Статья. Тема:Методические аспекты работы над предложением как форма внеурочной деятельности в младших классах


ВВЕДЕНИЕ.Цель начального обучения русскому языку - развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка и привитие интереса к его познанию.
В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построения предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Известно, что центральное направление современной методики начального обучения родному языку состоит в реализации лингвистического принципа о взаимосвязанности языковых уровней: фонетического, лексического, синтаксического, морфологического.
Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значении слов, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения, в связном тексте.
Проведение систематической работы по синтаксису способствует повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников, наибольшей осознанности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает преемственные связи между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку.
Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного развития речи во всех последующих классах.
Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи учащихся, повышает их речевую культуру. Весь процесс обучения, если он правильно организован и осуществляется в строгой системе, должен быть в то же время процессом развития логического мышления и речи учащихся.
Важнейшим звеном в развитии речи детей, поступивших в 1 класс, является работа над предложением. Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Оно является основной единицей речи. Овладение родным языком в основном протекает в виде усвоения предложений разных типов. В норме первые слова-предложения и предложения из объединения двух слов появляются в детской речи очень рано, примерно в возрасте от 1 года 3 месяцев до 1 года 8 месяцев. Даже предложения с однородными членами и сложные предложения появляются очень рано - в период 1 года 9 месяцев. К 6 годам дети вполне осваиваются с предложением, еще не зная, что произносимые связно слова и создают предложения. Однако, предложения детей дошкольного возраста нередко представляют собой весьма вольное и порой аморфное соединение слов с характерным для них неправильным порядком слов и неверными грамматическими формами.
К младшему школьному возрасту относятся дети 6,5-10 лет. Основным видом деятельности становиться учебная деятельность. К этому времени у детей должен быть сформирован определенный уровень речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
Проблема развития речи - одна из важнейших в педагогике и психологии. Решение вопросов развития связной речи учащихся тесно связанно с изучением особенностей формирования в речи детей предложений разной структуры. Возможности построения предложений определяются сформированностью фонетики и лексики. В исследованиях, освещающих особенности речевого развития детей, указывается, что нормально развивающийся ребенок ко времени поступления в школу оперирует предложениями разной структурной сложности (А. Н. Гвоздев, Д. Б. Эльконин
и др.).
При изучении речевой деятельности детей рассматриваются такие ее компоненты, как осознание, словарь и грамматический строй речи, особенности формирования развернутого речевого высказывания. Для письменных работ учащихся характерны специфические ошибки, связанные с формальным словообразованием, ситуативной группировкой и применением слов, сходных семантически, но разных по звучанию, с синтаксическим оформлением предложения, т. е. неумением выделить его из текста.
Изучение возможностей речевого развития детей представляет первостепенный интерес для практики обучения. Усвоение синтаксических норм, формирование и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами — важнейшие элементы становления речи младших школьников. Поэтому очень важно изучать особенности построения предложений в устной и письменной речи младших школьников.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НА СИНТАКСИЧЕСКОМУРОВНЕ МЛАДШИХ ШКАЛЬНИКОВ.По результатам проведенных работ (сочинений и изложений разных видов) был выделен ряд типичных ошибок у учащихся (работа велась как на уроках так и во внеурочной деятельности). Детям свойственно.
Неполные предложения.
Отсутствие точек в конце предложения и заглавных букв в начале.
Наблюдается пропуски членов предложения.
Нарушение порядка слов в предложении.
Наблюдаются частые повторения слов, особенно имен существительных, которые обозначают главных действующих лиц. Они не заменяют их местоимениями или родственными словами. Например, Синица, синичка, птица, она.
Неправильное употребление глаголов с приставками в результате этого получаются бессмысленные предложения.
Иногда наблюдается сокращение действующих лиц (сюжетные
картинки)
Трудности в выявлении и описании скрытых связей (сюжетные картинки)
Отсутствие логического конца, (изложения, сочинения, сюжетные картинки)
Отсутствие структуры сочинения, изложения: выделение вводной, основной, заключительной части (иногда наблюдалось не выделение основных частей, а иногда и отсутствие их). Чаще всего отсутствие вводной части дети сразу переходят к событию, забывая указывать место события. Отмечались работы, в которых было отсутствие заключительной части.
Путаются в последствии событий.
Дети мало употребляют в предложениях второстепенные члены предложения.
Нераспространенные и мало распространенные предложения.
Работы насыщенны орфографическими ошибками.
Пунктуационные ошибки.
