебница) 25. Причастие (особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного) 26. В каком произведении встречаются эти герои Мизгирь, Бобыль, Ярило, Купава? (А.Н.Островский «Снегурочка»)27. Разряды причастий (действительные и страдательные) 28. О чем повествует трагедия «Моцарт и Сальери?»29. Причастный оборот (причастие с зависимым словом) 30. Как зовут мальчика из трилогии Л.Толстого «Детство» «Отрочество»? (Никита)
II тур «Прочти высказывания о русском языке»
1550035-115506500
III тур. “Соедини слова»  1. И. Бунин «Детство Никиты» 2. А.П. Чехов «Мальчик у христа на елке»
3. А. Толстой «Конек-горбунок»
4. И.С. Тургенев «Стрекоза и муравей»
5. Ч. Айтматов «Хамелеон» 6. Ф.М.Достовский «Листопад»
7. П. Ершов «Двенадцать месяцев»  8. Г. Андерсен «Гадкий утенок»
9. С. Маршак «Бежин луг» 10. И. Крылов «Белый пароход»  . Ответы: И. Бунин «Листопад»,  А.П. Чехов «Хамелеон», А. Толстой «Детство
Никиты», И.С. Тургенев «Бежин луг», Ч. Айтматов «Белый пароход»,  Ф.М.Достовский «Мальчик у христа на елке», П. Ершов «Конек-горбунок»,  Г. Андерсен «Гадкий утенок», 
С. Маршак «Двенадцать месяцев», И. Крылов «Стрекоза и муравей» ,.
IV тур. «Великолепная семерка».
Показать свои знания по семи предметам:
биология : 20 слева Как называется наука, изучающая цветы? (флористика)
история: 20 в середине Его настоящее имя Мухамед-Ханафия. Он является прямым потомком Чингисхана. Служил в царской армии. Военный чин – штабс-ротмистр. Кто он? (Шокан Уалиханов)
литература: 30 слева Кто автор слов «Рожденный ползать-летать не может» («Песня о соколе» М.Горький)
физика: 20 справа Кто изобрел радио? (Попов)
химия: 40 справа Назови формулу гашенной извести (Са ОН 02)
математика: 40 слева Сумма квадратов двух катетов равна квадрату гипотенузы . Чья теоревма? (Пифагор)
20 20 20
30 30 30
40 40 40
география: 30 в середине Самое глубокое озеро в мире? (Байкал)
(Остальные – живые вопросы по русскому и литературе)
V тур. “Подбери синоним» 1. Засучить рукава – (быстро, хорошо) 2. Набрать воды в рот – ( молчать) 3. Как две капли воды – ( схожи как близнецы) 4. Спустя рукава – ( небрежно, кое как) 5. Ни свет ни заря – (очень рано) 6. Зарубить на носу – (запомнить) 7. Водой не разольешь – (очень дружны) 8. Волк в овечьей шкуре – (лицемер) 9. Морочить голову – (ввести в заблуждение, сбить с толк), 10. Хоть шаром покати – (опустошённость, бедность) 11. Дело в шляпе – (всё в порядке) 12. Сесть в калошу – (попасть в неловкое положение) Допиши 1. Жить душа … (в душу) 2. Куда глаза … (глядят) 3. Одна нога здесь, … (другая там) 4. Семь раз отмерь, … (один раз отрежь) 5. Без труда …. (не вынешь и рыбку из пруда) 6. Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей) 7. Сделал дело - … (гуляй смело) 8. В здоровом теле … (здоровый дух) 9. Любишь кататься … (люби и саночки возить) 10. Кто не работает …. (тот не ест) 
VI тур. «Полиглот» 1. Труд человека кормит, а ….. портит. (лень – жалқаулық-fail)
2. Делать из мухи ……(слон-піл-elephant)3. Знать как свои пять …..(палец-саусақ-ring)4. Бросать ….. на ветер (слово-сөз-word)5. Правда ….. колет (глаза-көз-eye)6. Под лежачий камень ……. не течет (вода-су-water)7. Землю красит солнце, а человека …… (труд-еңбек-work)8. Для …… ни сил, ни жизни не жалей (Родина- Отан-Motheland)
VII тур. Составить пятистишие на тему: “Казахстан» Жюри подводит итоги.
