Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического сопровождения как одно из условий успешного обучения детей с нарушением опорно – двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении.

В последнее время обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями:
- дети с церебральным параличом (ДЦП);
- с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии;
- с миопатией;
- с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич это непрогрессирующее поражение ЦНС, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подёргиваниями, нарушением равновесия). При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций. 
При ДЦП, как правило, сочетаются двигательные расстройства, речевые нарушения и задержка формирования отдельных психических функций.
Особое место в учебной деятельности обучающихся с двигательными нарушениями занимают расстройства речи.  Особенности  нарушений речи и степень их  выраженности зависит от локализации и степени поражения мозга.
 Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП – дизартрия. Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушения звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), нарушения речевого дыхания, голоса. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.
Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков.
Нарушения речи у детей с церебральными параличами включают:
- фонетико-фонематические, проявляющиеся при различных формах дизартрии;
- специфические особенности усвоения лексической системы языка;
- нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;
- нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, связанные с общими психическими особенностями детей с церебральными параличами;
- все формы дислексии и дисграфии, что обусловлено несформированностью зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.
В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.
Индивидуальный логопедический маршрут
Основной целью логопедической работы с детьми с НОДА является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими.
Дети с НОДА нуждаются в особых формах обучения. В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей качественного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию детей данной категории.
В своей работе использую диагностическую методику Т.А. Фотековой с балло-уровневой системой оценивания. Данная методика позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также использовать ее для прослеживания динамики речевого развития ребенка и эффективности коррекционного – логопедического воздействия. Последнее является составляющим коррекционного мониторинга речевого развития учащихся.
Вся перечисленная выше работа позволяет перейти к разработке и реализации индивидуальных маршрутов логопедического сопровождения для обучающихся с НОДА, так как в школу поступают в дети как посещающие так и не посещающие дошкольные учреждения, с низким уровнем речевого развития и низким уровнем готовности к школе в целом. Поэтому проведённая расширенная диагностика позволяет правильно наметить направления коррекционной работы и грамотно наполнить содержанием индивидуальные логопедические маршруты для каждого ребёнка.
К направлениям коррекционно-развивающей работы в маршрутах относятся: развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа, развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи, развитие общей моторики, развитие мыслительных операций, развитие слухового внимания и памяти.
К определению содержания коррекционно-развивающей работы подхожу индивидуально, подбираю для каждого ребёнка упражнения к каждому направлению работы.
Результаты коррекционно-развивающих занятий по индивидуальному логопедическому маршруту определяются с помощью промежуточных диагностик и фиксируются в ИОМ и ставятся задачи на следующий год.
Провожу консультирование и просвещение родителей данной категории детей, так как тесное сотрудничество - это залог получения положительных результатов при реализации маршрутов.
В конце года у учащихся наблюдается положительная динамика в развитии, обучении. Поэтому одним из наиболее важных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья выступает разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов школьников.
Заключение

Работа по коррекции речевых нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата предусматривает разработку индивидуальных образовательных программ по развитию речи.
В связи с этим индивидуальная образовательная программа по развитию речи ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата является лишь частью, звеном комплексной индивидуальной программы, которая разрабатывается группой специалистов - участников сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении.
Индивидуальное логопедическое сопровождение

ФИО, год рождения ребёнка
.20.. года рождения.


Заключение ПМПК


Логопедическое заключение


Актуальная проблема


Цель программы


Задачи.


Содержание
В соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ОНР, ФФНР, прописываются авторы программы, методики


Содержание работы

1. Развитие общей и мелкой моторики.


2. Развитие мимики и эмоций.


3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха.


4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения


5. Развитие импрессивной речи.


6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи.


Сроки динамического контроля
Динамические показатели

Сентябрь 20г
Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Особенности речевого развития
Причины отрицательной или нулевой динамики
Корректировка программы



Январь 20..г.


Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Особенности речевого развития
Причины отрицательной или нулевой динамики
Корректировка программы



Май 20.. г.


Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная
Особенности речевого развития Причины отрицательной или нулевой динамики

Задачи на 20- 20.. уч.год




Литература

1. Аршинова И.Ю. Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей.
2. Банкрашкова И.В. Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы.
3. Мальцева Т.В. Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника в коррекционно-развивающем процессе для учителей – логопедов дошкольных учреждений.
4. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальная школа (1-4) /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа,20046.
5. Маленикова В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Мартыненко Н. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка  [Электронный ресурс]. – Режим  доступа:www.maam.ru.
7. Семаго М.М., Ахутина Т.В. и др. Рабочая книга психолого - медико–педагогического консилиума. Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов., Москва, 2000.











15