Несогласование членов предложения. Например: Ранняя зимой.
На основании этого мною была разработана система дидактических игр и упражнений, которые вводились в каждый урок и на занятиях во внеурочной деятельности.
Методические аспекты работы над предложением как форма внеурочной деятельности в младших классах
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей - одна из важнейших задач уроков русского языка в начальных классах. Значимость работы над предложением обусловлена, прежде всего, его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением - значит развить у них умение делить поток речи на законченные структурно-смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и информационно оформлять мысль, используя слова и соединяя их в предложения.
Работа над предложением занимает в обучении языку центральное место еще и потому, что на синтаксической основе осуществляется усвоение морфологии и лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой младшие школьники осознают роль, в нашем языке имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, наречий, их основные категории.
Лексикой родного языка учащиеся овладевают также на базе предложения. Лексическое значение слова и особенности его употребления раскрываются в словосочетании или предложении. Смысл слова уточняется в составе предложения. В контексте слово всегда однозначно (вне предложения, как известно, слово может иметь несколько значений).
Тема «Предложение» является сквозной. Она изучается в течении всех четырёх лет. Постоянно углубляются знания о признаках предложения. От элементарных представлений о предложении как единице речи, выражающей мысль, учащиеся переходят к изучению главных и второстепенных членов, связи слов в предложении, к изучению предложений с однородными членами. Основу содержания синтаксиса в системе начального обучения русскому языку составляют синтаксические понятия и правила и сформированный на основе знаний по синтаксису целый ряд умений и навыков учащихся. Все эти знания и умения определены действующей программой.
Первоначальный этап работы над предложением совпадает с периодом обучения грамоте. Именно в этот период учащиеся знакомятся с важнейшими особенностями предложения: предложение выражает мысль, для него характерна интонационная завершенность. Если этих качеств нет, то слова не составляют предложения, это только группа слов.
Осознать учащимися предложение как целостную единицу речи невозможно, если они не в состоянии выделить главные члены. Именно подлежащее и сказуемое составляют структурную и смысловую основу предложения. Вот почему в букварный период целесообразно проводить элементарные наблюдения над главными членами предложения (без терминов).
Наблюдая за главными членами предложения, учащиеся учатся четкому выражению своих мыслей, у них формируется умение делить поток речи на предложения. Для учащихся сам по себе ответ на вопрос: «почему определенную группу слов можно назвать предложением?» - теснейшим образом связан с распознаванием главных членов, поскольку именно они составляют структурную основу предложения.
По мере изучения предложения уточняется представление о его составных частях, и в частности о словосочетании. Одновременно углубляются знания о каждом члене предложения. Что представляют собой подлежащее и сказуемое? В каком отношении они находятся? Какова роль второстепенных членов?
В начальных классах учебный материал о предложении изучается таким образом, что в течение всего года работа над предложением пронизывает все другие темы, хотя в целом объем синтаксического материала, изучаемого в 1-4 классах, мал.
Работу над предложением в первом классе следует рассматривать двояко: в плане развития речи и в плане создания предложения как особой синтаксической единицы.
Речевой план работы над предложением направлен на обучение детей построению предложений, на обогащение их речи разными синтаксическими конструкциями, на развитие интонационных умений, т.е. в большей степени на осознание предложения как единицы звучащей, произносимой, слышимой.
В 1 классе, согласно программе, учащиеся учатся различать в предложении слова, обозначающие, о ком или о чем говорится в предложении и что о них говорится. Фактически это означает начало работы над грамматической основой предложения и представляет собой пропедевтику изучения главных членов.
Работа по синтаксису во 2 классе имеет два этапа. Первый из них связан с изучением темы «Предложение». В процессе изучения этой темы второклассники совершенствуют знания о предложении, навыки по составлению и анализу простых предложений, правильному использованию их в речи.
Одним из важнейших направлений работы по синтаксису является обучение выразительному чтению. Обучение такому чтению предполагает формирование умения членить паузами отдельное предложение, текст, повышать или понижать голос, ставить логические ударения. Кроме того, обучение интонационным умениям самым тесным образом связано с формированием пунктуационных умений. В самом деле, можно ли научить детей правильно ставить знаки препинания в конце предложений, повествовательных, вопросительных, восклицательных, не научив произносить эти предложения? Конечно, нельзя. Ребенок правильно напишет вопросительное предложение только тогда, когда научится слышать и воспроизводить интонацию вопросительного предложения. Обучение интонации конца предложения тесно связано с тренировкой в постановке логического ударения. Заметим, что систематическая работа по формированию навыков выразительного чтения на уроках русского языка является эффективной для обучения осмысленному чтению вообще, так как на уроках чтения дети, как правило, читают не отдельные предложения, а связные тексты довольно значительного объема. Научить выразительно читать большие отрывки можно, лишь научив детей читать отдельные предложения, сопровождая чтение отдельных предложений их анализом.