Коммунальное государственное учреждение
«средняя школа им. М.Хамраева с дошкольным миницентром»
«Утверждаю» «Согласую»
Директор школы: Ибрагимова Х.А. Зам.дир. по воспит. части Авутова Т.К.
Интеллектуальная игра
(к 22 сентября - дню языков)
00«Самый лучший знаток русского языка и литературы»
«Самый лучший знаток русского языка и литературы»

Среди учащихся 8-9 классов
Учитель русского языка и литературы: Идрисова Г.К.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА "ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Приветствую интеллектуалов нашей школы на игре «Знатоки русского языка», посвящённой неделе гуманитарных наук! Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова поэтессы серебряного века Анны Ахматовой: Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово. Мы знаем всё то, что можем выразить языком, поэтому в нашей игре будут звучать вопросы не только по русскому языку и литературе, но и вопросы на логику, на общие знания. - А демонстрировать командный дух, глубину своих познаний в области истории, русского языка и литературы, состязаться в смекалке, логике и быстроте реакции сегодня будут 3 команды. Давайте с ними познакомимся! - Я называю команду, команда встаёт с места и приветствует остальных участников: Представление команд 1. Команда «Грамотеи», капитан команды 2. Команда «Умники», капитан команды 3. Команда «Эрудит», капитан команды Следить за ходом игры и определять лучших игроков будет Совет мудрейших: 1. 2. 3. 4. - И прежде чем команды вступят в интеллектуальную битву прослушайте правила нашей игры. - Интеллектуально – познавательная игра состоит из 5 туров. В каждом туре участники команд отвечают на вопросы и за правильный ответ получают баллы. Победителем «Знатоков русского языка» становится команда, набравшая наибольшее количество баллов. - Желаю Вам удачи! Всех участников просим быть внимательными и мы начинаем нашу игру. Первый тур называется «Байга». На экране будут выходить вопросы, всего их 10 с тремя вариантами ответов. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно быстрее найти правильный ответ и записать его в лист ответов, который лежит перед вами на столе. Каждый вопрос оценивается в 1 балл. Время на обсуждение 15 секунд. - Итак, внимание 1 вопрос: А. Кого называют отцом истории? 1) Геродота 2) Аристотеля 3) Астерикса Б. Как называют человека, знающего несколько языков? 1) Педагог 2) Логопед 3) Полиглот В. Какой праздник в Казахстане отмечают 22 сентября? 1) День учителя 2) День единства 3) День языков Г. В какой стране люди впервые стали писать на бумаге? 1) Китай 2) Египет 3) Индия Д. Какая эпоха идет за эпохой бронзы? 1) Эпоха меди 2) Эпоха железа 3) Эпоха камня Е. В каком слове ударение падает на первый слог? 1) Жалюзи 2) Средства 3) договор Е. Найдите значение фразеологизма «Бить баклуши» 1) бездельничать 2) драться 3) смеяться Ж. Что изучает наука фонетика? 1) звуки 2) состав слова 3) словосочетание З. Кто написал произведение «Муму»? 1) Пушкин 2) Тургенев 3) Чехов И. Что в переводе с английского языка означает слово language? 1) язык 2) дневник 3) карандаш - Итак, это был последний вопрос 1 тура и я прошу капитанов команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы. - А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя. 1.Отцом истории называли Геродота – первого из великих греческих историков, который был назван так за свои полномасштабные труды по истории. 2. Человек, владеющий многими языками называется полиглотом - (от поли - много и греч. glotta — язык). 3. Указом Президента республики 22 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана. 4. Впервые люди стали писать на бумаге в Китае. Именно эта страна является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырёх великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатания. 5. После эпохи бронзы идет эпоха железа. 6. В слове средства ударение падает на первый слог. Слова жалюзи и договор имеют ударение на третьем слоге. 7. Фразеологизм Бить баклуши означает бездельничать. Выражение связывается промыслом по изготовлению деревянных ложек, чашек и другой посуды.В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Этой работой могли заниматься начинающие мастера и даже дети. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья. 8. Фонетика – раздел языкознания, который изучает звуки речи. 9. Повесть «Муму» была написана Иваном Сергеевичем Тургеневым. 10. В переводе с английского языка слово language означает «язык». - Итак, сейчас слово предоставляется нашим судьям, которые объявят результаты первого тура. (Слово предоставляется судьям) 1. Команда «Грамотеи» зарабатывает 2. Команда «Умники» зарабатывает 3. Команда «Эрудит» зарабатывает Ведущий: 2 тур нашей игры называется «ПОЛИГЛОТ». Задание на второй тур. Вы должны вставить в пословицу недостающее слово и перевести это слово на казахский и английский языки. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник команды, поднявший раньше других сигнальную карту, которая лежит у вас на столах. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. Внимание на экран! 