Разработка урока по физкультуре , волейбол :Я , лапта и светофор-учимся играть в волейбол


Утверждаю : директор Донецкой гимназии №6 Афенченко А.А.

Разработка интегрированного инновационного урока физической культуры по теме волейбол с использованием нестандартного оборудования и народных игр : «Я , лапта и «светофор – учимся играть в волейбол».

Выполнил : учитель физической культуры
Донецкой гимназии №6 Дейкун В.
Утверждаю : зам.директора по уч.части Заплитная О.И.
План-конспект интегрированного инновационного урока физической культуры по теме волейбол : «Я, лапта и светофор – учимся играть в волейбол».
Цель урока : повысить интерес учащихся к уроку физической культуры путем интеграции с предметом анатомия человека , использования не стандартного оборудования и народных игр .
Задачи урока : совершенствовать технику прямой нижней подачи в не стандартных условиях, развивать координацию и ловкость, оздоровить учащихся и воспитывать дисциплину, умение работать в команде и спортивное мышление.
Дата и место проведения урока - 26.11.15 , спортивный зал ДГ№6;
Урок разработан для учащихся 5-9 классов ;Инвентарь : фишки , карточки с заданием , ходули, вертикальные канаты , г. мат, в.сетка, в.мячи .
№ Содержание урока Хроно-метражМетод. рекомендации
1.Всупительная часть урока
1 Учащиеся приглашаются в спортивный зал 1 мин Фронтальное построение
2 Организационные упражнения , команды «становись», «равняйсь», «смирно» ; приветствие учителя и объявление о теме и целях урока; оценка самочувствия, пульс за 15 сек. Перестроение в 2 шеренги «уступом».
-Сегодня ребята у нас будут соревноваться 2 команды , 1-е номера это будет команда «Кардио» и отвечать они будут за сердечнососудистую систему , 2-е номера – это команда «Аэро» и они отвечают за дыхательную систему организма человека , посмотрим кто из вас лучше знает и лучше укрепит вверенную вам систему .
Перед началом урока напомню вам правила Т.Б. 2 мин Обращаем внимание на внешний вид учащихся.
3 Предлагаю в начале немного разогреться, сделав небольшую разминку в движении в парах через центр зала .- В одну шеренгу становись , направо шагом марш , через центр зала марш , налево , направо разведением в 2 колоны марш , к разминке приступить:
-легкий бег
-бег спиной вперед
-приставные шаги левым , правым боком
-прыжками на левой, правой ноге
-ходьба в полном приседе
-прыжковые упражнения с перепрыгиванием препятствия.
Каждая колона перестраивается в круг. 5 мин Разминка в движении выполняется в колоне по 2 с соблюдением дистанции.
Звучит музыка √1
4 А сейчас команда «Аэро» выполнит разминку для укрепления дыхательной системы человека , а команда «Кардио» - сердечнососудистой под музыку.
«Кардио»:1. Ноги вместе, руки внизу. В руках - гимнастическая палка. Сделать вдох - шаг левой ногой назад, палку поднять вверх над головой. Выдох - вернуться в исходное положение. Выполнить по 3-5 раз каждой ногой.
2. Ноги на ширине плеч, руки внизу. В руках - гимнастическая палка. Сделать вдох - повернуть туловище в сторону, палку поднять вверх. Выдох - вернуться в исходное положение. Выполнить по 3-5 раз в каждую сторону.
3. Ноги на ширине плеч, руки внизу. Сделать вдох - отвести правую руку и правую ногу в сторону и держать так 2 секунды. Выдох - вернуться в исходное положение. Выполнить попеременно в каждую сторону по 3-4 раза.
4. Ноги вместе, руки внизу. Выполнять одновременные широкие круговые движения руками, сначала по часовой стрелке, затем - против. Дыхание произвольное. Выполнить по 3-5 раз в каждую сторону.
5. Ноги на ширине плеч, руки сцеплены "в замок". Поднять руки ладонями вверх, правую ногу отставить назад на носок - вдох. Вернуться в исходное положение - выдох. Повторить то же самое с другой ногой. Выполнить 6-8 раз каждой ногой.
6. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Выполнять круговые движения туловища в одну и в другую стороны. Сделать по 5-10 раз в каждую сторону.