На первом этапе важно научить детей разграничивать простое предложение и словосочетание как составной элемент предложения. Важно, чтобы второклассники осознали, что в языке, речи существуют разные синтаксические единицы: предложение и словосочетание.
Термины, которыми следует пользоваться при обучении, - это главные члены предложения, второстепенные члены предложения( они, как правило, подчеркиваются в тексте предложения) и словосочетания ( как правило, выписываются). При анализе предложения: Сильный ветер загудел в вышине подчеркиваются главные члены - ветер загудел, а словосочетания выписываются. Ветер (какой?) сильный, загудел (где?) в вышине.
В 3-4 классе работа над словосочетанием и предложением организуется при изучении частей речи, а также в связи с упражнениями в развитии связной устной и письменной речи.
Обучение учащихся правилам построения предложений, словосочетаний, осознание связей, существующих в языке между этими единицами, осознание сочетательных свойств слова, проявляющихся в строе предложения и словосочетания, анализ структуры предложения и словосочетания - вот основной круг вопросов, которые следует постоянно держать в поле зрения при работе над выполнением программных требований: при формировании орфографических навыков, при формировании умений, направленных на различение частей речи, их основных категориальных признаков.
В 4 классе дальнейшим развитием знаний о членах предложения является понятие об однородных членах.
Итак, основные синтаксические единицы, которые учащиеся должны осознать, т.е. знать их отличительные признаки, уметь различать при языковом анализе, уметь пользоваться в практике письма и речи, - это простое предложение и словосочетание.
На основе знаний о словосочетании и предложении совершенствуется синтаксический строй речи ребенка, формируются умения пользоваться простым предложением в устной и письменной речи.
Работа над предложением как основной синтаксической единицей является центральной в процессе развития связной речи детей, устной и письменной.
Ведущим при усвоении предложения является развитие у учащихся правильного представления о членах предложения. Во-первых, младшие школьники усваивают, что все члены предложения делятся на две большие группы: главные и второстепенные. В начальных классах второстепенные члены предложения не дифференцируются. Для усвоения предложения раскрывается сама сущность главных и второстепенных членов: главные члены составляют структурную основу предложения, они нередко берут на себя и основную смысловую нагрузку, а второстепенные члены выполняют функцию уточняющую (хотя и не менее важную для выражения мысли). Для раскрытия сущности второстепенных членов учащиеся проводят анализ предложения и устанавливают, какие члены предложения уточняются второстепенными членами. Особенно наглядно специфика второстепенных членов выступает в процессе распространения предложения. Например, учащимися записано предложение: Ласточки улетают. Для того чтобы мысль была выражена более полно, им предлагается включить в предложение слова, отвечающие на вопросы куда? и когда? Отвечая на эти вопросы, учащиеся наглядно убеждаются в том, какой член предложения распространяется, становится более точным.
Формирование у учащихся умения устанавливать связь слов в предложении относится к числу важнейших синтаксических и речевых умений.
Предложение, во всей совокупности своих признаков, должно стать фоном для разнообразных фонетических, орфографических, лексических упражнений, при чтении художественных текстов, при проведении наблюдений над природой. В работе над предложением важно осуществление одного из важнейших принципов методики, заключающейся в опережающем развитии устной речи по отношению к письменной.
Собственно синтаксические упражнения следует проводить таким образом, чтобы учащиеся учились анализировать предложения, устанавливать связь между словами в данных предложениях, составлять свои предложения с соблюдением норм русского языка: порядка слов, интонации, логического ударения и др.
В целом же только постоянное внимание к двум сторонам речи: устной (звучащей) и письменной - поможет младшим школьникам правильно использовать предложение в практике речевого общения.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ.Воспитатель ГПД, особенно если он ещё и учитель, имеет возможность использовать внеурочную деятельность детей для их речевого развития.
Вот ряд дидактических игр, которые вводились в уроки русского языка и использовались во внеурочной деятельности в моей работе с детьми по развитию синтаксического строя речи младших школьников. Эти игры направлены на усвоение понятия «Предложение», и на предотвращение ошибок в построении предложений, и на формирование синтаксического строя речи. Эти игры вводились поэтапно. На первом этапе использовались схемы. На втором этапе деформированные тексты и предложения. На третьем дидактические игры. К этим играм и упражнениям предъявляются особые требования.