1. « Без труда не вынешь ..... из пруда» (Рыбку, балық, fish) 2. « Не имей сто рублей, а имей сто .....» (Друзей, дос, friend). 3. « Делу -…, потехе - час (время, сағат, time ) 4. «Хлеб - всему ......» ( Голова, бас, head) 5. «Под лежачий камень и ... не течёт.» (Вода, су, water ) 6. Готовь сани летом, телегу… (зимой, қыс, winter) - Итак, подведем итоги 2 тура. (Слово предоставляется судьям) 1. Команда «Грамотеи» зарабатывает 2. Команда «Умники» зарабатывает 3. Команда «Эрудит» зарабатывает - Следующий, 3 тур нашей интеллектуальной игры называется «Анаграмма». В этом конкурсе принимают участие ученики 5-х классов со всех команд. Я попрошу вас пересесть за свободный стол. Возьмите с собой ручку и лист ответов. Послушайте задание 3 тура: вам будут даны слова, в которых буквы перемешались и ваша задача переставить буквы не прибавляя и не выбрасывая ни одной так, чтобы получилось слово. Время на выполнение задания 2 минуты. Победит та команда, чьи участники смогут разгадать как можно больше слов. Каждое разгаданное слово принесет команде по одному баллу. Внимание на экран. Вы видите буквы, а сейчас разгадайте какое слово зашифровано. Время пошло. Голгла – глагол Кзыя – язык Торисия – история Руздья – друзья Ранкадаш – карандаш Сифксуф - суффикс Дьмевед – медведь Бенокре – ребенок Нослец – солнце - Итак, время на выполнение этого задания закончилось, и я прошу участников команд сдать свои листы ответов нашим многоуважаемым судьям, которые подсчитают ваши баллы. - А пока они это делают, давайте посмотрим на экран и проверим себя. - Итак, сейчас слово предоставляется нашим судьям, которые объявят результаты третьего тура. (Слово предоставляется судьям) 1. Команда «Грамотеи» зарабатывает 2. Команда «Умники» зарабатывает 3. Команда «Эрудит» зарабатывает - Следующий IV тур называется «Мозговой штурм». Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Время на обдумывание 30 секунд. Каждый правильный ответ принесет командам по 2 балла. -Итак, внимание, вопрос команде «Грамотеи»: 1. Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? (лучше синица в руках, чем журавль в небе) - Следующий вопрос команде «Умники»: 2. Именно так в Др.Греции назывался пергамент, сложенный для удобства пользования вчетверо. Сейчас вы используете это в школе каждый день. О чём речь? (тетрадь) - Следующий вопрос команде «Эрудит»: 3. Все вы, конечно, помните басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? (весенние) - Команда «Грамотеи» вам вопрос: 4. В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" — на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"? (галстук) - Следующий вопрос команде «Умники»: 5. Эта пищевая добавка в древности ценилась дороже драгоценных металлов и даже использовалась в качестве заменителя денег. Назовите её. (соль) -И последний вопрос команде «Эрудит»: 6. Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». О ком идёт речь? (черепаха) - 4 тур подошел к концу и сейчас слово предоставляется судьям, которые объявят результаты этого тура. 1. Команда «Грамотеи» зарабатывает 2. Команда «Умники» зарабатывает 3. Команда «Эрудит» зарабатывает -
5 тур «Битва капитанов». Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из капитанов команд в течение 45 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ говорите «дальше и если у вас останется время к нему можно потом вернуться». Каждый правильный ответ принесет вам 1 балл. Первым отвечает на вопросы капитан команды «Грамотеи» 1. Сколько месяцев в году? (12) 2. Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению (синонимы) 3. Сколько спряжений у глаголов? (2) 4. Автор повести «Тарас Бульба» (Гоголь) 5. Какого рода слово тюль? (м.р.) 6. Какая часть речи обозначает предмет? (существительное) 7. Подберите синоним к слову очи (глаза) 8. Как называется речь одного человека? (монолог) 9. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7 раз) 10. К какому склонению относится слово папа? (I) 1. Столица Казахстана? (Астана) 2.Слова противоположные по значению. (антонимы) 3. какого рода слово кофе (м.р.) 4. Сколько падежей в русском языке? (6) 5. Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное) 6. Автор трагедии «Моцарт и Сальери» (Пушкин) 7. Подберите синоним к слову уста (губы) 8. Как называется речь двух и более человек? (диалог) 9. К какому спряжению относятся окончания ут, ют (Iспряжение) 10. Сколько человек одного не ждут? (семеро) 1. Сколько дней в неделе? (7) 2. Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол) 3. Какого рода слово кенгуру? (м.р.) 4. Автор поэмы «Полтава» (Пушкин) 5. Новые слова, недавно появившиеся в языке. (неологизмы) 6. Сколько склонений в русском языке? (з) 7. Подберите антоним к слову друг (враг) 8. К какому спряжению относятся окончания ат, ят (II спряжение) 9. Определите вид глагола бежать (несов. вид) 10. Кто совершил первый полет в космос? (Ю. Гагарин ) - Спасибо участникам за ответы. А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники и какая команда одерживает победу. Слово предоставляется жюри. 