7. Стоя лицом к гимнастической стенке. Держась за перекладину на уровне груди выполнять махи правой ногой вперед-назад. Затем повторить то же самое левой ногой. Дыхание произвольное. Выполнить по 5-7 раз каждой ногой.
8. Ноги на ширине плеч, руки внизу. Присесть, вытянуть руки вперед - выдох. Вернуться в исходное положение - вдох. Сделать 10 приседаний.
9. Ноги вместе, руки внизу. Выполнять свободную ходьбу на месте, затем перейти на ходьбу на носках и, в заключение, с высоким подниманием колена. Выполнять 30-60 секунд.
«Аэро»:
1.И.п. - стоя, руки опущены. Поднять руки вверх над головой -вдох, опустить и завести их за спину - выдох. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2.И.п. - то же. Поднять правую руку вперед и сделать ею
круговое движение назад с большим размахом, затем поднять
левую руку и сделать ею круговое движение с большим
размахом вперед, затем поменять движения рук. Повторить
6-8 раз в каждую сторону. Темп медленный.
3.И.п. - то же. Туловище наклонено вперед, подбородок
поднят ,расслабленные руки опущены вниз. Маховые движения руками в стороны и скрестно вперед с максимальной амплитудой (левая рука перед правой и наоборот). Повторить 8-10 раз каждой рукой. Темп средний. Дыхание свободное.
4.И.п. - то же, руки на поясе. Свести локти назад - вдох, вернуть в исходное положение – выдох. Повторить 8 раз. Темп медленный.
5.И.п. - то же, руки опущены. Развести руки в стороны - вдох, положить ладони на нижние ребра, слегка нажимая на них, - выдох. Повторить 6 раз. Темп медленный.
6.И.п. - то же, в опущенных руках гимнастическая палка. Присесть, поднимая палку перед грудью - выдох, встать - вдох. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
7.И.п. - то же. Палка зажата сзади в локтевых суставах. Наклоны влево и вправо. Повторить по 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание свободное.
8..И.п. - то же. Палка стоит вертикально между ногами на полу, ладони лежат на ее конце. Опираясь на палку вытянутыми руками выполнять круговые движения туловищем вправо и влево. Повторить по 6 раз в каждую сторону. Темп медленный. Дыхание свободное.
9.И.п. - то же, руки сцеплены в «замок» и подняты над головой. Наклон вперед-вправо, коснуться руками правого голеностопа, вернуться в и.п. То же в левую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний. Дыхание свободное. 5 мин Звучит музыка √2.
Проводить музыкальную ритмическую гимнастику может учитель , а могут дети , особенно интересно делать это нон-стоп по очереди , конечно желательно заранне подготовить комплексы упражнений.
Так как разминка под музыку проводится , то нет возможности проговаривать исходное положение, название упражнений и т.д. учащиеся визуально повторяют за ведущим упражнения , стараются делать синхронно и в такт с музыкой.
2. Основная часть урока
5 Учащиеся перестраиваются обратно в одно шеренговый строй и ведут счет на 1-й , 6-й , после чего отправляются по станциям круговой тренировки :
«Ходули» - на специальных приспособлениях задача держать равновесие и передвигаться.
«Жерди» - учащиеся наводят переправу из жердей и проходят ее .«Маятник» - учащиеся с помощью вертикальных канатов преодолевают препятствия.
«Крутилки» - на спец.приспособлениях ребята соревнуются в ловкости , силе и скорости.
«Резиночка»-разнообразные прыжки на спец.резинке.
«Ловкач» - выполнение различных трюков на спец.снарядах «Буратино» и «Нунчаки».
10 мин Звучит музыка √3.
На данной станции страхует учитель
На полу под канатом лежит г.мат
6 Команда «Становись» , учитель объясняет следующую задачу , каждая команда проходит эстафету с заданием и решает задачу на «спортивном светофоре» , команды занимают исходное положение за своими капитанами в колоннах и по команде учителя начинают соревнование :
-бег с мячом в руках к сетке;
-с собственного подброса перебить мяч с высокой траекторией через сетку, «нырнуть» под сеткой и поймать его на другой стороне ;-добежать с мячом в руках до лицевой линии и выполнить прямую нижнюю подачу , вторые номера подбирают мячи ;
-решить задачу на спортивном светофоре и передать эстафету 2 номеру касанием по плечу.