ТРЕБОВАНИЯ К ДИДАКТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ И ИГРАМ.
Задание к упражнению (игре) должно быть четко сформулированными и понятным, для учащихся.
Упражнения (игры) должны быть близки к жизненным ситуациям, носить практический характер.
Упражнения (игры) должны быть интересны для учащихся, учитывается воспитательный характер упражнений (игр)
Упражнения (игры) должны быть направлены на развитие логического мышления, речи, памяти, внимания.
Упражнения (игры), в основном, должны проводиться с применением наглядных средств обучения.
Поскольку школьники еще не имеют достаточных сведений по синтаксису, то, очевидно, что обучение правильному построению различных синтаксических конструкций должно происходить на практике.
Приёмы работы над предложением.
Придумать как можно больше предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинам.
Придумать предложение по сюжетной картине и определить в нем количество слов.
придумать предложение с определенным количеством слов.
Распространить предложение, увеличив в нем количество слов.
Составить схему данного предложения и придумать свое по этой схеме.
Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Выделить из текста предложение с определенным количеством слов.
Составить предложения по опорным словам
Определить, правильно ли составлено предложение: если неправильно - исправить его. Например: Шел дождь, потому что я взяла зонтик.
Сократить предложение до двух слов (трех, четырех слов).
Составить предложения по схемам, где одно слово обозначено картинкой, другое - знаком (одна черта - имя существительное, две черты - глагол, волнистая линия - имя прилагательное).
Составить предложения из данных в разбивку слов (деформированные предложения, тексты):
-все слова даны в нужной форме;
-часть слов дана в начальной форме;
-первое слово выделено жирным шрифтом.
Восстановление деформированных предложений.
Выделение предложений из сплошного текста, данного без знаков препинания.
Нахождение по вопросам главных и второстепенных членов предложения.
Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.
Постепенное, ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов.
Сокращение распространенного предложения путем отбрасывания некоторых слов.
Конструирование предложений по отдельным словам.
Составление предложений по заданному члену предложения (подлежащему, сказуемому).
Конструирование предложений по схемам.
Построение сложных предложений из нескольких различных элементов.
Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами.
Разделение сложного предложения на простые.
Анализ предложений.
Постановка логического ударения в предложении.
Первый, этап.
На - первом этапе предлагались упражнения с использованием схем.
1- Составление предложений с использованием предметных и сюжетных картин.
Например:
а)На доске закрепляются предметные картинки:
Кошка?Молоко
У. - Кто изображен на первой картинке? (Кошка)
У. - Запишите это слово.
У. - Что изображено на другой картинке? (Молоко)
У. - Запишите.
У. - Можно ли назвать эти слова предложением? Почему?
У. - Какое слово нужно добавить, чтобы получилось предложение?
У. - Какое предложение у вас получилось? (Кошка любит молоко)
У. - Докажите, что это предложение.
У, - Сколько слов в предложении?
У. - Составьте схему предложения.
Далее проводится работа по постановке логического ударения. Уточняется:
Кто любит молоко?
Что любит кошка?
Что делает кошка?
б)Учитель демонстрирует сюжетные картинки:
«Девочка читает книгу», «Девочка поливает цветы», «Заяц ест капусту».
Дети называют предложения по этим нерасчлененным картинкам. Определяют количество и последовательность слов в каждом предложении. Отыскивают в схеме определенное слово. Читают предложения по схеме.
в)Дети упражняются в составлении распространенных предложений по вопросам где? как? когда? (На сюжетных картинках).
На материале этих упражнений использовались следующие приемы работы над предложением -№№ 1,2,3,4,5,6,8,15,17,19,21,23,25,26.
Данные упражнения проводятся в форме игр. Они направлены на сопоставление слова и предложения как речевых единиц, тренируют в определении количества и последовательности слов в предложении, составлении схемы предложения, готовят учащихся к раздельному написанию слов. А также дети учатся выразительно произносить предложения, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.
Подбор предложения к графической схеме.
Такие задания по конструированию предложений учат учащихся правильно строить свою речь.

Упражнения предлагались в определенной последовательности, от простого к сложному. Сначала предлагались схемы типа:
|__________ .
|__________ ?
|__________ !
Затем давались схемы с определенным количеством слов. Например,
|_______ _______ _______ _______ .
|_______ __ _______ _______.