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Л.АНДРЕЕВА "КУСАКА"
ГУ «Зареченская средняя школа» Евтух Лариса Леонидовна- учитель русского языка и литературы 1 категории 2010- 2011 учебный год
Тема: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Андреева «Кусака») Цели:
1. Применяя метод целенаправленного чтения с последующим критическим анализом, развивать у учащихся навыки работы с текстом, обучать их вдумчивому чтению, выявлению главной мысли в тексте; познакомить с темой любви человека к братьям нашим меньшим. 2. Развитие навыков рассуждения, свободного высказывания своей мысли, формирование коммуникативных качеств личности;
3. Воспитание чувства любви к природе и гуманного отношения к ней; формирование активной жизненной позиции; воспитание интереса к чтению.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Оборудование урока: раздаточный материал (текст рассказа «Кусака»); слайдовая презентация по творчеству Л.Андреева; цветные фишки.
Технология: критическое мышление через чтение и письмо
Ход урока.
1. Вызов «Воображение» Создание миниатюры из 4-5 предложений о четвероногом друге Чтение по одной от группы - Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Слово учителя о Леониде Андрееве, сопровождающееся слайдовой презентацией. «Чтобы понять, есть ли у животного душа, надо самому иметь душу». Альберт Швейцер- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в рассказе, попробуйте предположить, опираясь на эпиграф к уроку. (прогнозирование)
2. Осмысление
Стратегия «Направленное чтение»
1. Чтение 1 главы рассказа. Страница 1.
Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась. От тёплых изб её отгоняли дворовые собаки, такие же голодные, как и она, но гордые и сильные своею принадлежностью к дому; когда гонимая голодом, она показывалась на улице, - ребята бросали в неё камнями и палкам. Не помня себя от страху, она мчалась на край посёлка и пряталась в глубине сада, в одном известном ей месте. Там она зализывала раны и ушибы, и в одиночестве копила страх и злобу. Только один раз её пожалели и приласкали. Это был пропойца-мужик, возвращавшийся из кабака. Он всех любил и всех жалел и что-то говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его взгляд. - Жучка! – позвал он её именем, общим всем собакам. – Жучка! Поди сюда, не бойся! Жучке очень хотелось подойти; она виляла хвостом, но не решалась. Мужик похлопал себя рукой по коленке и убедительно повторил: - Да подойди, дура! Ей-богу, не трону! Но, пока собака колебалась, всё яростнее размахивая хвостом, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесённые ему человечеством, почувствовал скуку и злобу, и когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул её в бок носком тяжёлого сапога. - У-у, мразь! Тоже лезет! Собака завизжала, больше от неожиданности, чем от боли, а мужик, шатаясь побрёл домой. С тех пор собака не доверяла людям, которые хотели её приласкать, и, поджав хвост, убегала, а иногда со злобой набрасывалась на них и пыталась укусить, пока камнями и палкой не удавалось отогнать её. На одну зиму она поселилась под террасой пустой дачи, у которой не было сторожа, и бескорыстно сторожила её, выбегала по ночам на дорогу и лаяла до хрипоты. Уже улёгшись на своё место, она всё ещё злобно ворчала, но сквозь злобу проглядывало некоторое довольство собой и даже гордость. Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч.