В конце подводим итоги эстафеты , по таким критериям как скорость , правильность выполнения волейбольных заданий и решения задач на «светофоре». 5 мин Звучит музыка √4.
Задание «спортивный светофор» см в приложении 1.
7 Команда: «Становись» , учитель:
-Ну а теперь поиграем в самую замечательную игру волейбольная «лапта» . Команда «Аэро» занимает место на 1 стороне волейбольной площадки , а команда «Кардио» на другой.
Команда, которая начинает – располагается на средней линии , капитан – в зоне 1 выполняет подачу , как только капитан удачно подал на сторону соперников вся команда со средней линии бежит , касается сетки и возвращается за лицевую линию ; команда соперников выполняет прием подачи в зону 3 , игрок зоны 3 ловит мяч и накидывает игрокам зон 2, 4, 6 , которые атакуют через сетку . Если мяч коснется площадки быстрее чем подающая команда убежит за лицевую линию , то очко не засчитывается , равно как и если подача не получится , а если подающая команда пробежит за свою лицевую линию быстрее чем мяч перелетит на их сторону , то ей засчитывается очко , равно как и если соперники допустят ошибки на приеме , передаче и атаке мяча.
10 мин Звучит музыка√5.
За основу взята русская народная игра «лапта»
Усложнение в этой игре возможно . Подающий , после подачи не бежит за лицевую , а пытается поймать мяч атакующей команды , тогда его команде так же засчитывается очко , соперники должны атаковать так чтобы подающий не смог поймать мяч , атакующий учится видеть поле соперников.
3.Заключительная часть урока
8 Чтобы восстановить наши силы предлагаю немного расслабиться и помечтать о ...славе.
Учащиеся одной команды ложатся на фитнес мячи спиной и, мягко покачиваясь , представляют что они качаются на морских волнах , а учащиеся второй команды садятся на гимнастические лавочки в позу "кучера" и отдыхают , по свистку меняются местами.
Выборочная оценка восстановления ЧСС. 3 мин Звучит мелодия √ 6.
Ложась на фитнес-мяч нужно помнить про правила безопасности , учитель показывает как правильно это сделать , в позе 'кучера" голова и плечи опущены книзу , мышцы расслаблены .
9 Звучит команда "становись". Оценка самочувствия.
Подведение итогов урока. Учитель
"Ну что же ребята вы сегодня хорошо позанимались , расскажите о своих впечатлениях". Надеюсь что сегодняшние 45 минут пробудят в вас уверенность в себе и желание заниматься спортом! 1 мин Обратить внимание на внешние признаки утомления .Обратная связь.
10 Выставление оценок за командную работу , за дисциплинированность . 2 мин Учитель выставляет оценки в журнал
11 Будьте здоровы , до свидания " На право "из зала шагом марш ! 1 мин Организованный выход из зала.

Приложение 1
Спортивный светофор.
Изготавливается из бумаги /картона/ светофор , каждый круг светофора из листа формата А-4:
К светофору 10 карточек для одной команды , например «Кардио»-сердечнососудистая система - с названием внутренних органов , 6 из которых должны иметь отношение к сердечнососудистой системе: сердце , артерия , селезенка , малый круг кровообращения, миокард , предсердие ; 2 органа из темы соперников : / «Аэро» - дыхательная»/ легкие , бронхи и 2 карточки с нейтральными органами : желудок , почки. Точно такой же светофор и 10 карточек для другой команды , где 6 карточек будет по теме «Аэро» - дыхательная система : легкие , бронхи , носоглотка , альвеолы, трахея , легочное дерево , 2 карточки из темы соперников:/ «Кардио»-сердечнососудистая система/ сердце , миокард и 2 карточки нейтральных- головной мозг , печень.
Игрок подбегает к своему светофору , берет карточку , читает , если это орган имеющий отношение к его системе , он кладет на зеленый , если к системе соперников- на красный , если нейтральный –на желтый .
Урок разработан учителем 1 категории Донецкой гимназии √6 Дейкуном Владимиром Ивановичем с целью повышения своего профессионального мастерства .