Использовались схемы с опорными словами. Например, составь рассказ о весне. Запиши его.
Весна.
|______ весна. |______ _______ ветер.
|______ ______ солнышко. |______ ______ листья.
|______ птицы. |_______ _______ цветы. |_______ _______ лето.
Или:
Ответь на вопросы. Предложения - ответы должны соответствовать схемам. Запишите текст (текст состоит только из ответов).
Ежик
Кто это?| _____ .
Чем покрыто его тело? |______ _____ _____ _____ .
Где живёт ежик ? |______ _______ __ ______ .
Постепенно, по мере изучения частей речи, вводить следующие схемы (чаще они используются на 2-ом и 3-ем этапах):
кто? что делал? или


какой?где? когда?
У.- Ребята, у нас сегодня гость. Отгадаете кто?
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
(собака)
У.- Кто это?
У.- Посмотрите, вот он. (показ мягкой игрушки).
У.- Сегодня он будет главным героем нашего предложения.
У,- На какой вопрос отвечает слово "собака"? (Кто?)
У.- Посмотрите на схему (схема написана на доске или плакате).
У.- Куда надо записать слово "собака"? (Учитель записывает слово на доске под вопросом Кто? Или учащиеся прикрепляют карточку со словом "собака" к плакату).
У. - Прочитайте вопрос. (Что делала?)
У. - Давайте подумаем, что могла делать собака. (Детям предлагают различные варианты ответов, выбирается один. Например, гуляла. Слово вносится в схему.)
У. - Ребята, посмотрите какая собака? (Большая, рыжая, смешная, добрая, красивая...)
У. - Как вы думаете, где могла гулять собака? (В парке, в лесу, на улице...)
У. - Какое предложение у вас получилось? (Рыжая собака гуляла на улице)
Учитель записывает предложение на доске и просит детей прочитать это предложение хором.
У. - Запишите предложение в тетрадь.
Далее можно дать разнообразные задания:
- найдите главные члены предложения; найдите слово, отвечающее на вопрос; сосчитайте количество слов в предложении и т.д.
Второй этап
На 2-ом этапе давались упражнения на восстановление деформированного предложения в тексте.
Задания строились по принципу от простого к сложному. Использовались следующие виды упражнений.
Составь из слов предложения. Запиши предложения.
Марины, у, кукла, была. Розы, в, красивые, вазе. Нора, ели, около, енота. У, сливы, дома, росли.
Подумай, сколько предложений в рассказе о зиме. Найди начало и конец каждого предложения.
Пришла, зима, выпал, пушистый, снег, снежинки, кружатся, в, воздухе, мороз, нарисовал, на, окнах, узоры.
Прочитай. Сосчитай сколько здесь предложений. Читай, показывая голосом начало и конец предложения.
Расположите предложения так, чтобы было понятно, что было сначала, а что - потом.
По дороге он встретил лису.
Лиса была сердитая и голодная.
Маленький кролик бежал домой.
Кролик бросился наутек.
Даны предложения. Чтобы получился рассказ надо ответить на вопросы, используя эти предложения.
Что делает мама?
Кто ей помогает?
Что будут делать дети?
Что будет делать папа?
Они готовят бумагу и клей. Мама моет окна. Папа будет заклеивать окна. Нина и Саша помогают маме.
Перед тобой текст, в котором "спрятались" предложения. Если ты их найдешь, получится интересное стихотворение.
Кошка хвостик свой ловила Маша физику учила еж гонялся за мышами чиж летал под облаками.
Эти упражнения развивают логическое мышление детей. Формируют умение и навыки составлять предложение из слов, устанавливать взаимосвязь слов в предложении, выделять предложение из текста, правильно строить свою речь.
Третий этап.
На этом этапе предлагались игры типа:
Игра "Лесенка предложений"
Соревнование по колонкам: кто быстрее дойдет до конца лесенки.
Дети сами выходят к доске и показывают схему, к которой придумывают предложение.
Условие: предложение придумывается по заданной схеме.
Первая схема — это заглавие, тема - ВЕСНА.
|______ .
|______ ______ .
|______ _______ ______ .
|______ _______ _______ _______ .
|_______ _______ _______ _______ _______ .
Например:
Весна.
Пришла весна.
Пришла ранняя весна. Ит.д.
Игра "Дополни предложение".
Учитель читает предложение. "Растут цветы".
Задание: дополните это предложение.
Выигрывает тот, у кого будет больше слов в предложении.