- Соответствует ли начало рассказа вашим предположениям? - Почему Кусака копила страх и обиду? - Почему она перестала доверять людям? - Выразите своё настроение после прочтения 1 главы цветной фишкой. - Почему преобладают тёмные оттенки? - Как вы думаете, что произойдёт дальше? (прогнозирование)
2. Чтение 2 главы рассказа Страница 2.
Наступила весна, и тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс и грузным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая весёлая ватага взрослых, подростков и детей, опьянённых воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеясь высоким женским голосом. Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях всё видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро легла на траву лицом к горячему солнцу. - Вот весело-то! – сказала и закружилась. И в ту же минуту беззвучно подкравшаяся собака яростно вцепилась зубами в раздувшийся подол платья, рванула и так же беззвучно скрылась в кустах крыжовника и смородины. - Ай, злая собака! – убегая, крикнула девушка, и долго ещё слышался её взволнованный голос: - Мама, дети, не ходите в сад, там собака! Огромная! Злющая!.. Приехавшие дачники были добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее. Теплом входило в них солнце, выходило смехом и расположением ко всему живому. Сперва они хотели прогнать собаку и даже застрелить её из револьвера, если не уберётся; но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали: - А где же наша Кусака? Новое имя «Кусака» так и осталось за ней. С каждым днём Кусака на один шаг уменьшала пространство, отделявшее её от людей; присмотрелась к их лицам и усвоила их привычки: за полчаса до обеда уже стояла в кустах и ласково помаргивала. И та же гимназисточка Лёля, забывшая обиду, окончательно ввела её в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей… - Я тебя люблю, Кусачка, я тебя люблю. У тебя такой хорошенький носик и такие выразительные глазки. Ты не веришь мне, Кусачка? И Кусачка второй раз в жизни перевернулась на спину и закрыла глаза, не зная наверно, ударят её или приласкают. Но её приласкали. Маленькая, тёплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и, словно это было знаком неотразимой власти, свободно и смело забегала по всему шерстистому телу, тормоша, лаская и щекоча… И когда все наперервы стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара. Всею своею душой расцвела Кусака.
- Почему Кусака вцепилась в подол платья девочки? - Почему Кусака долго не шла на контакт с дачниками? - Как вы понимаете слова «у неё отняли её непримиримую злобу»? - Как сложится жизнь собаки? (прогнозирование)
3. Чтение 3 главы рассказа Страница 3.
У неё теперь было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно для счастья собаки? С привычкою к умеренности, создавшеюся годами бродячей жизни, она ела очень мало, но и это изменило её до неузнаваемости: длинная шерсть, прежде висевшая рыжими сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас. И когда она от нечего делать выбегала к воротам, становилась у порога и важно осматривала улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову дразнить её или бросать камнем. Она не умела ласкаться. Другие собаки умеют становиться на задние лапы, тереться у ног и даже улыбаться, и тем выражают свои чувства, но она не умела. Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, и Кусака начала делать то, что когда-нибудь видела у других собак, но уже давно забыла. Она неловко кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя. - Кусачка, милая Кусачка, поиграй! И Кусака вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом весёлом хохоте. Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определённый час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на своё место под террасой и уже сама искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали её с собой в лес, уклончиво и незаметно исчезала. Но по ночам всё так же громок и бдителен был её сторожевой лай. Жёлтыми огнями загорелась осень. - Изменилась ли Кусака? - Забыла ли она про свои былые обиды? Почему нет? - Привыкла ли Кусака к своей новой жизни? - Какие краски преобладают в этой главе? Какими оттенками вы бы оценили эту главу? (прогнозирование)
4. Чтение 4 главы Страница 4.
Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. - Как же нам быть с Кусакой?- в раздумье спрашивала Лёля. - А Кусаку придётся оставить, - сказала мама. - Жалко, - протянула Лёля. - Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь. - Жалко, - повторила Лёля, готовая заплакать. - Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А это что – дворняжка! - Жалко, - протянула Лёля, но не заплакала. Лёля вышла в сад, позвала Кусаку: «Пойдём со мной!» И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и всё пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как они тяжелы и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною пеленою. .. Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. - Скучно, Кусака! – тихо проронила Лёля и, не оглядываясь, пошла вперёд. И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.
- Как вы оцениваете поведение Лёли? - Почему семья девочки не взяла с собой Кусаку? - Что произойдёт с Кусакой? (прогнозирование)
5. Чтение 5 главы Страница 5.
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она проделала штуку, которой никто, однако, не видел: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке. Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождём лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго ещё боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понёсся над тёмным и обнажённым полем. Собака выла – ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. Собака выла.
- Какие чувства и переживания возникли у вас после прочтения заключительных строчек рассказа? - Каково ваше настроение? Какими фишками вы его можете проиллюстрировать? Почему? - Ожидали ли вы такой развязки? - Какова главная идея рассказа? Что хотел нам сказать автор историей Кусаки?
3. Рефлексия.
Стратегия «Последнее за мной» Группы составляют свой конец рассказа, отражая свою точку зрения на проблему, поставленную в рассказе. (обсуждение)
Обращение к сочинениям-миниатюрам, составленным в начале урока. Что бы вы добавили после того, как познакомились с историей Кусаки?
Если вы не станете так просто, от нечего делать, лишать жизни животных, которые находятся с нами рядом, если не срубите дерево, не посадив взамен другого, и ваши дети в будущем тоже будут беречь наш общий дом- прекрасную планету земля, то я думаю, что сегодняшний урок не прошёл зря.
Итог работы на уроке выразить с помощью цветных фишек: Красная – урок понравился, синяя – встретились трудности, но я их преодолел, зелёная – я работал, поглядывая на часы.
Я хочу подарить вам вот эти маленькие сердечки, чтобы они напоминали вам, что мы люди, а это значит - у нас есть сердце, и в нём найдётся местечко для любви ко всему живому на планете Земля.
РУССКИЙ ЯЗЫК И СМС-ОБЩЕНИЕ
№ 3, 2008 г.
 И. Я. Пешкова,
учитель русского языка школы «БЭСТ»
SMS (Short Message Service) – это услуга, позволяющая посылать и принимать сообщения по мобильному телефону. Появилась она не так давно: с приходом пейджера и мобильного телефона с поддержкой SMS, но прочно вошла в нашу жизнь, особенно в жизнь молодого поколения. Сначала на мобильных телефонах был только латинский шрифт. Поэтому пользователи писали русские слова на латинице, а затем стали использовать для письма и кириллицу. Но многие и сейчас на панели телефона используют латиницу для ведения переписки. Кому как удобнее. Чтобы упростить свое сообщение и полностью донести его смысл, можно писать «транслитом», потому что количество символов для SMS в некоторых телефонах ограничено до 40, а в некоторых насчитывает 160 и более.
Основой для организации службы SMS является центр обработки сообщений (Short Message Service Centre – SMS). Именно ему приходит посланное сообщение, и он выполняет все работы по его приему, хранению и дальнейшей доставке адресату.
А началось все так. В 1992 году, в канун католического Рождества, инженер компании «Vodafon» Нейл Папуорт отправил с сотового телефона всем своим сотрудникам короткое сообщение «Merry Cristmas!» Это была самая первая SMSка. Потом об SMS забыли на 7 лет. И лишь в 2000 году компании стали предоставлять эту услугу.
Было бы ошибкой думать, что язык, на котором общаются по мобильным телефонам, родился совсем недавно. Начало идеи короткой переписки уходит глубоко в десятилетия.
Первыми были телеграфисты. Именно они поняли, что, если из слова убрать гласные буквы, это отнюдь не помешает понять его. Правда, они робко ограничились служебными словами, изобретя тчк, зпт, скб, квч, двтч, вскл. Позже, во времена Второй мировой войны, американские и английские солдаты уже посылали домой телеграммы с такими сокращениями, как SWALK (Sealed With A Loving Kiss = «запечатано поцелуем с любовью») и TTFN (Ta Ta For Now = «пока прощаюсь»).
Идею подхватили и развили радисты, заговорившие на азбуке Морзе: вместо целых слов они стали писать начальными слогами. При этом и сами слова, и вся фраза в целом оставались вполне понятными.