Например:
На лесной поляне растут красивые цветы. (6 слов)
Игра "Закончи предложение"
Учитель читает начало предложения.
Например: "Девочка решила ..."
Учащиеся заканчивают предложение. Предложения обсуждаются и выбирают наиболее интересные для записи.
Эти игры формируют умение быстро схватывать смысл читаемого, читать по догадке, запоминать, строить высказывание, используя все языковые возможности, а так же следить за высказываниями собеседника. Развивают логическое мышление, память, обогащают словарный запас учащихся.
Игра "Измени одно слово".
Задание: измените слово "Ребята" (решали, задачу).
(Ученики, школьники, мальчики, девочки).
(Читали, составляли ...)
(Пример, уравнение...)
Упражнение вырабатывает умение быть внимательным к содержанию высказывания, готовит к сознательному восприятию текста и к пересказу текста.
Игра "Я учитель"
Учащимся предлагается предложение типа: "Мальчик стеклом разбил мяч". Коза принесла девочке корм.
На тоненьких листьях появились ветки.
Или
Наступило лето, ребята пошли кататься на лыжах.
Учащиеся должны послушать, запомнить и ответить: все ли верно.
Данная игра нацелена на внимание к тексту, значительное усвоение читаемого, умение точно, в соответствии с замыслом, построить высказывание, осмысленно употреблять то или иное слово.
Игра "Когда заканчивается предложение?"
Задание: при понижении голоса надо хлопнуть в ладоши. Хлопок будет обозначать точку.
Бабушка вяжет. (Хлопок)
Бабушка вяжет (...) носки. (Хлопок)
Бабушка вяжет носки (...) внуку. (Хлопок)
Бабушка вяжет носки внуку (...) Максиму. (Хлопок)
Данная игра направлена на формирование умения выделять предложения из потока речи.
Игра "Учитель и ученики".
Выбирается два-три "учителя". Учитель произносит предложение, просит "учителей" поставить вопросы по содержанию высказывания. "Ученики" отвечают на поставленные вопросы.
Например: Медведь спит в берлоге?
"У" - Кто спит в берлоге?
"У" - Что делает медведь?
"У" - Где спит медведь?
Упражнение помогает осмыслить текст, оформить свои высказывания, готовит к
содержательному анализу текста. Служит для установления взаимосвязи слов в предложении.
Игра "Ералаш"
Наглядные пособия:
Плакатики с текстами стихов для проверки.
Все предложения каждого стихотворения написаны на картонных полосках и разрезаны на две части.
Наборное полотно.
Ход игры, в начале игры наборное полотно имеет такой вид:
Злой кабан Сидел на ветке Пароход Томился в клетке Соловей Точил клыки Дикобраз Давал гудки Кошка Физику учила Маша Хвостик свой ловила Повар Сшил себе штаны Портной Жарить стал блины Еж Накрыт к обеду был Чиж Усами шевелил Рак Летал под облаками Стол Гонялся за мышами Чайник Прыгал во дворе Мальчик Булькал на костре
Заточите карандаш! Уничтожьте ералаш!
Я приказываю вам все расставить по местам!
Дети читают первое предложение, находят несоответствие. Ищут правильную вторую часть для первого предложения, заменяют ею на наборном полотне неправильную, а ту ставят на освободившееся место. То же - с остальными предложениями. Затем дети читают, что получилось, проверяют. А получилось вот
Злой кабан точил клыки.
Пароход давал гудки.
Соловей сидел на ветке.
Дикобраз томился в клетке.
Кошка хвостик свой ловила.
Маша физику учила.
Повар жарить стал блины Портной сшил себе штаны.
Еж гонялся за мышами.
Чиж летал под облаками.
Рак усами шевелил.
Стол накрыт к обеду был.
Чайник булькал на костре.
Мальчик прыгал во дворе.
ЛИТЕРАТУРА.
Сборник рабочих программ «Школа России» Москва. «Просвещение», 2011г.
Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах.
Фомичева Г.Л. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. Москва. «Просвещение», 1981г.
Грушников П.А., Горецкий В.Г. Работа над предложением и связанной речью в начальных классах. Москва. «Просвещение», 1967г.
Канакина В.П. Дидактический материал по русскому языку для 1-2 класса. Москва. «Просвещение», 2013г.
Банщикова Г.И., Черняева В.Д. Сборник заданий по развитию речи младших школьников ( 1 класс). Санкт-Петербург, 2000г.
Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Москва. «Просвещение», 1982г.