А теперь дошло до того, что целые тексты учебной информации для учащихся и студентов предполагается помещать в мобильные телефоны, лишь бы подрастающее поколение заинтересовать содержанием классических произведений. Так, в Великобритании тексты литературной классики в помощь студентам и школьникам ученые перевели на язык SMS-сообщений. В частности, некоторые произведения Шекспира были сжаты при помощи правил записи SMS-сообщений до нескольких десятков строк для автоматической отправки на мобильные телефоны. К примеру, знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть?» теперь выглядит так: 2b?Ntb?=? («To be or not to be? That is a question»). Такие SMS-тексты должны помочь учащимся лучше разбираться в классической литературе и эффективнее готовиться к экзаменам.
Из произведений выбираются ключевые отрывки, которые можно цитировать на экзаменах или семинарах. На язык текстовых сообщений для мобильников были переведены поэма Джона Мильтона «Потерянный рай», «Кентерберийские рассказы» Джефри Чосера, роман Чарльза Диккенса «Холодный дом», «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.
Профессор Сазерлендлорд, почетный профессор английской литературы Университетского колледжа в Лондоне, говорит о том, что с помощью компактного SMS-языка можно выделить самые важные элементы сюжета. По словам профессора, это позволяет легко вместить пять актов «Гамлета» в несколько тысяч знаков.
Профессор Сазерленд отмечает, что SMS пока используется недостаточно широко, однако это многообещающий образовательный ресурс. «Вот посмотрите на окончание «Джейн Эйр», например – «MadwyfSetsFyr2Haus» – указывает он. – Встречали ли вы когда-нибудь кульминацию, сжатую лучше?»
Общеизвестно, что сейчас более 85% человек, прибегающих к услугам сотовой связи, используют SMS-сообщения, отправляют их своим родным, друзьям, знакомым. Отправляют не только в своем городе, в своей стране, но и рассылают по всему миру. Этот вид связи стал самым удобным в последнее время. К тому же он самый дешевый. По этим и многим другим причинам им пользуются миллионы людей.
Пожалуй, к достоинствам SMS-переписки можно отнести следующие:
1. Можно написать письмо-сообщение о чем-либо на огромном расстоянии. Например, сообщение другу:
«Ты себе не представляешь, где я сейчас нахожусь! В парке Петергофа, на берегу Финского залива!!! Сижу и смотрю в необъятную морскую даль. Это замечательно!!!»
2. Сообщение можно отправить в любой момент, даже ночью. А если предусмотрительный адресат на ночь отключает телефон, то утром он все равно прочитает ваше сообщение.
3. Адресат получит ваше сообщение даже тогда, когда его телефон занят или он не может ответить на звонок по другой причине.
4. Полученное письмо долго сохраняется в телефоне, его можно прочитать в любое удобное для вас время, можно перечитывать несколько раз, можно хранить.
5. Для экономии места, времени, денег, усилий можно использовать сокращения слов: «prt», «ok» и др.
6. При помощи коротких вопросов и ответов можно узнавать о последних новостях адресата и адресанта.
7. Можно передать максимум информации за минимум нажатий на кнопки телефона, используя умение говорить коротко.
8. Слишком длинное сообщение, если оно важно для пересылки, автоматически разбивается на части, и каждая часть отправляется как самостоятельное SMS-сообщение.
9. Адресант может остаться анонимным, если отключит функцию определения своего номера.
10. С помощью SMS на телевидении и радио проводят SMS-голосования. Этот вид связи, наверное, удобен для разработчиков программ. Телепередачи становятся популярнее среди населения, когда в них предлагается принять участие чуть ли не всей стране. Выбор победителей стал зависеть от мнения телезрителей в шоу-программах «Фабрика звезд», «Танцы на льду» и других.
11. Входит в обиход SMS-сервис-e-port, при котором человек может, не сходя с места произвести оплату каких-либо услуг, товаров в магазине. Для этого нужно зарегистрировать свой телефон в режиме «роуминг».
А вот и недостатки. Главным недостатком, на наш взгляд, является несоблюдение норм литературного языка. Сюда относятся следующие:
1. Намеренно не обращается внимание на грамотность письма, считается возможным правописанием пренебрегать, это может вести к небрежности по отношению к языку и в обычной письменной речи (-ться заменить на ца: напица, купаца; не учитывать непроизносимых согласных: сонце, здраствуй и т. д.)
2. Используются словечки типа «ща», «я тя лю».
3. Письменная речь в SMS не оформляется знаками препинания, это может привести к тому, что можно разучиться их ставить и в обычном письме.
4. Используется язык SMS-арго и др.
Какое новшество внесет язык SMS или не внесет вовсе – покажет время. Но уже сейчас популярность SMS-арго настолько высока, что он стал оказывать серьезное влияние на современный язык. Например, в Англии уже выпускаются карманные словари по переводу с SMS-языка на литературный английский и обратно. Однако такая ситуация вызывает серьезные опасения со стороны лингвистов. Особенно опасно то, что SMS-арго широко используют школьники, языковая культура которых не окончательно сформировалась. В итоге в их головах язык коротких сообщений может подменить собой литературный. Но уже создатели солидного Оксфордского словаря решили включить в его лексическую базу, в особый раздел, слова SMS-языка и смайликов тоже. Они посчитали, что пора узаконить это явление в языке, потому что оно получило за последние годы широкое распространение.
О пагубном влиянии на русский язык принятого в SMS языка всё чаще говорят и российские журналисты, и учёные. Некоторые настроены довольно оптимистично: коль скоро язык – развивающаяся система, со временем всё решится естественным путём. Те или иные слова или сленг приживутся или канут в небытие. Но большинство бьет тревогу, не приведет ли замена языка в SMS смайликами, сленгом, разного рода сокращениями, пренебрежение к грамотно оформленному письму к изменению русского языка, к снижению его статуса.
Часто люди отправляют не SMS сугубо информационного содержания, типа «выезжаю завтра, встречай, целую», а SMS-приколы, SMS из смешных, неожиданных фраз, чтобы поднять настроение, сделать день чуть красочнее и ярче. Сейчас в Интернете существуют различные сборники SMS – SMS-box, которыми можно при желании воспользоваться и скачать, что вам нужно из них.
Бывают случаи, когда хочется анонимно поздравить кого-то с чем-то. Это возможно, если отключить функцию определения номера. Если такой необходимости нет, то твой номер определяется, поэтому чаще всего sms не подписываются (твой номер телефона загорается на дисплее, и адресат узнается).
Алдияру смс от Диляры:
– Приф!!!
– Privet. Kak dela?
– Супер.
– Ty pridoch k Kocte в 16? U nego dnjyha.
– Круто. Приду, а кто еще?
– Sergei, Eldar, Hadja, Ida, Didar.
– Хорошо!!!!!!! J Ок, я приду.
«Транслит» помогает сэкономить время и дать больше возможностей использовать принятые между переписчиками сокращений (160 символов в английском шрифте и 70 символов в русском) Например, pls –please, priede6 (6=sh), xo4y – (4=ch).
Мнения-плюсы об SMS учеников школы «БЭСТ»:
Иногда скучно дома, и ты нажимаешь кнопки, чтобы напомнить о себе:
– Алия, давай переписываться!
– Давай!
Разговор между нами в виде коротких реплик удался. В конце концов, мы договорились пойти погулять. (Анара, 6 класс)
Когда я ушел на экзамен, мама сильно за меня волновалась и посылала мне одну sms за другой. Но у меня все никак не было возможности ей ответить. И вот долгожданная информация:
– Сдал на «5»!
– Поздравляю!
После этого и мама, и я спокойны. (Абай, 7 класс.)
А вот и некоторые противоположные мнения.
– Многие не думают о том, что бесконечные сообщения могут мешать другому человеку. Человек не машина, чтобы только передавать сообщения тыканьем пальцев, мне, например,  приятнее общаться вживую. (Айгерим, 7 класс.)
– Плохо то, что можно запнуться и передать SMS не туда, куда вы хотели. Когда ты выражаешь свои эмоции в SMS и хочешь высказаться подробнее, ты вспоминаешь об огромной сумме – это тебя затормаживает и приходится все сокращать, но в сокращении не всегда выражено то, что ты хотел сказать. (Балжан, 6 класс.)
– Иногда в твой телефон приходят SMS с письмами счастья. Но я в это не верю. Неприятно бывает, если любопытный начнет читать твои письма в телефоне, лучше удалить сообщения. (Гани, 6 класс.)
На основе перечисленных достоинств и недостатков можно сделать вывод, что этот новый  вид языкового общения нужен, удобен, экономен и долго еще будет востребован людьми разных поколений.